СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дымковская игрушка" (интегрированный урок музыка, изо в 5 классе)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Дымковская игрушка" (интегрированный урок музыка, изо в 5 классе)»

Тема урока: «Дымковская игрушка». (интегрированный урок изо, музыка).

Цели урока: продолжить знакомство учащихся с русским народным орнаментом дымковской игрушки, с его элементами, создать условия для изготовления обучающимися узора дымковской игрушки (барыни, лошадки); формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомство с народным творчеством; закрепить знания геометрического орнамента на глиняных игрушках;

Развивающие: развивать у детей творческое воображение и активность, фантазию, умение понимать и ценить прекрасное; развивать мышление учащихся, эмоционально- образное восприятие музыкального произведения; способствовать творческому самовыражению;

Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, культуру слушания; интерес и любовь к русскому народному творчеству.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон, музыкальные инструменты (ложки, трещётки, свистульки), кисточки, краски, стаканчики-непроливайки, тычки, альбомные листы для каждого ученика, шаблоны дымковской барыни, лошадки, иллюстративный альбом «Дымковская игрушка».

Предварительная подготовка: нескольким учащимся заранее даются темы сообщений о дымковской игрушке; учащиеся разучивают частушки.

Музыкальный ряд: рус. нар мелодия «Дымковская игрушка»; частушки.

Литературный ряд: стих. о Дымково; загадки.

Дифференцированный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора по объемной форме до упрощенной плоскостной композиции в квадрате, прямоугольнике, полосе; исполнение частушек, игра на муз. инструментах.

Ход урока:

Учитель музыки:

Сейчас интересный начнется урок,

Об этом сказал нам веселый звонок.

Сказал, заливаясь на ноте высокой:

«Друзья, поздравляю с началом урока».


Стихотворение читает ученик:


Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (о дымковской игрушке).

Учитель музыки: Тема урока: «Дымковская игрушка». (открыть тему урока на доске). Урок наш будет необычным. Народные умельцы с большой любовью создавали игрушки, красота которых воспевалась в поэзии, музыке. На уроках музыки в этом полугодии мы говорим о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны. Сегодня к музыке с литературой присоединится и изобразительное искусство, но это будет немного позже. Скажите, как же связаны музыка и литература? 
Ученик: слово и музыка непрерывно взаимодействуют друг с другом, так рождаются песни, романсы, оперы.
Учитель музыки: почему так получилось, что музыка и слово слиты воедино?
Ученик: были времена, когда человек трудился –и пел, грустил и пел, танцевал и пел одновременно.

Учитель музыки: совершенно верно, музыка и слово испокон веков неразрывны друг с другом. Как вы думаете, что осталось в современной музыке от прошлых времен?
Ученик: и сейчас в музыке не связанной со словом слышны интонации и ритмы ушедших времен.
Учитель музыки: в каком направлении музыки особенно ярко видны традиционные интонации и ритмы русской музыки?
Ученик: в народной музыке.

Учитель музыки: Сейчас мы послушаем рус. нар. мелодию «Дымковская игрушка», чтобы окунуться в мир Дымково. Внимательно слушаем, а потом вы расскажете, какие чувства у вас вызвала музыка, каков характер музыки.

Слушание произведения.

Учитель музыки: -Какой оркестр исполнял музыку? (оркестр русских народных инструментов).

-Какие музыкальные инструменты вы услышали? (ответы детей).

-Что вы себе представили, слушая эту музыку?

Учитель ИЗО:

Итак:«Дымковская игрушка», что это такое?

Ученик: Это игрушки, сделанные из глины в селе Дымково.

Учитель ИЗО: Кто трудится над изготовлением игрушек?

Ученик: Над изготовлением игрушек трудятся мастера – игрушечники.

Учитель ИЗО: Значит, речь пойдет об игрушечном промысле.

- Что же такое ПРОМЫСЕЛ? (слайд 2)

Промысел – это мелкое ремесленное производство, обычно как подсобное занятие при основном, сельскохозяйственном.

Учитель ИЗО: Как вы думаете: какими знаниями надо обладать, чтобы правильно изобразить дымковскую игрушку?

-Достаточно ли у вас их?

Ученик: Не совсем, надо повторить.

Эпиграф:

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать». (слайд 3)




«Повторение – мать учения»

 (Какой ряд отвечает дружнее, активнее)

1). Какие цвета любят мастера Дымково?

