Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 п. Селижарово
«Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов »
Тема: «Кровеносная система по УМК Пасечник В.В. «Линия жизни»»
Класс : 8
Автор:
Симоненкова Ольга Николаевна
Учитель биологии и химии,
МОУ СШ №2 п. Селижарово
Селижарово, 2021 год
Класс: 8
Продолжительность урока: 45минут
Тип урока - изучения нового материала
Методы:
1. Наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами, приборами: тонометр, фонендоскоп, линейки)
2. Словесные (беседа, диалог, рассказ)
3.Репродуктивный (воспроизводящий)
4. Практические (измерение давление, пульса, скорости кровотока, работа с рисунками)
5.Проблемно – поисковый ( работа с дополнительной литературой)
6. Метод стимулирования и мотивации учебной деятельности: поощрения
7. Мультимедийный
8. Работа в группах и парах
Цели:
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, тонометром, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. Сформировать умения измерять артериальное давление, пульс и скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Содержательная: формирование системы понятий: работа сердца, артериальное давление, скорость кровотока, пульс.
Образовательная: изучить движение крови по сосудам, познакомиться с регуляцией кровоснабжения, формирование представлений о биологии как науки тесно связанной с медициной, роли биологической науки в жизни общества и сохранении здоровья.
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование знаний по кровеносной системе, изучить движение крови по сосудам, познакомиться с регуляцией кровоснабжения, раскрыть причины движения крови, сформировать знания об артериальном давлении, научиться измерять скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа, подсчитывать пульс, учить учащихся выполнять лабораторную работу по алгоритму текста параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.
Развивающие: развивать общеучебные компетенции: развивать мировоззренческие позиции при обращении к теме «Регуляция кровоснабжения», развивать умения правильно измерять артериальное давление и пульс, развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе изучения кровеносной системы.
Воспитательные: воспитывать правильное отношение к окружающей действительности, продолжить формирование здорового образа жизни.
УУД
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие , факторов риска на здоровье, ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, умение работать с приборами и интерпретировать их данные.
Регулятивные: умение организовать самостоятельное выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные:формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа парная и индивидуальная: по изучению материал на стр.115-116 и 118-119 и поиска ответа на поставленные вопросы. Проводят измерение артериального давления и пульса. Определяют скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки. Сравнивают теоретические показателя давления с практически полученными.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся имеют представление о движении крови по сосудам, о регуляции кровоснабжения, знать причины движения крови, способы правильного измерения артериального давления и пульса, уметь формулировать свои мысли в процессе изучения кровеносной системы.
Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения и измерения, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.
Личностные: формируется бережное отношение к собственному здоровью.
Метапредметные УУД
Познавательные:
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
составлять тезисы, структурировать учебный материал, давать определения понятий, работа стекстом;
уметь измерять артериальное давление и пульс;
сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
Регулятивные:
организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
Коммуникативные:
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные УУД
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и сохранению своего здоровья.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Основные понятия урока: работа сердца, артериальное давление, скорость кровотока, пульс, систолическое и диастолическое давление, гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт.
Основные вопросы: изучение движение крови, регуляции кровоснабжения.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, наглядные таблицы, тонометр, линейки.
Ход урока:
МЕТАПРЕДМЕТНАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | УУД, которые осваивают обучающиеся и уровень усвоения | Ориентировочная основа действия освоения УУД | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационный момент | Оценивать ситуацию | Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. | Слушают учителя | Учитель высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи. |
Актуализация знаний | Оценивать ситуацию, выбирать основания для выбора правильного ответа, обсуждать вариант ответа с товарищем | Ответ - решение задачи или загадки. Результат-конечный итог, следствие; то, что получилось по завершении какого-либо действия или процесса, вследствие этого действия или процесса | Оформляют свои мысли в ответах. Обсуждают ответ в паре. Обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга правильность выполнения тестов и задания, затем возвращают тетради. Знакомятся со своими результатами. | Раздает учащимся на парту по 2 варианта с дифференцированным заданием по теме «Строение и работа сердца». Раздает на парты ответы к тестам и заданию, просит самих проверить правильность выполнения заданий карандашом (говорит критерий оценивания). 1 вариант Г, В, А, Б 2 вариант В, Б, Б, Б После проверки комментирует ответы. |
Формирование новых знаний и умений | | | | |
