Двигательная активность людей должна быть озарена мыслью»
П.Ф.Лесгафт.
Проблема активности и самостоятельности учащихся – одна из коренных в дидактике и школьной практике. Деятельность преподавателя немыслима без опоры на тех, кого он учит, и добиваться появления этих качеств у учеников – одна из основных задач каждого учителя. Мой опыт показывает, что уроки гимнастики, как нельзя лучше подходят для формирования навыков самостоятельности.
Обратимся к определению самостоятельности, которое дает Инге Унт. Самостоятельность как характеристика деятельности учащихся в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Кроме того, самостоятельность – это способ учебной работы, где:
учащимся предлагаются учебные задания и руководство для их выполнения
работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством.
выполнение работы требует умственного напряжения.
Внешними признаками самостоятельности является: планирование своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, самоконтроль за ходом и результатом выполнения работы, ее последующее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону образуют умственные, физические и нравственно-волевые усилия, направленные на достижение цели без посторонней помощи.
Итак, что же необходимо для формирования навыков самостоятельности на уроках, чего добиваться от детей, на что их ориентировать?
Ответ на эти вопросы дает содержание учебной программы. Программа последовательно решает задачи физического воспитания , среди которых:
« выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командиров отделения, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; воспитание инициативности, самостоятельности, чувства ответственности».
Особое значение придается решению воспитательных задач в подростковом возрасте.
В этом возрасте следует опираться на методы учебно- познавательной деятельности ( проблемное и программное обучение, задания по самоконтролю, самостоятельная работа, взаимоанализ действий партнера).
В работе по формированию навыков самостоятельности основываюсь на трех принципах:
1. сознательности и активности: его реализация предполагает формирование осмысленного отношения как к общей цели, так и к конкретным задачам урока, умения анализировать свою деятельность при выполнении физических упражнений, развитие самостоятельности и творческих способностей школьников.
2. принцип индивидуализации: реализация этого принципа базируется на создании условий для самоизучения учебного материала, обучение умениям учитывать свои индивидуальные особенности .
3. принцип системности и целесообразности реализуется при помощи четкого определения места и значения каждого задания, блока упражнений в структуре урока и системе обучения в целом.
Занятия на уроках гимнастики: работа по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения дисциплины и порядка позволяют решать воспитательные задачи по формированию навыков самостоятельности в полном объеме. Однако недостаточно провозгласить: « делай сам, будь самостоятельным». Когда мы не в отвлеченных разговорах заботимся о самостоятельности школьников, а приходим в реальный класс, перед нами тотчас встает целый ряд вопросов. Как организовать одновременное научение всех детей, если у каждого у них свои желания, интересы, способности? Как пробудить интерес к занятиям, научить самостоятельно добиваться цели, поставленной на уроке? Прежде всего, нужно обучать школьников взаимостраховке, самостраховке, организовывать работу в отделениях, давать задания на дом, отводить на уроке больше времени самостоятельным занятиям.
Ребенка нужно научить самостоятельно разминаться перед сложными физическими упражнениями, самостоятельно подбирать подводящие упражнения, планировать свои действия. На уроках необходимо постепенно уменьшать степень собственного контроля над детьми ( взаимостраховка, работа в отделениях ), вплоть до полного снятия своего личного непосредственного контроля ( домашнее задание). Причем этому предшествует определенная работа. Нельзя давать домашнее задание, не убедившись, что ученики освоили способы самоконтроля. Домашнее задание потеряет смысл и не даст результата, если ученик будет выполнять его дома неверно. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: ребенок будет самостоятельным, если он будет уметь быть самостоятельным. А научить – задача учителя.
Для того, чтобы сформировать у учащихся 5 -9 классов навык самостоятельной работы на уроках гимнастики, я акцентирую внимание на таких моментах, как инструктивная направленность уроков, дифференциация и индивидуализация заданий в развитии навыков самостоятельности, формирование умений осуществлять планирование и самоконтроль в ходе выполнения физических упражнений, руководство самостоятельной деятельностью учащихся на уроке и использование учебных карточек на уроках гимнастики.
