Просмотр содержимого документа
«Двигательная активность дошкольников в летний период»
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
В современных условиях развития общества проблема воспитания и развития здорового ребёнка является как никогда наиболее актуальной. Это объясняется тем, что к ребёнку для обеспечения необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития при подготовке детей к школе предъявляются достаточно высокие требования, реализовать которые может только здоровый дошкольник. Поэтому можно с уверенностью сказать, что одним из важнейших условий обеспечения деятельности ДОУ по оздоровлению является организация и моделирование двигательного режима для каждой возрастной группы. Двигательный режим отражает двигательную деятельность детей в свободных и организованных формах. Двигательная активность, удовлетворённая потребность организма в движении – важнейшее условие нормального развития ребёнка и необходимая форма жизнедеятельности растущего организма. Потребность в движении нельзя рассматривать как возрастную функцию, обусловленную соответствующими изменениями организма. От двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. Недостаточность движений отрицательно влияет на организм дошкольника, но, однако следует, и предостеречь от излишней двигательной активности, которая ведёт к функциональным изменениям, в сердечнососудистой системе в первую очередь. Двигательному режиму ребёнка дошкольного возраста нужно уделять как можно больше внимания.
Для оптимизации двигательного режима дошкольников в летний оздоровительный период в нашей дошкольной образовательной организации, в режим дня ежедневно включаются: утренняя гимнастика на воздухе; подвижные игры и игровые упражнения; игры с элементами спорта; спортивные упражнения на каждой прогулке, которым в совокупности отводится не менее 3,5 – 4 часов в день; активный отдых, проводимый в таких формах, как физкультурные праздники и досуги, «дни здоровья», тематические недели, физкультурно-музыкальные развлечения; самостоятельная двигательная деятельность дошкольников.
Не маловажную роль в оптимизации двигательного режима дошкольников в летний период надо отводить :
Комплексу лечебно-оздоровительных мероприятий: гимнастике для глаз; массажу и самомассажу; дыхательным гимнастикам; гимнастике после дневного сна.
Закаливанию: воздушные ванны с упражнениями; контрастные воздушные ванны; сон с доступом свежего воздуха; босоножие по тропе здоровья; умывание в течение дня прохладной водой; контрастное обливание ног.
Особое внимание уделяется развитию самостоятельности и творчеству ребенка в его двигательной деятельности на прогулке, благодаря чему у ребенка развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации, совершенствования психофизических и личностных качеств.
Любимое место для игр детей летом- песочницы. В них дети могут не только играть с песком, но и эксперементировать.
Эффективным средством повышения двигательной активности и воспитания выносливости считаются, пробежки с разной скоростью в чередовании с ходьбой. С этой целью организуют с детьми медленный бег на 300-400 метров, быстрый бег на 10 метров с ходу (2-4 раза с перерывами), бег со средней скоростью на 100-200 метров. При этом детям объяснить преимущества умения бегать со средней и низкой скоростью (можно пробежать большое расстояние, можно бежать долго и не устать), показать на конкретном примере, что тот, кто бежал слишком быстро, не смог добежать до места назначения.
Кроме того, можно использовать с детьми бег трусцой (пробежки с запрещением обгона ведущего). На начальном этапе обучения бегу трусцой детям предложить быструю ходьбу, постепенно переходящую в бег.
Наряду со спортивными упражнениями детям можно предложить игры с элементами спорта - баскетбол, футбол, городки, бадминтон, хоккей с мячом.
В дождливую погоду, когда нет возможности играть на площадке, на веранде можно организовать спортивные игры и упражнения с обручем, со скакалкой, игры с мячом, с кольцом и др.
Таким образом, при планирование работы по развитию движений на прогулке в летний период важно обеспечивать системность, последовательность подачи всего программного материала, способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счет времени самостоятельной деятельности детей.
1