СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Движение населения" урок географии 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Движение населения" урок географии 7 класс

Просмотр содержимого документа
«"Движение населения" урок географии 7 класс»

География 7 класс

Тема: Движение населения

Задачи: 1. Выявить закономерности динамики численности мирового населения. Сформировать понятия: “воспроизводство”= “естественное движение населения”, два типа воспроизводства, “демографическая политика”.

2. Совершенствовать навыки работы со статическим и картографическим материалом.

3. Прививать навыки здорового образа жизни, воспитывать гордость за свою семью, уважение к семейным ценностям.

Оборудование: учебник, атлас

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

1.Организационный момент.

Население… За этим простым словом таятся судьбы миллионов людей, которые жили сотни, тысячи лет назад, живут сейчас и будут жить в будущем.
Сегодня мы с вами продолжаем изучать население Земли и начнем наш урок с повторения изученного материала

2.Проверка знаний.

  1. По каким признакам люди различаются между собой?

  2. Как передаются эти признаки?

  3. Что такое человеческие расы?

  4. На какие расы принято делить человечество?

7 млрд. – это много для нашей планеты или нет? Какова ваша позиция? Грозит ли нашей планете перенаселение? Несомненно, вы правы. Людям надо дышать. А хватит ли всем чистого воздуха?

Надо пить. А хватит ли всем пресной воды?

Надо есть. А хватит ли пашни, чтобы вырастить пищу?

Надо жить в домах, одеваться, передвигаться на транспорте. А хватит ли ресурсов?

И, наконец, хватит ли на всех жизненного пространства?

На эти вопросы, а также на глобальный вопрос: “А сколько людей выдержит Земля?”- ответы стали появляться уже в 60-х годах, когда начался демографический взрыв. Правда, разные школы и научные течения выдвигают самые разные гипотезы. Одни считают, что Земля выдержит более 10 млрд. человек, другие - 12 млрд. Третьи, что вообще неограниченное количество. Четвертые, что рост численности стабилизируется на отметке 7 млрд. человек. Существует и такая точка зрения: человек является биопродуктом природы; если она его создала, то она сделает все возможное, чтобы его прокормить или же “предпримет меры”, чтобы отрегулировать его численность в нужном для себя направлении. Может это уже и происходит сегодня: разрушительные катастрофы, стихийные бедствия, уносящие сотни тысяч жизней (во время цунами в Индийском океане 26 декабря 2004 года погибло более 160 тыс. человек), невиданные ранее болезни, от которых человечество не может найти лекарства и т.д.?

Рождаемость же ведет к беспрерывному воспроизводству населения.

3. Новая тема

Сообщение темы урока.

Определение с помощью ключевых слов (с.80) задач урока

Определение причин изменения количества населения

Анализ рис.61 (с.80). Составление формулы естественного прироста населения:

ЕП=Р-С

Групповая работа: На основании текста (с.80-81) определите ЕП для стран Африки (1группа) и Западной Европы (2 группа). Анализ рис.62. В каких районах мира наблюдается низкий ЕП, в каких – высокий?

От чего может зависеть ЕП?

Работа со СЛС, статистическими материалами.

Какие же демографические процессы характерны для нашей страны?

депопуляция – уменьшение населения страны, района в результате суженного производства, приводящего к абсолютной убыли населения.

Физкультминутка.

(обводим глазами контуры материков)

Посмотри на полушария
Вспомни Африку с Австралией
К ним потом прибавь уверенно
Антарктиду и Америку
А не знать Европу с Азией
Это просто безобразие
Вот и части света названы
Все далекие и разные.
Кроме естественного движения населения на численность влияет и миграция.


Что такое миграция? Найдите ответ на с. 82.
Работа со СЛС «Миграции»

4.Закрепление

1.Игра Географическое лото.

Уменьшение численности населения

Депопуляция

Выезд населения в другую страну

Эмиграция

Разница между числом родившихся и числом умерших

Естественный прирост

Резкое увеличение прироста населения во второй половине ХХ века

«Демографический взрыв»

Выезд населения из страны

Иммиграция

Перемещение населения между странами или
внутри страны

Миграции

Единица ЕП

Промиле

Система государственных мер, осуществляемых с целью воздействия на естественное движение населения


Демографическая политика



2.Практическая работа №3 (Выполняется самостоятельно)

5. Итог урока

А есть ли у нас будущее? Вы, дети, - наше будущее! Вы будущие родители. А сколько детей вы хотели бы иметь в своих будущих семьях? Нужно вести здоровый образ жизни, чтобы ваши будущие дети были крепкими и здоровыми.

8.Рефлексия.
Метод «Закончи фразу»

Д/З п.14, с.83 вопр.1,4