« скажи и я забуду, покажи и я запомню, дай действовать и я научусь»
( китайская мудрость)
Инструктивная направленность урока
Под инструктивной направленностью урока предусматривается подготовка помощников, командиров отделений, инструкторов.
Для этого использую задания учащимся по оцениванию и комментированию техники выполнения упражнений другими учениками, по основам знаний, правилам страховки, взаимообучения, взаимопомощи и взаимоконтроля.
Таким образом, на каждом уроке после сообщения учебных заданий и соответствующей подготовительной работы, ученики получают возможность помогать друг другу при выполнении упражнений в парах, посменно в шеренгах, выполнять роль помощников( проведение разминки с группой, организация работы в отделениях 4-6 человек, по развитию физических качеств). Важно сформировать умение оценивать, исправлять ошибки других учеников. Данное умение складывается из умений описывать двигательные действия и сравнивать данное выполнение с образцовым выполнением. Для этого прошу описать словами действия выполняющих упражнение. Описание проходит по определенной схеме так, чтобы имелось четкое представление о технике выполнения. После этого проводят сравнение описания образцового выполнения( приведенного в карточке-пособии) с описанием выполнения этого действия учеником.
Задание: выявить расхождения и пути их устранения.
- один из учеников стойку на лопатках, другой описывает последовательно технику выполнения ( исходное положение, постановка рук, положение ног). Затем сравнивается техника выполнения ученика с графическим изображением на карточке-пособии, и с техникой выполнения, приведенной здесь же (приложение №1)
Условно можно выделить следующие ступени постепенного освоения умения оценивать действие партнеров:
1 задание заключается в определении выполнено партнером двигательное действие или нет (решена ли двигательная задача).
2 задание – выявление ошибок в технике. Вначале ограничиваю поле наблюдения: « правильно ли выполняет постановку рук, группировку». То есть, указываю часть двигательного действия, на которое следует обратить внимание.
3 задание – выявление причин ошибок. Вместе с детьми обсуждаю, анализирую причину появления обнаруженной ошибки.
4 задание – исправление ошибки. Необходимо обратить внимание на ошибку, выделить движение из целостного двигательного действия и отработать его отдельно, подобрать подготовительные и подводящие упражнения.
На примере предлагаемых ниже задач и соответствующих им заданий для учащихся разного возраста и разного уровня сформированности навыка самостоятельности можно проследить процесс обучения умениям проводить разминку с группой одноклассников.
-задача: способствовать освоению занимающимися роли ведущего в упражнении.
1 задание: провести разминку с классом после сообщения задач, по карточке( №2)
2: выполняя упражнение, вести подсчет вместе с проводящим разминку.
3:классифицировать ошибки допущенные инструктором при проведении разминки( указать где они допущены: в объяснении, показе, подаче команд, подсчете).
4: самостоятельно подобрать упражнения и выполнить его с группой, учитывая направленность урока( гимнастика, спортивные игры, легкая атлетика).
При оценке учитывается:
А) умение выделять( объяснять, показывать) исходное положение
б) правильно подавать команду к началу и окончанию упражнения.
В) ритмично вести подсчет.
-задача: учить правилам подбора упражнения для общей части разминки.
1. выполнить упражнения из числа ранее изученных на подготовку группы мышц. Например: задача урока - совершенствование подъема переворотом. Нужно подобрать упражнение в разминке для подготовки мышц предплечья.
2.исходя из задач урока, указывается часть, которую нужно подготовить к предстоящей работе. Задание: подобрать и выполнить упражнение для подготовки соответствующей части тела.
Например: задача урока – обучение опорному прыжку, ноги врозь. Нужно подготовить руки, в частности кистевой сустав, плюс упражнения на растягивание и гибкость.
3.по предварительно полученной карточке-разминке, провести комплекс ОРУ без предметов ( прил. №2 ) или с предметами ( прил.№3).
