ДЫМКОВСКАЯ РОСПИСЬ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие, декоративно-прикладное искусство, дымковская роспись, гармоничное развитиедошкольников.Министерством Образования и Науки Российской Федерации был подписанприказ «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО), вступивший в силу 1 января 2014 года. ФГОС ДОпредставляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, т.е. включает в себя требования к структуре Программы и ее объему,условиям реализации и результатам освоения Программы.Программа направлена не создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития,
развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
Воспитание и обучение: теория, методика и практика
взрослым и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Содержание программы охватывает пять направлений развития и образования детей, среди которых значится художественно‐эстетическое развитие.
Художественно‐эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно‐смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы,
фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно‐модельной, музыкальной и др.).
Совершенствуя в детях художественное восприятие, эстетический вкус, развивая способность анализировать и понимать средства выразительности (цвет,
композиция, стилистика и т.п.), на основе изучения предметов народного декоративно‐прикладного искусства, ее уникальности и самобытности, возникает
возможность воспитать грамотную художественно-творческую личность будущего школьника.
Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности дошкольника, источником чего является
народное декоративно‐прикладное искусство.
В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отобрано и
сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается
особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и
доступно даже самым маленьким. Знакомство детей с произведениями народного декоративно‐прикладного искусства лучше начать с изделий дымковской
росписи, так как они являются уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления,
художественных и творческих способностей. Используя различные формы и методы знакомства детей дошкольного возраста с изделиями дымковской росписи,
Дошкольная педагогика
мы можем проводить работу по художественно‐эстетическому развитию детей
на всем протяжении дошкольного детства.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно‐творческих способностей.
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и
справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной
культуре своего народа, частью которой оно является.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Рассматривая произведения декоративно‐прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному
мастеру, создавшему их, у них возникает стремление, самим учится создавать
прекрасное. Дымковская роспись – начало знакомства детей с декоративно‐прикладным искусством.
Дымковская роспись способствует всестороннему развитию ребенка. Узнавая, называя и сравнивая игрушки, дети развивают свое восприятие, образное
мышление, воображение, речь, внимание, память. Разглядывая узоры игрушек,
дети учатся сравнивать, называть особенности росписи (круги, точки, кольца,
мазки, полосы).
Восприятие ребенка (зрительное, слуховое, осязательное) обладает существенными индивидуальными различиями. Образы восприятия накапливаются и
составляют сенсорный опыт ребенка. Дымковская роспись с ее яркой образностью, выразительностью создает для этого благодатную почву.
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
Воспитание и обучение: теория, методика и практика
Образ окружающих предметов и явлений дымковской росписи в доступном
для детского познания виде способствует развитию наглядно‐образного мышления ребенка.
Важным психическим процессом, без которого невозможно творчество и
который также активно формируется средствами народной росписи, является воображение. В образах росписи заключаются образы‐символы: солнце, древо
жизни, птицы, животные. Ознакомление с ними содействует развитию воображения, фантазии, творчества у детей.
Дымковские узоры очень просты, и дети учатся их повторять. Это способствует развитию у детей ориентировки на плоскости, умению работать с красками и кистью, тычком. У детей совершенствуются технические навыки рисования. Знакомые элементы дымковской росписи дети учатся использовать при составлении композиций на геометрических формах и силуэтах. При этом у детей
развиваются композиционные умения, чувство ритма, эстетическое восприятие,
художественный вкус.
В процессе овладения приемами народной росписи у детей развивается мелкая моторика руки, координация действий руки и глаза, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народного мастера.
Художественно‐эстетическая деятельность – это духовно‐практическая деятельность, эмоционально‐рациональная деятельность человека, содержанием
которой является формообразование, а целью – гармонизация себя, мира и своих
отношений с миром. Художественно‐эстетическая деятельность – это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
средствами искусства. Эстетическое развитие – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать,
понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка
стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей.
Дошкольная педагогика
Цели художественно‐эстетического развития: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.
Общим педагогическим условием развития художественных способностей
детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства.
Каждой группе задач художественно‐эстетического развития соответствуют свои методы.
Первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного.
Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение,
объяснение, анализ, пример взрослого.
Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной
деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются
практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых
ситуаций. Здесь нужно указать общий принцип отбора методов – находить
такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать
«произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить,
украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов.
Каждый ребенок усваивает определенный объем знаний, навыков и умений
в организованном порядке на образовательно‐игровых занятиях и в самостоятельной свободной деятельности под руководством воспитателя.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Ведущий вид деятельности дошкольника – игра, поэтому использовать игру для знакомства с дымковской росписью
удобно и целесообразно.
