Урок по музыке в 5 классе.
Дата___________
Тема: Два великих начала искусства.
Планируемые результаты учебной деятельности
Метапредметные:
— введение обучающихся в мир жанров, связывающих музыку и слово; исследование жанров песни и романса;
- умение выявлять связи и различие между литературными и музыкальными образами и темами, выразительными средствами музыки и литературы, рассуждать о них.
Личностные:
— совершенствование художественного вкуса в процессе восприятия классических образцов поэзии, музыки, живописи.
Предметные:
— формирование навыков сравнительного анализа литературной и музыкальной составляющих вокальной миниатюры.
Цели и задачи урока:
- учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- рассмотреть проявления взаимодействий, связанных с очевидным влиянием искусств друг на друга (слова и музыки);
- выявить общие для литературы и музыки понятия «интонация», «предложение», «фраза».
Ход урока.
1.Оргмомент
- Доброе утро, ребята!
Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей, передайте частичку своего хорошего настроения друг другу.
От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.
2.Повторение
- Вспомните, какая тема была на прошлом уроке?
-Искусства различны, тема едина.
-А тема присутствует во всех видах искусства?
-да.
-Совершенно верно, ведь тема – это главная мысль, идея произведения
А что нам потребуется, чтобы понять смысл любого произведения искусства?
-Чуткость, наблюдательность, воображение, внимание.
- Вспомните, с какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке?
-картина И. Левитана «Осенний день», картина А. Бродского «Опавшие листья», песня «Золотая осень, Р.Шуман «Первая утрата», А. Плещеев «Осень»
- Какая тема их объединяет?
-Осень
- Послушайте одно из музыкальных произведений, звучавших на прошлом уроке, скажите, как оно называется.
(Звучит фрагмент «Первая утрата» Шуман)
-Это фрагмент пьесы «Первая утрата»
- А почему это произведение мы рассматривали, ведь была тема осени.
-Если вслушаться, то можно представить, как опадают листочки с деревьев; мелодия печальная, и мы грустим об ушедших солнечных днях.
- Итак, какой вывод мы можем сделать?
-Что тема едина, а искусства, которые раскрывают ее разные.
3. Объяснение новой темы
-Ребята, посмотрите на доску.
Здесь изображено два дома. Давайте представим, что оказались очень-очень близко и затая дыхание послушаем, что там происходит и узнаем тогда, кто там живет.
( Звучит «диалог Слова и Музыки» на фоне музыки)
1.И все же помни, что только Слову дано бессмертие.
Сколько бы веков ни прошло, из-под слоя древней пыли,
способны зазвучать лишь Письмена.
Сначала музыка была,
Но речь вольна о ней глаголить…
2.Без музыки земля пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет…
- Что же вы услышали?
-Мы услышали спор между музыкой и словом.
- Так кто же живет в этих домах?
- Музыка и Слово.
-Ребята, а нужны ли эти виды искусства друг другу, может действительно каждый из них может жить самостоятельно и не зависеть друг от друга?
Давайте попробуем в этом вопросе разобраться на сегодняшнем уроке. Я предлагаю вам несколько заданий, чтобы разобраться в данном вопросе.
-Давным-давно, когда искусство было единым, поэзия и музыка не существовали отдельно друг от друга, так как рождались в игре, обряде, труде.
Шли годы, столетия. Все виды искусства приобрели самостоятельность. И каждый вид имеет свою историю, живет по своим законам. Но родство между ними сохранилось, потому что на протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют. Нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения рождают шедевры.
А какие жанры появились благодаря взаимодействию музыки и слова.
-Песни, романсы, оперы, мюзиклы.
-Предлагаю, ребята, поиграть в игру. Каждому из вас я положила на парту по бумажке с одним музыкальным произведением. На доске висит лист с четырьмя ячейками. На каждой ячейке написан музыкальный жанр: опера, мюзикл, романс, песня. Ваша задача по очереди подходить к доске и вкладывать свою бумажку в нужную ячейку. (ребята играют)
-Молодцы!
Более подробно мне бы хотелось сегодня остановиться на самых простых жанрах - песне и романсе.
Что такое романс? Что такое песня? Чем отличается романс от песни?
-Романс - музыкальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Исполняется сольно.
Песня - музыкальное произведение, которое можно исполнять сольно, дуэтом, трио, ансамблем, хором. Песня может быть с сопровождением, а может исполнятся a cappella.
-А что же объединяет эти два жанра?
- Союз музыки и слова.
-Стихотворный текст способен придать музыке новое звучание. Он обогащает ее смыслом, оттенками чувств. Но далеко не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по-особенному мелодичным, должно состоять из слов, которые легко поются.