-задача: способствовать освоению учащимися приемов и средств проведения отдельных частей общей и специальной разминки.
1. по карточке-разминке (прил.№4) из числа приведенных в ней упражнений выбрать и провести разминку с классом. Оцениваю качество выполнения, соответствие упражнений целям разминки и правилам их расположения в комплексе.
2. по предварительно полученной карточке-разминке (прил.№5) провести комплекс ОРУ с гимнастической скамейкой, включив в нее подводящие упражнения для опорного прыжка.
3. задание на поиск возможных изменений в проведении разминки( в ее содержании, формах организации, собственных действиях), направленных на более эффективное решение поставленных задач. Оцениваю оригинальность, необычность выполнения, соответствие задачам урока.
« перед учителем встает трудная задача – работать на уроке со всеми вместе и с каждым в отдельности»
В.Караковский
Дифференциация и индивидуализация в развитии навыков самостоятельности.
В предлагаемых школьникам заданиях конечной целью является не только те знания и движения, которые ученик может без труда освоить и выполнить, но и то, что ему в данный момент пока не под силу, но станет возможным в результате активной двигательной, познавательной и поисковой деятельности.
Примерные задания, предусматривающие частичный поиск учащихся в процессе самостоятельной работы: 1) самостоятельно видоизменить освоенный способ прыжка; 2) найти новое окончание акробатической комбинации на основе ранее изученных элементов;3) составить из ранее разученных движений комплекс утренней гимнастики.
Необходимость индивидуального подхода вызвана тем, что задания поискового характера всегда сопряжены с постановкой проблемы. Осознание проблемы зависит от уровня знаний, интереса и подготовленности учащихся. А данные показатели индивидуальны. И используя такие задания, как средство активизации, необходимо это учитывать. Распределение заданий нуждается в четкой дифференциации. То, что проблемно для одного, может не быть проблемным для другого.
Что бы помочь учащимся увидеть проблему, я использую различные приемы. Суть их в следующем. Не все объяснять, не преподносить в готовом виде. Не сразу оговаривать условия выполнения заданий, определенную часть оставлять для самостоятельного поиска.
Примерные задания:
класс выполняет ходьбу в обход по залу. По моему сигналу учащимся необходимо принять вис или упор( оговаривается заранее) с использованием на момент сигнала ближайшего оборудования зала. Даю задание назвать по принятой терминологии, то положение, которое ученик принял.
наблюдая за партнером, определить причину низкого результата, назвать ошибки, которые привели к этому.
составить акробатическую комбинацию на основе изученных ранее упражнениях.
В более старших классах дифференцированный подход в организации самостоятельной работы учащихся по развитию физических качеств осуществляю за счет ознакомления учеников приемами дозировки физической нагрузки. В вводной части урока провожу краткие беседы о признаках утомления, о приемах самоконтроля за реакцией организма на физическую нагрузку по ЧСС, о способах восстановления. Нагрузка дозируется по продолжительности выполнения упражнения, или по количеству упражнений в серии, по изменению темпа движений и интервалов отдыха.
Показателем контроля за нагрузкой, в этом случае берется общее самочувствие, желание или нежелание продолжить работу.
Задания:1. изменить условия выполнения упражнения, не вызывающего сложности(например: обычное сгибание и разгибание рук в упоре лежа) изменить так, чтобы оно могло быть использовано для развития силы.
2. самостоятельно составить комплекс упражнений для развития силовой выносливости различных групп мышц.
3. используя известные приемы контроля за нагрузкой( по ЧСС, по количеству повторений, по внешним признакам утомления) самостоятельно провести разминку по развитию физических качеств.
Дифференциация на уроке, где дети работают самостоятельно, заключается в следующем. Нужно опираться на индивидуальные особенности учащихся, их знания и умения. Для детей обладающих организаторскими навыками – работа командирами отделений, инструкторами. С творческими способностями – составление различных комбинаций разминок.
Последовательность заданий позволяет учащимся от индивидуальной самостоятельной работы постепенно переходить к заданиям, формирующим инструкторские навыки.