СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Движение растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Движение растений»

МКОУ «Русановская СОШ им. В.С.Шатохина» Черемисиновского района Курской области









Тема  «Движение растений»



















Руководитель проекта:

Учитель Головина Галина Дмитриевна

















Содержание

1 Введение

2Движение – проявление жизни.  

   Виды движения:

      Фототропизм

      Геотропизм

      Хемотропизм

3. Практическая часть:

       Опыт1 Движение растения к свету

       Опыт 2 Как корни ищут себе пищу

       Опыт 3  Направление роста корешка и стебелька проростка  фасоли            

       Опыт 4 Движение растения в ответ на раздражение

4. Заключение

5 .Список литературы

Введение

Актуальность

 Движение – одно из свойств живых организмов.  Нет живого существа на нашей планете, кто не был бы связан с этим свойством .Маленькие и большие, разумные и не очень – движутся…

Мы привыкли к тому, что животные активно передвигаются, в отличие от растений. Как движутся растения? Внешне это совсем незаметно.            

Какие же есть движения у растений не сразу заметные взору человека?  

ГИПОТЕЗА:  Растение растёт – значит, организм находится в движении.

 

Цель исследования: 
установить, как и зачем двигаются растения.

Задачи исследования:

  • Изучить литературу по теме исследования.

  • Провести опыты, подтверждающие, что растения могут двигаться.

  • Провести наблюдения, чтобы убедиться, что растения двигаются.

Объект исследованиярастения

Предмет исследованиядвижение растений

 Методы исследования  

  1. Теоретические - изучение дополнительной литературы

  2. Эксперимент – постановка опытов

  3. Наблюдения – наблюдение за растениями (герань,кислица)

 Движение - проявление жизни растений

У живых существ самое заметное проявление жизни - движение. Это относится и к растениям, у которых оно совершается гораздо медленней, по сравнению с животными. У растений очень медленно движутся органы: листья, стебли, корни, цветы. Движутся они путем изгиба или скручивания. У вьющихся растений, например, хмеля, вьюна или декоративной фасоли, растущие верхушки стеблей в поисках опоры совершают круговые движения. Различают несколько видов движения растений:

Фототропизм

Геотропизм

хемотропизм  

 Фототропизм

Фототропизмом называется способность движения растений в зависимости от направления лучей света. Положительным фототропизмом обладают стебли, а корни и усики – отрицательным. Листья располагаются обычно перпендикулярно к падающим лучам. Фототропизм имеет огромное значение в жизни растений, так как благодаря ему стебли и листья оказываются в положении наиболее выгодного освещения . Отрицательный фототропизм корней можно хорошо подметить при проращивании семян. При резко одностороннем освещении корни проростков сильно отклоняются от света, а стебли – к свету .
Большое  значение для растений  имеет положительный  и отрицательный фототропизм. Зеленым стеблям и листьям нужен свет для усвоения углерода. Многие цветки обладают положительным фототропизмом; так, соцветия подсолнечника и череды до распускания корзинок все время поворачиваются к солнцу. 
Благодаря отрицательному фототропизму боковые корни растений, отклоняясь от света, зарываются в землю.

Геотропизм

Геотропизм — движения, вызванные односторонним влиянием силы тяжести. Если положить проросток горизонтально, то через определенный промежуток времени корень изгибается вниз, а стебель — вверх. Еще в начале ХIХ в. был изобретен прибор клиностат. В этом приборе проросток в горизонтальном положении привязывается к вращающейся оси. Благодаря этому сила притяжения действует попеременно на нижнюю и верхнюю стороны проростка. В этом случае рост проростка идет строго горизонтально и никаких изгибов не наблюдается. Эти опыты доказали, что изгибы стебля и корня связаны с односторонним действием силы земного притяжения. Изгиб корня вниз (по направлению действия силы притяжения) называют положительным геотропизмом.

