КОНСПЕКТ УРОКА ИНФОРМАТИКИ
на тему
«Двоичное кодирование»,
Предмет: информатика.
Класс: 7 «в».
Тема урока: «Двоичное кодирование».
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока: познакомить учащихся с понятиями алфавит, мощность алфавита, двоичный алфавит, двоичное кодирование, разрядность двоичного кода, и решать задачи на нахождение разрядности двоичного кода и количества знаков в коде.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент (1мин).
Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся. Проверка домашнего задания.
2. Актуализация знаний (5-7 мин).
Учащиеся садятся за свои ПК и выполняют тест «Представление информации». По окончании теста каждый учащийся получает оценку, выставленную автоматически.
3. Изучение нового материала (15-20 мин).
Тема сегодняшнего урока «Двоичное кодирование».
Для решения задач человек часто преобразовывает информацию из одной формы представления в другую. Например, вы слушаете информацию от учителя и записываете её в тетрадях, вы переводите информацию из непрерывной формы (голос учителя) в дискретную(записи). Информацию, представленную в дискретной форме, проще передавать, хранить или обрабатывать. И в компьютерной технике большое внимание уделяется методам преобразования информации из непрерывной формы в дискретную.
Дискретизация - процесс преобразования информации из непрерывной в дискретную.
Чтобы представить информацию в дискретной форме, ее нужно выразить с помощью символов какого-нибудь языка. И таких языков тысячи, и каждый имеет свой алфавит. Что мы с вами называем алфавитом?(дети дают свои ответы).
Алфавит-это набор отличных друг от друга символов (знаков), используемых для представления информации. Мощность алфавита - количество входящих в него символов (знаков).
Алфавит, который содержит 2 символа, называют двоичным алфавитом. Двоичное кодирование - представление информации с помощью двоичного алфавита. Закодировав таким способом информацию, мы получаем двоичный код.(Показать картинку и объяснить, что символы двоичного кода могут быть совершенно разными)
Но мы с вами рассматриваем в качестве символов двоичного алфавита цифры 0 и 1.
Любой алфавит можно заменить двоичным алфавитом. Прежде всего, присвоим каждому символу рассматриваемого алфавита порядковый номер. Номер представим с помощью двоичного алфавита. Полученный двоичный код будем считать кодом исходного символа. (Давайте зарисуем схему из презентации )
Если мощность исходного алфавита больше двух, то для кодировки символа мы используем не 1 а несколько двоичных символов. Давайте рассмотрим граф, чтобы лучше понять.
Двоичные символы здесь берутся в заданном алфавитном порядке и размещаются слева направо. Двоичные коды читаются сверху вниз. Все цепочки из 2 двоичных символов позволяют представить 4 различных символа произвольного алфавита, из трех- восемь различных символов, и тд.
Разрядность двоичного кода – количество символов в двоичном коде (длина двоичной цепочки).
Посмотрим на таблицу и увидим закономерность:
Закономерность: 2=21, 4=22, 8=23, 16=24 и т.д.
В общем виде: N = 2i, где
N – количество кодовых комбинаций,
i – разрядность двоичного кода
Проверка понимания учащимися нового материала (10 мин).
Вызвать учащихся к доске и выполнить задание.
Задание.
Вождь племени Мульти поручил своему министру разработать двоичный код и перевести в него всю важную информацию. Двоичный од какой разрядности требуется, если алфавит, используемый племенем Мульти, содержит 16 символов?
5. Домашнее задание (2 мин).
1) Выучить основные определения, знать обозначения.
2)Выполнить задания в конце параграфа: 2 задачи.
7. Рефлексия (2мин).
Проверка качества усвоения учебного материала на данном уроке.
Акцентируется внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
Анализируют уровень достижения цели. Спасибо всем за урок!