Движение к функциональной грамотности
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- Вот что мы узнали о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.
« Бодхисаттва входит во дворец» – это значит, положи чай в чайник, – добавил второй.
«Струя греет чайник» – это значит, кипящей водой залей чайник, – подхватил третий. Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял». - Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
«Чайная церемония»
Начать мне своё выступление хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла свою актуальность и в наше время.
Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
- Самостоятельная работа по приобретению знаний;
- «Обучение в сотрудничестве»;
- Значимость практических знаний
- Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «Обучение в сотрудничестве», даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- Умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
- Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применения их на деле, говоря современным языком
«функциональная грамотность школьников».
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей , результатов образования, традиционных методов образования, систем оценки достигнутых результатов.
Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?
Человек должен быть функционально грамотным!
В международном исследовании образовательных достижений учащихся РlSA, которое с 2000 года трижды проходило более чем в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27-ого места. Это свидетельствует об очень низком уровне их компетентности, не означая, однако, что наши школьники мало знают или, что их плохо учат.
Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат не совсем тому, что нужно современному человеку. Российская школа верная своим традициям, наполняет головы своих учеников валом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы её решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат.
Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.
Таким образом, развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.
Функциональная грамотность: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Понятие функциональной грамотности впервые появилось около 60 лет назад для того, чтобы отразить связь между общим образованием человека и его способностью использовать приобретенные знания в разных ситуациях в реальной жизни
Функциональная грамотность понималась как
«совокупность умений читать и писать для
использования в повседневной жизни и
удовлетворения житейских проблем».
ЮНЕСКО, 1957 год
PISA 2000 → 2030
Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?
Функциональная грамотность: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Если Вы умеете применять знания, полученные в школе для эффективного решения собственных жизненных задач
И/ИЛИ
умеете находить нужные для этого знания, сведения, информацию, то Вы – ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Функциональная НЕграмотность: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ
- тяжело быть пациентом (т.к. при покупке лекарства непонятна инструкция по его применению, какие могут быть побочные эффекты, как надо
применять и т.д.);
- сложно быть путешественником;
- непросто оплатить счета, заполнить налоговые квитанции и банковские документы, оформить заявление или письмо;
- трудно быть покупателем и выбрать необходимый товар;
- невозможно разобраться в инструкциях к бытовым электроприборам;
- затруднительно работать с компьютерами и другими аналогичными системами…
Функциональная грамотность: КАК ЭТО БЫЛО В НАШЕМ ДЕТСТВЕ
Советский школьник (10-12 лет)
Российский школьник
1. Самому добраться до школы (в том числе дойти пешком, если забыл проездной)
2. Позавтракать в школе так, чтобы остались деньги на личные нужды (например, купить часы или катафот на велосипед)
3. Вернуться из школы, сделать уроки самостоятельно
4. Посчитать, сколько ещё необходимо средств для достижения цели
из п. 2 и осуществить предпринимательский шаг для её приближения (например, помыть и сдать бутылки)
5. Сходить в «музыкалку» («художку», «на спорт»)
6. По дороге из секции забрать младшего из дет.сада
7. Погулять, рассчитав время прогулки, чтобы успеть помыть полы до возвращения родителей с работы
8. …
Цель образования изменилась
Формирование функциональной грамотности учеников – задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения.
Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить своё место в постоянно меняющемся мире.