Хемотропизм

Хемотропизм - это ростовая реакция на некоторые химические вещества. Она очень важна для корней, которые в поисках питательных веществ совершают сложные изгибы.
Корни растений изгибаются по направлению к питательным веществам. Если питательные вещества не перемешаны со всей почвой, а распределяются отдельными очагами, корни растут по направлению к этим очагам. Такая способность корней определяет большую эффективность гранулированных удобрений. Корни растут по направлению к отдельным гранулам, содержащим питательные вещества. При таком способе внесения питательных веществ создается также повышенная концентрация их около корня, что обусловливает их лучшую усвояемость.           

Чтобы доказать, что растения движутся я провел несколько опытов. Каждый день я наблюдал за изменениями, которые происходят с моими растениями и делал записи в блокнот.

Опыт 1.  Движение растения к свету.

        Для опыта я взял растение герани в двух горшочках. Один горшочек поставила на окно  (на солнечной стороне), а другой – на  шкаф , который находится в двух метрах от окна. Я наблюдала, как  герань в горшочке на шкафу постепенно изгибаются в одну сторону, по направлению к свету. В горшочке на окне  листья герани  тоже были изогнуты, но только чуть-чуть.

Вывод: У растений происходит движение в сторону света. Освещённая сторона растёт более медленно, чем неосвещённая, поэтому растение изгибается. Благодаря этому  растения лучше используют энергию солнечного луча.

Опыт 2. Как корни «ищут» себе пищу.

        Для проведения опыта нужно приготовить раствор желатина (на 1 стакан тёплой воды положила 2 листика желатина).

Приготовленный раствор желатина я вылил в тарелку. После того как он застыл, по краям посадил несколько проросших зёрен фасоли. В середину тарелки положила кусочек удобрения.

Через 5 дней  стало хорошо видно, что все корешки направились в центр тарелки. А ещё через 5 дней они опутали кусочек удобрения – свой источник пищи!

Вывод: Корни движутся по направлению к источнику пищи.

Опыт 3. Направление роста корешка и стебелька прорастающего семени фасоли.

        Я посадил  в прозрачный стакан два семени фасоли. Поставил в тёплое место. Через несколько дней появились корешки, а затем и стебельки. Корешки изогнулись и начали своё ростовое движение по направлению вниз, а стебельки по направлению вверх.

Одно проросшее семя я осторожно выкопал  и перевернул  его корнем вверх, а стеблем вниз. Через несколько дней стало хорошо заметно, что корешок изогнулся вниз, а стебелёк – вверх.

Вывод: Корень обладает направленным ростом – вниз. Поэтому растение может закрепляться в почве, всасывать из неё воду и растворённые в ней питательные вещества. Стебелёк тоже обладает направленным ростом, но только вверх, так как растению нужен свет.

 

Опыт 4. Движение растения в ответ на раздражение.

 У нас дома есть очень интересное растение – кислица. Если некоторое время трогать её листочки пальцем, то примерно через 1-2 минуты листочки складываются. Если на неё попадает яркий солнечный свет, то листочки тоже складываются. И наконец, вечером с наступлением темноты листья кислицы всегда складываются, а утром разворачиваются.

Вывод: Листья растений способны двигаться, менять своё положение, в зависимости от окружающих условий.

 Заключение

        На основании проведенных опытов, можно сделать вывод, что растения - это живые организмы. Любой живой организм обладает таким свойством как движение. И растения не исключение. Движения растений разнообразны и происходят в результате их роста и развития.

         Моя гипотеза подтвердилась – растение растёт – значит, организм находится в движении!

        

.

Список литературы

  1. Биология. Справочные материалы. М., Просвещение, 1995г

  2. Г.С. Нога. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976г

  3. Растения. Полная энциклопедия . М.: Эксмо, 2007

  4. Д.И. Трайтак. Книга для чтения по ботанике. М., Просвещение, 1985г

  5. Интернет-ресурсы:

http://www.priroda-rb

http://www.openclass.ru 

http://www.playroom.ru