И следующее задание будет таким:
Посмотрите, у каждого из вас на парте лежат две полоски (красная и синяя). Работать будете в парах.
Я буду читать четверостишия, каждая пара представляет себя композиторами и пытается определить, может ли данное стихотворение быть основой для песни, если «да», то поднимаете красную полоску, а если «нет» - синюю.
1.Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом…
Еще трава полна прозрачных слез,
И гром вдали гремит раскатом.
2.Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков,
Один пятак на кушак,
Другой пятак на колпак,
А третий пятак так.
3. Вот веселые стихи – апчхи!
Бесконечные стихи – апчхи!
Все чихальщики на свете
Без конца читают эти, ах, апчхи –
Чихают эти, нет, не так –
Читают эти очень звонкие стихи – апчхи!
4. Зарумянилась вишня и слива,
Налилась золотистая рожь,
И как море волнуется нива,
И в траве на лугах не пройдешь…
-Талантливая музыка часто как бы заново открывает известное стихотворение. Композитор превращает стихотворение в музыкальное произведение, благодаря чему поэзия становится частью музыки.
- Кому знакомы эти замечательные строчки?
Я помню чудное мгновенье.
Передо мной явилась ты.
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты...
Скажите, кто является автором этого стихотворения?
-Это стихотворение написал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
-Эти строки А.С.Пушкина учили наизусть и современники великого поэта. И их потомки. Оно посвящено Анне Керн, которой поэт искренне восхищался.
-Это стихотворение легло в основу музыкального произведения известного русского композитора. Кто он? (показываю портрет)
-М.И. Глинка.
-Так возник бессмертный романс «Я помню чудное мгновенье»
Сохранив прекрасный образ стихотворения, размер пушкинского стиха, Глинка придал ему широкое мелодическое дыхание, подчеркнул переломы в настроении, внес живое биение пульса в фортепианное сопровождение – и сумел стать равным великому мастеру стиха. Интересна история стихотворения и романса. Пушкин посвятил свои стихи
Анне Керн, которой искренне восхищался. А Глинка был знаком с ее дочерью – Екатериной Керн. С мыслями о ней Глинка написал романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи, посвященные ее матери. Сейчас мы с вами послушаем это замечательное творение.
( слушают романс «Я помню чудное мгновенье» М.Глинки)
-Как М. Глинка передал смену чувств и переживаний в романсе?
- С помощью аккомпанемента, меняется темп, динамика.
-А случается и так, что музыкальное произведение возрождает к жизни поэтическое. Если бы великий композитор к нему не прикоснулся, оно давно было бы забыто.
Простодушные стихотворения немецкого поэта Вильгельма Мюллера вряд ли надолго удержали внимание читателя. Однако его соотечественник Франц Шуберт открыл в них столько нежности и трагичности, что цикл «Прекрасная мельничиха» стал подлинной вершиной вокальной музыки. Мы с вами послушаем из этого цикла одну песню « В путь».
Этой песней открывает цикл «Прекрасная мельничиха».
(слушают «В путь» Ф.Шуберта)
-Ребята, в каком характере звучит произведение?
- Быстро, с движением, взволнованно.
Что вы представили, когда его слушали?
-Герой отправляется в путь; большинство своих песен он будет петь «на ходу». И все, что он встретит в своем нелегком путешествии – любовь, надежду, восторг, разочарование, - он будет переживать как бы в ритме своего собственного шага.
4. Вокальная работа.
-На одном из уроков мы с вами уже познакомились с музыкальным произведением, которое появилось благодаря слиянию музыки и слова. Что это за произведение и какой это музыкальный жанр?
-Песня «Продавец зонтиков»
-Давайте вспомним эту песню.
( Распевание по гамме, отработка музыкальных фраз из песни «Продавец зонтиков»)
Исполнение песни «Продавец зонтиков»
5. Итог
-Ребята, я думаю вы готовы уже ответить на главный вопрос сегодняшнего урока нужны ли музыка и слово друг другу?
-Да. Без взаимосвязи музыки и слова не будет многих музыкальных жанров, возможно, некоторые стихи канут в лета, так и не став известным романсом или песней.
И в завершении нашего урока я вам предлагаю продолжить фразу и записать её в тетради.
"На сегодняшнем уроке я узнал, что …";
"Особенно мне понравилось…";
"Сегодня мне удалось…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Меня удивило…"
-Закончить наш урок я бы хотела замечательными стихами Евдокии Ростопчиной:
Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся… Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду – все облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!