Основная особенность дидактической игры – это игра обучающая. Она создается взрослым и имеет определенную обучающую задачу.
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
Воспитание и обучение: теория, методика и практика
Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только
познакомить их с различными видами народного творчества, сформировать умения и навыки в изобразительной деятельности, но и способствовать развитию
творческого начала.
Большое значение в приобщении детей к искусству, в развитии у дошкольников эстетического вкуса, понимании прекрасного имеет развивающая предметно‐пространственная среда.
В дошкольной педагогике под развивающей предметно‐пространственной
средой понимается естественная обстановка, рационально‐организованная,
насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
При организации развивающей предметно‐пространственной среды в помещении группы необходимо учитывать следующие факторы: содержательная
насыщенность, соответствующая возрастным возможностям детей и содержанию Программы, трансформируемость, полифункциональность, вариативность,
доступность и безопасность.
Структурная модель развивающей художественно‐эстетической предметно‐
пространственной среды должна состоять из двух частей: «художественной части» и «эстетической части». «Художественная часть» среды формируется
наполнением ее произведениями искусства, изобразительными материалами и
оборудованием для организации непосредственно образовательной деятельности. «Эстетическая часть» подразумевает под собой цветовое сочетание, приятное глазу, аккуратное оформление.
Одной из самых важных составляющих художественно‐эстетической развивающей среды является позиция педагога, его профессионализм и эстетическая
культура, понимание красоты и форм ее существования, компетентностью в области искусства и художественной деятельности, умение создать эмоциональный фон для развертывания изобразительной деятельности.
Знакомя детей среднего дошкольного возраста с дымковской игрушкой,
необходимо создать в группе детского сада уголок красоты, в котором должны
Дошкольная педагогика
находиться разнообразные предметы декоративно‐прикладного искусства, подлинные дымковские игрушки, а также поделки, расписанные дымковской росписью. Данные предметы должны находиться в свободном доступе, у детей должна
быть возможность брать объекты народного творчества в руки, рассматривать
их, что обеспечит интерактивный характер отражения и освоения мира. Несомненно, в средней группе детского сада должен находиться уголок изобразительной деятельности, в котором содержится необходимое оборудование и материалы как для непосредственно образовательной деятельности, так и для организации самостоятельной творческой деятельности детей. А именно: толстые восковые мелки, простые и цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, пластилин, цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, кисти, поролон, печатки, трафареты, стеки, ножницы с тупыми концами, клей‐карандаш, тарелочки
для форм и обрезков бумаги, доски, палитра, банки, салфетки из ткани, магнитная доска, раскраски с образцом раскрашивания для самостоятельного творчества. Кроме этого, с целью приобщения детей к искусству «Дымке» в книжном
уголке необходимо создать картотеку иллюстраций по дымковским игрушкам, а
также картотеку загадок, прибауток и стихов о «Дымке». В театральном уголке
можно создать настольный театр «Царство Дымково». В уголке дидактических
игр самостоятельно изготовить игры, созданные специально для знакомства с
дымковской игрушкой, например, «Парные картинки», «Разрезные картинки»,
«Обведи элемент», «Обведи и раскрась», домино «Дымковские узоры».
Создание художественно‐эстетической среды в группе обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования, интеллектуально‐эстетическое развитие, возможность самовыражения, саморазвития в изобразительной деятельности, социальную адаптированность (гармонизацию отношений с социумом).
Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Целесообразно использовать следующие формы работы с
родителями: педагогические беседы с родителями, общие и групповые родитель-
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
Воспитание и обучение: теория, методика и практика
ские собрания, консультации, выставки детских работ, дни открытых дверей, участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, совместное создание предметно‐пространственной среды, работа с родительским комитетом
группы, анкетирование.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного художественно‐эстетического развития детей. Как известно,
образовательно‐воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных
процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно‐
педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольной образовательной организации обеспечивает непрерывность педагогического воздействия.
Взаимодействуя с родителями, проводя непосредственно образовательную
деятельность с дошкольниками, моделируя социокультурную пространственно‐
предметную среду, мы способствуем гармоничному развитию личности ребенка,
его положительному отношению к окружающим людям, к самому себе, к миру в
целом. Искусство позволяет ребенку преодолеть неуверенность, нерешительность и позволяет зажечься искрой творчества, развить такие качества как самостоятельность, инициативность. Что в свою очередь закладывает фундамент
успешного обучения в школе.