А)Целеполагание | Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности. | Цель – это предполагаемый результат, который реально можно достичь к определенному моменту времени. Задачи – это последовательность действий, которая позволит достигнуть этот результат. | Объясняют смысл, данного высказывания; мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке, определяют тему и цели урока. | Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание: «Она не томится сосудистым пленом, Бежит по упругим артериям, венам, Большим или малым - не сыщешь числа...» Н.Рудой Посмотрите на учительский стол и обратите внимание на приборы (фонендоскоп и тонометр) После этого ответьте на вопросы: 1.О чем идет речь в данном стихотворении? 2. Как вы думаете, какова тема нашего урока. 3. Сформулируйте цель урока. |
Б)Беседа учителя с учащимися о причины движения крови | Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы в случае непонимания устного текста. | Восполняющий (открытый) вопрос – это вопрос, связанный с выяснением новых знаний и включающий в свой состав вопросительные слова типа: «Где?», «Что?», «Когда?», «Почему?», «Какие?» и др. Уточняющий (закрытый) вопрос – это вопрос, направленный на выяснение истинности или ложности, которые выражены в суждениях («прямые» вопросы, вопросы «ли»). | Слушают рассказ учителя, вступают в диалог с учителем. Задают встречные вопросы на уточнение и понимание. Просматривают материал. | Рассказ учителя: Работа сердца является причиной движения крови, благодаря которой создается разность давления между началом и концом сосудистого русла Кровь движется из области высокого давления в область, где оно ниже. Самое высокое давление в аорте и легочных артериях, самое низкое – в нижней и верхней полых венах, и в легочных венах. Поэтому кровь движется в направлении от артериальной системы сосудов к венозной. Использует материалы с применением мультимедийного оборудования («Соотношение скорости кровотока» , «Разность скорости движения крови по артериям и венам».) |
В)Выполнение лабораторной работы иобсуждение полученных результатов | Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, т. е. устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены. Составлять на основании письменного текста таблицы, схемы, графики. Определять свойства объекта, т. е. устанавливать свойства, порожденные взаимосвязью компонентов, но им не принадлежащие. | Причина – это побудительное начало; то, что порождает другое или вызывает в нем изменения. Следствие – это то, что с необходимостью вытекает из другого. Существенные признаки – это признаки, без которых данный объект существовать не может. Признаки – это компоненты, их свойства и отношения между компонентами, а также свойства объекта и отношения между данным объектом и другими объектами, по которым объект можно узнать, определить, описать; все то, в чем объект сходен с другими объектами или отличен от них. | Открывают учебник, находят нужную страницу. Выполняют работу в рабочих тетрадях «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки» Отвечают на вопрос: Результат 1-0,5 см/с, это в 50-100 раз меньше, чем в аорте, и в 25-50 раз меньше, чем в полых венах. | Просит открыть стр. 117 учебника для выполнения лабораторной работы №8 (а также обратить внимание на изображение на экране) по теме: «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа», прочитать ее и выполнить. Задает вопрос классу: 1.Какой результат у вас получился? |
Г)Беседа учителя с учащимися об артериальном давлении, способах его измерения | Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы в случае непонимания устного текста. | Восполняющий (открытый) вопрос – это вопрос, связанный с выяснением новых знаний и включающий в свой состав вопросительные слова типа: «Где?», «Что?», «Когда?», «Почему?», «Какие?» и др. Уточняющий (закрытый) вопрос – это вопрос, направленный на выяснение истинности или ложности, которые выражены в суждениях («прямые» вопросы, вопросы «ли»). | Изучают текст учебника стр.115-116 и отвечают на вопрос. После сокращения желудочков, когда кровь поступила в аорту и артерии и полулунные клапаны закрылись, давление достигает наибольшей величины. Такое давление называют верхним, или систолическим, давлением. Затем оно начинает уменьшаться и в момент паузы сердца достигает минимальной величины. Это давление называют нижним, или диастолическим. Внимательно наблюдают за демонстрацией. Затем ученики демонстрируют измерение давления. Записывают измеренное артериальное давление в тетрадь, (сравнивая с данной формулой) и объясняют полученные результаты. | Рассказ учителя: Артериальное давление. Особенность его в том, что оно не одинаково: чем дальше от сердца находится артериальный сосуд, тем давление в нем меньше, а также оно зависит от цикла сердечных сокращений. Просит изучить материал на стр.115-116 и ответить на вопрос: Как и почему изменяется артериальное давление крови? Учитель показывает «Измерение артериального давления с помощью прибора», демонстрирует прибор для измерения давления – тонометр и фонендоскоп. Просит двух учащихся продемонстрировать как правильно необходимо измерять давление. Учитель обращает внимание на экран, где изображена формула: Давление мало зависит от пола, но зато изменяется с возрастом. Ученые опытным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. (Людям старше этого возраста приходится применять другую формулу.) АД верхнее = 1,7 x возраст + 83. АД нижнее = 1,6 x возраст + 42. (АД – артериальное давление, возраст берется в целых годах.) Если вам, например, 15 лет, то верхнее давление равно 110, а нижнее 65 мм рт. ст. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель которой указывает верхнее давление, знаменатель нижнее, т.е. в данном случае АД = 110/65 |
