ДВА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОСВЯЩЕНИЯ
«Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости.»
М. Глинка
Презентация для урока в 6 клаасе
Выполнила: Гринева Л.В. учитель музыки
г. Санкт-Петербург
« Я помню чудное мгновенье…»
Стихотворение
А.П. КЕРН
А.С. ПУШКИН
Стихотворенье поэт посвятил
Анне Петровне Керн.
Я помню чудное мгновенье, Передо мной явилась ты. Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. И снились милые черты. Шли годы, бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. Твои небесные черты.
Стихи эти сделали из Анны Керн живую легенду, и пушкинская строчка "Я помню чудное мгновенье..." даже выбита на ее надгробии.
Глинка сочинил романс в 1840 году, через несколько лет после трагической гибели А. С. Пушкина.
Романс «Я помню чудное мгновенье» Михаила Ивановича ГЛИНКИ (1804 — 1857) на стихи А. Пушкина считается шедевром романсной лирики, одним из лучших произведений начала XIX в. Это исповедь сердца композитора, глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга.
В доме одной из своих сестер Глинка встретил молодую девушку, которая привлекла его внимание. Это была дочь Анны Петровны Керн - Екатерина Ермолаева.
Глинка полюбил эту девушку и эта любовь стала для него источником радости и вдохновения. Памятью об этой встрече остался и вдохновенный романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи Пушкина , в свое время посвященные Анне Петровне Керн.
Екатерина Ермолаева- Керн
Романс написан в трехчастной форме, что позволяет отразить три важных жизненных этапа героя.
Романс начинается с рассказа о былом – герой вспоминает явление ему дивного образа; музыка фортепианного вступления звучит в высоком регистре, тихо, светло, словно мираж… В третьем куплете (третья строфа стихотворения) Глинка замечательно передает в музыке изображение «бурь порыв мятежный»: в аккомпанементе само движение становится взволнованным, аккорды звучат как учащенные удары пульса (во всяком случае, так это может исполняться), взметающие короткие гаммаобразные пассажи, словно вспышки молнии. Восторженная тема любви достигает кульминации в коде романса, каковой является последняя строфа стихотворения. Здесь она звучит страстно и возбужденно на фоне аккомпанемента, замечательно передающего «биение сердца в упоении».
И тогда же стал работать над фортепианным «Вальсом-фантазией» — своего рода поэмой вальса, сочинением не программным формально, но вдохновленным образом Екатерины Ермолаевой, словно рисующим ее в обстановке бала. Ей он негласно и посвятил свое сочинение, однако сделать открыто этого не мог, опасаясь скомпрометировать любимую, и осуществил это завуалированно, посвятив «Вальс-фантазию» Д. Стунееву, мужу своей сестры.
«
Любовь Глинки была взаимной, однако роман скоро кончился: оба были несвободны, к тому же Екатерина Ермолаева скоро уехала по совету врачей на Кавказ. Все кончилось. В 1842 году Керн вернулась в Петербург, но встреча ее с Глинкой уже не имела для него прежнего значения. Вскоре он через общую знакомую вернул ей ее письма, а затем без сожалений уехал за границу.
Новое сочинение тем временем приобрело большую популярность. Известный в те годы дирижер Й. Герман сделал его оркестровку и часто исполнял в летних концертах Павловского вокзала. Вальс стали называть Меланхолическим, или Павловским.
В 1856 году композитор сделал новую оркестровку, легкую, прозрачную, подчеркивающую не танцевальность, а поэтичность музыки, в которой воплотились его мечты, волнения, тоска и любовь. Все это осталось давно позади, у композитора были другие увлечения.
И окончательный вариант «Вальса-фантазии» Глинка посвятил своему другу К. Булгакову, написав при этом: «Эта музыка напомнит тебе дни любви и молодости».