План-конспект урока на тему: «Дыхание растений». 6 класс
Выполнила: Князева Айгуль Фасхетдиновна
Учитель биологии
МОБУ СОШ с.Бакалдинское
План-конспект урока на тему: «Дыхание растений». 6 класс
Цели: Раскрытие сущности термина дыхание растений.
Выявление существенных признаков процесса дыхания. Установление взаимосвязей между дыханием и фотосинтезом, их различия.
Задачи:
Актуализировать знания о дыхании растений.
Формировать умение выделять существенные признаки процесса дыхания.
Формировать умение устанавливать взаимосвязи растений с другими организмами;
Формировать умение выявлять причинно-следственные связи при изучении процессов дыхания и фотосинтеза, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений.
Планируемые образовательные результаты
выделять существенные признаки биологических процессов (дыхание);
сравнивать биологические объекты и процессы,
уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами.
ты узнаешь:
зачем растения дышат;
как дышат растения;
чем дышат растения.
Почему это важно знать
Зная особенности дыхания растений, ты сможешь создать подходящие условия для их роста и развития.
Методы обучения:
Организация и осуществление УВП:
Словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый, работа с текстом учебника, таблицами, схемами.
Стимулирование и мотивация учения:
Учебник для 6 класса: авторы В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков; презинтация .
Анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха.
План урока
Оргмомент.
Проверка знаний учащихся о фотосинтезе и значении зеленых растений.
Изучение нового материала о дыхании растений.
Закрепление знаний учащихся.
Итоги занятия.
Домашнее задание.
Тезаурус:
Дыхание – это процессы поглощения кислорода, использования его в организме в химических превращениях и вывода углекислого газа в окружающую среду.
Жабры – органы водного дыхания у ракообразных, рыб и личинок земноводных животных.
Трахеи – сеть дыхательных трубочек ветвящихся внутри тела у насекомых, пауков и клещей.
Легкие – органы воздушного дыхания у человека, всех млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, большинства взрослых земноводных.
*Воздушные мешки – воздухоносные полости, соединённые с дыхательными путями, ротовой полостью или пищеводом у многих наземных позвоночных.
Чечевички – образования в виде мелких бугорков, штрихов или иной формы, служащие для газообмена в стеблях с вторичной покровной тканью – перидермой, заметны на поверхности молодых ветвей.
Устьица – поры в кожице листьев и зелёных стеблей, через которые происходит испарение воды и газообмен растений с окружающей средой.
*Межклетники – пространства между клетками в тканях организмов, заполненные межклеточным веществом.
Ход урока
1. Оргмомент: Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места ученика, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, настрой на работу.
2. Проверка знаний: Проверка домашнего задания, ответ на вопросы на тему
« Фотосинтез»
3. Изученте нового материала «Дыхание растений».
(слайд 3) Дыхание - процесс, окисления органических веществ
и выделения энергии. Записать
Как дышат растения?
Растения, как и все живые существа нашей планеты, дышат. В результате этого процесса из воздуха они поглощают кислород, а в окружающую среду выделяют углекислый газ. Дышат растения круглосуточно — и днём, и ночью. Благодаря кислороду у растений вырабатывается энергия, необходимая для жизни, поэтому без дыхания растения не могут существовать.
(Слайд 4)Растения дышат всеми частями тела: стебли, листья и цветки поглощают кислород из атмосферы, а корни — из воздуха, который находится между твёрдыми частичками почвы. Поэтому, чтобы корни получали больше кислорода, почву необходимо рыхлить.
(Слайды 5,6,7,8 ) Органы дыхания растений невозможно увидеть невооружённым глазом. Используя микроскоп, учёные смогли разглядеть на листьях и стеблях растений особые щели — у́стьица и чечевички . Через устьичные щели растение в процессе дыхания поглощает кислород и выделяет углекислый газ. Через них также испаряется лишняя вода.
Стебель растения дышит через специальные отверстия среди клеток толстой и плотной пробки - ЧЕЧЕВИЧКИ.
(Слайд 9) Существует два вида дыхания
Это - Внешнее дыхание – газообмен:
И Клеточное дыхание –
Использование кислорода в биологическом окислении.
4. Закрепление знаний учащихся
(Слайд 10) Давайте создадим таблицу «фотосинтез», « Дыхание».
Черты процесса | Фотосинтез | Дыхание |
1. В каких клетках происходит? | В зеленых клетках | Во всех клетках |
2. Какой газ поглощается? | Углекислый газ | Кислород |
3. Какой газ выделяется? | Кислород | Углекислый газ |
4. В какое время суток происходит? | Днём | Круглые сутки |
5. Что происходит с органическими веществами? | Образуются | Распадаются |
6. Энергия накапливается или выделяется? | Накапливаются | Освобождается |
(Слайды 11,12) Учёные провели опыт, доказывающий, что растения дышат кислородом. В первую ёмкость поместили набухшие семена, а вторую оставили пустой. Оба сосуда плотно закрыли и оставили на ночь в тёплом месте. На следующее утро с помощью горящей спички проверили, есть ли кислород в каждой ёмкости. Кислород поддерживает горение, и если опустить горящую спичку в сосуд, в котором есть кислород, то спичка не потухнет. В пустой ёмкости зажжённая спичка продолжала гореть, то есть состав воздуха не изменился. В банке с семенами огонь погас: весь кислород использовали для дыхания прорастающие семена.
Опыт, иллюстрирующий дыхание семян
О
пыт Присли
Фрагмент истории опыта Джозефа Пристли:
"Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".
Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.
Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.
После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух.
Итоги занятия.
Подведение и итогов, выставление оценок.
Наш урок близится к завершению, давайте подытожим.
Составим три вопроса и ответим на них по теме параграфа. (письменно в рабочих тетрадях)
1)Что растения поглощают в процессе дыхания, а что выделяют?
(В процессе дыхания растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. )
2) Какие части растения участвуют в процессе дыхания?
(В процессе дыхания участвуют все части растения — стебли, листья, корни, цветки.)
3) Что нужно делать, чтобы улучшить условия для корневого дыхания растений?
(Чтобы улучшить условия для корневого дыхания растений, почву необходимо рыхлить.)
Теперь ты знаешь:
Дыхание — необходимое условие существования растений.
При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.
В процессе дыхания участвуют все части растения.
(слайд 13) Давайте решим задачу:
В лесу на 1 га в среднем приходится 300 деревьев.
1 дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3-х человек.
Для дыхания скольких человек вырабатывает кислород 1 га леса?
Решение:
1 дерево – 3 человека
1 га = 300 деревьев – х человек
Х = 300 х 3 = 900 человек
6. Домашнее задание.
Д/З: параграф 16
Лабораторная работа на дому «Дыхание» стр.72