Д)Первичное закрепление | Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планировать совместные действия, обсуждать процесс и результаты деятельности, интервью, дискуссии и полемики. | Дискуссия и полемика – виды спора, состоящие, в первом случае, в достижении определенной степени согласия, во втором – победы одной стороны над другой | Отвечают на вопрос: Верхнее- систолическое, а нижнее – диастолическое. | Задает вопрос классу: Как называется артериальное давление верхнее, и нижнее? |
Е)Беседа учителя с учащимися о природе пульса | Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы в случае непонимания устного текста. | Восполняющий (открытый) вопрос – это вопрос, связанный с выяснением новых знаний и включающий в свой состав вопросительные слова типа: «Где?», «Что?», «Когда?», «Почему?», «Какие?» и др. Уточняющий (закрытый) вопрос – это вопрос, направленный на выяснение истинности или ложности, которые выражены в суждениях («прямые» вопросы, вопросы «ли»). | Слушают рассказ учителя, задают встречные вопросы на уточнение и понимание. Внимательно наблюдают за демонстрацией. Открывают стр. 118-119 в учебнике, где описан опыт, выполняют его. Делают вывод: Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от наличия или отсутствия кровотока. | Рассказ учителя: Пульс – толчкообразные колебания стенок артериальных сосудов, вызванные растяжением стенок аорты и поступлением в них крови из желудочка. Учитель демонстрирует «Места, где можно прощупать пульс», «Измерение пульса». Просит изучить материал на стр. 118-119 и выполнить опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови; а затем сделать соответствующие выводы. |
Ж)Поддержание постоянства давления и распределение крови в организме. | Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, т. е. устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены. Составлять на основании письменного текста таблицы, схемы, графики. Определять свойства объекта, т. е. устанавливать свойства, порожденные взаимосвязью компонентов, но им не принадлежащие. | Причина – это побудительное начало; то, что порождает другое или вызывает в нем изменения. Следствие – это то, что с необходимостью вытекает из другого. Существенные признаки – это признаки, без которых данный объект существовать не может. Признаки – это компоненты, их свойства и отношения между компонентами, а также свойства объекта и отношения между данным объектом и другими объектами, по которым объект можно узнать, определить, описать; все то, в чем объект сходен с другими объектами или отличен от них. | Находят заданный текст учебника, читают его. Отвечают на вопросы: 1.Это приводит к заболеванию – гипертонии 2. Низкое давление. Смотрят на экран, а также на рис.57 стр.120 учебника Объясняют: В организме человека постоянно происходит перераспределение крови: к одним органам ее поступает больше, к другим меньше. Если орган работает, то кровь к нему притекает усиленно, принося дополнительный кислород и питательные вещества. В то же время приток крови к неработающим органам уменьшается. Снабжение органов кровью зависит от их деятельности. | Дает задание для самостоятельной работы с учебником (стр. 119-120 учебника), текст «Поддержание постоянства артериального давления, его нарушения», прочитать и ответить на вопросы: 1.Чем опасно повышение артериальное давление? 2. Что такое гипотония? Показывает опыт А. Моссо (на экране), просит объяснить его. Французский исследователь Моссо поместил человека на весы так, чтобы одна половина тела уравновешивала другую (рис. 48). После этого испытуемому предложили перемножить несколько двухзначных чисел, испытуемый задумался, и ... его голова стала опускаться вниз. Когда задача была решена и весы уравновесились, Моссо предложил лежащему на весах человеку пошевелить пальцами ног. Весы опустились в противоположную сторону, туда, где были ноги. |
Закрепление новых знаний и умений | Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, т. е. устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены. Определять проблемы, т. е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным Формулировать гипотезу по решению проблем | Проблема – это противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Гипотеза – это форма развития знаний, представляющая собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений. | На основании полученных на уроке знаний, учащиеся анализируют выполнение целей , поставленных вначале урока Выявляют и акцентируют внимание на негативных последствиях для организма человека несоблюдение мер гигиены движения крови. Обсуждают возможные меры профилактики болезней связанные и артериальным давлением и пульсом | Учитель просит записать в словарь термины этого урока с доски. Артериальное кровяное давление: верхнее (систолическое), нижнее (диастолическое). Гипертония. Гипотония. Инсульт. Инфаркт. Пульс. Частота пульса (сердечных сокращений). Просит ответить на 1, 2, 5 стр.120 |
Подведение итогов | Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами. Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами, с их деятельностью в прошлом. Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины. | Рефлексия | Ученики подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты своей деятельности с целью урока Адекватно воспринимают оценки и отметки | Учитель просит высказать свои ощущения Я узнал… Я научился…. Мне понравилось… Я затруднялся ….. Мое настроение… Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет) Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока. Отмечает наиболее активных учащихся, выставляет оценки. |
Домашнее задание | Определять наиболее рациональную последовательность и объем выполнения домашней учебной работы в режиме дня. | | Записывают домашнее задание, задают вопросы | В учебнике изучить § 23 «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения». Ответить на вопросы 4,6,7 стр.120 (устно) |