     (Яркие: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.)

2).  Какие элементы геометрического орнамента используют в росписи дымковских игрушек?

     (Круги, клетки, полоски, точки, линии, кольца, ромбы и др.)

3).  Как  в узорах расположены элементы относительно друг друга?  (слайд)

  • в ряд;

  • в шахматном порядке;

  • в клетке между линиями.

4). Как  в узорах расположены точки:

  • между кольцами;

  • на кольцах;

  • по краю колец (образцы на доске)

 5). Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

     (Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

 6). Что общего у всех этих игрушек?

     (Веселые, праздничные, нарядные.)

 7).Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?



Учитель ИЗО: А сейчас отправимся в музей. (Теоретическая часть)  (просмотр презентации).

- Конечно, в музее вы не найдете заграничную красавицу Барби или радиоуправляемые машинки. Но игрушки, что здесь выставлены, не менее красивы, не менее знамениты в мире. А особенность их в том, что они созданы руками народных русских мастеров, да ими и придуманы. Перед вами:

-Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке, которая славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками. (Слайд 4,5,6)

Дымковская игрушка (слайд 7,8, 9) (Выступление обучающегося)

-Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек. Если внимательно присмотреться к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, можно увидеть, как экономно и продуманно использует мастер выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие птицы.



– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц.

(Слайд 10)



Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост

Точно солнечный цветок.

Да алеет гребешок.



-Дымковские кони с пышной гривой и хвостом. (Слайд 11)


Кони глиняные мчатся

на подставках что есть сил,

и за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.


-На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды. (Слайд 12)


Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд


- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.


Учитель музыки: Физминутка «Отдыхай-ка». (Сидя)

         (Чей ряд лучше и внимательнее будет делать упражнения.)

По солнышку, по солнышку (руки вверх – к плечам)

Дорожкой луговой                  (руки вперёд- к плечам)

Иду по мягкой травушке       ( шагаем в воздухе)

Я летнею порой                     ( шагаем в воздухе)

И любо мне, и весело,           ( повороты туловищем влево-вправо)

Смотрю по сторонам,             (повороты головой)

И дымковской игрушке         (руки вверх – к плечам, сжимая и разжимая  

                                                       кисти рук)                    

 Радуюсь я там.                        (ножницы)

 Радуюсь я там                         (ножницы)

 

Учитель ИЗО: А теперь практическая часть (Задание дифференцированно).

        (Учащиеся работают под негромкую инструментальную музыку).

-И вот мы в мастерской по росписи дымковской игрушки.

Я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами  и расписать модели дымковской игрушки, создать свою роспись, не похожую ни на какую другую.

 Обратите внимание на основные этапы росписи (от крупных деталей к мелким). Слайд (13-19))

Каждый из вас может воспользоваться готовой моделью игрушки, выбрать ту, которая вам больше понравилась и расписать её.

Поощряются работы, в которых вы самостоятельно нарисуете модель игрушки (барыня, индюк и др.) и распишите.

Те учащиеся, кто затрудняется сразу создать свою роспись, могут сначала расписать по образцу. А затем создать свою модель.

(В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.)

     

Учитель ИЗО: А сейчас выставка.

(Выставка работ учащихся).  

- Ребята  по рядам показывают свои работы и вместе с учителем выбирают лучшие работы. (Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.)

- Приходите к нам  в кабинет через неделю и вы увидите лучшие работы на выставке.

-Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?  (Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

-Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

            (Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии);

-Какие цвета брали для росписи игрушек?

            (Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный).

             

                     

Учитель музыки: Дымковские игрушки изготавливались для старинного весеннего праздника «Свистопляска», который был посвящен солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками. Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». А какой же праздник без весёлых песен и плясок? (слайд 20).

Дети исполняют частушки, играют на инструментах.

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Всем игрушки продаём!

Конь домчит до карусели.

На седло залез Емеля.

Влез, встал, засвистал –

Засвистал, поскакал.


Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.


Посмотри, как хороша

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.


Раз, два, три, четыре,

Круг поуже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!



Рефлексия.


Мне понравилось…….

Я научился……

Мне хотелось ……


Дом. Задание.

Составить ребусы или кроссворд по теме «Дымковская игрушка», красочно оформить.

                       (Звучит музыка и идёт уборка рабочих мест)