СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дымковская роспись

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад о работе с детьми  на занятиях по декоративно - прикладному искусству.

Просмотр содержимого документа
«Дымковская роспись»

Дымковская роспись – вид декоративно – прикладного искусства в работе с детьми младшего дошкольного возраста.



Введение в обстановку детского сада произведений декоративно-прикладного искусства является естественной потребностью маленьких детей в ярких цветах, красочных мотивах. Произведения изобразительного искусства по силе и яркости впечатлений , воздействующие на детей, стоят на втором месте после народной игрушки. Русское народное изобразительное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам. Зарождалось оно в художественных ремеслах, а поднялось на уровень художественной росписи Палеха, Мстеры, составляющих наше богатство. Заключено оно в хохломской, городецкой росписи, в игрушечном мастерстве Дымкова. Именно в простых вещах , наполняющих и украшающих быт заложено начало декоративно-прикладного искусства. Изобразительное народное искусство сильно образами , красками , смелостью и оригинальностью. Воспитывает в детях чувство прекрасного на родном и близком. Блестящую художественную и педагогическую страницу в истории русского народного творчества представляет дымковская глиняная игрушка, удивительная простотой сюжета, четкостью форм, сочетающихся с живой раскраской . Более детскую игрушку трудно придумать. На дымковской игрушке необходимо учиться тому, как яркое и радостное сделать вполне ощутимым для ребенка.

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству начинается в детском саду с самого раннего возраста. Оно заключается в создании вокруг ребенка благоприятной обстановки: привлекающее глаз оформление интерьера, внесение в группу народных игрушек, пирамидок, матрешек, салфеток с элементами вышивки, поделок из папье-маше с декоративной росписью, всего, что радует , веселит и способствует проявлению положительных эмоций у детей.

Свою работу по ознакомлению детей с дымковской росписью, я начала со второй младшей группы с внесения в группу вылепленных и украшенных своими руками козликов, лошадок, птичек, барышень. Среди того небольшого ассортимента игрушек , которые стояли на полке, эти игрушки привлекли внимание детей необычностью цвета, яркостью красок. Рассматривая дымковские игрушки : петуха, козлика, лошадку, я привлекала внимание детей к их внешнему виду, попутно решая нравственные задачи : воспитание интереса к животным, доброты, бережного отношения к ним. Закрепляла восприятие художественным словом.

Трух- трух – трух! Ходит по двору петух.

Сам со шпорами Хвост с узорами.

Под окном стоит На весь двор кричит: ку-ка-ре-ку!

В младшей группе , знакомя детей с узорами дымковской росписи, мы еще не даем названий дымковская роспись. Так длинную прямую линию называем длинной дорожкой или ленточкой, аналогично и коротенькую ; колечки – бараночки. Самого вида декоративного рисования во второй младшей группе еще нет, но подготовка кисти руки к работе и овладение простейшими и доступными элементами росписи уже идет постепенно и незаметно. Сначала мы рисуем с младшими детьми прямые линии - дорожки, ленточки, пересекаем их коротенькими линиями, получаем лесенку. А это будущий дымковский узор, очень похожий на клеточку, так же рисуем округлые шарики , бараночки. Во второй младшей группе большинство занятий проводила гуашевыми красками. Рисование кистью и мягкими, сочными красками ярких цветов : красного, желтого, зеленого, синего благоприятно влияет на настроение ребенка. Кистью рисовать легче, это доставляет детям огромное удовольствие. А нарисовав, приятно поиграть с яркими ленточками, подарить их своим подружкам. На следующем занятии дети начинают пробовать силы в изображении округлых форм бараночек , а делают они их как угощение для любимых кукол. Так постепенно на занятии и в индивидуальной работе в вечернее время с учетом интереса и возможностей детей в овладевании умением пользоваться кистью, дети познают мир волшебных красок.

Декоративно-прикладная деятельность имеет свое специфическое содержание, которое осуществляется на занятиях по лепке, аппликации, рисованию, а также в игровой деятельности.

Приобщая детей к прекрасному, стремлюсь в своей работе окружить детей миром предметов, связанных с декоративно-прикладным искусством. Чтобы взор ребенка, за день пребывания в группе, хоть единожды мог остановиться и удивиться тому, что необычное рядом и оно волнует, радует и веселит. А это самое простое - панно « домик» , где живет русская матрешка. Это она ежедневно радуется приходу ребят в группу. Это ее полное, румяное и красивое лицо выглядывает из « узорчатых ставенек» и дарит детям свою улыбку русской красавицы. Расшитые фартуки для дежурств, кукольные подушки «тихого уголка» , это эти на первый взгляд незначительные вещи создают атмосферу тишины и покоя, действуют положительно. Ведь ребенку есть к чему подойти и хотя бы на одну минуту побыть в состоянии покоя и равновесия. Чтобы продлить интерес к игре у детей я обновляю атрибуты. Детям это нравится.

Продолжая вести работу с детьми средней группы по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством, хочу отметить, что у детей повышается интерес ко всему необычно украшенному как в рисовании, так и в лепке, аппликации. Разве это не чудо, когда обычная птичка из пластилина превращается в белоснежную птицу, готовую принять свой яркий расписной узор. Сделанное своими руками – это ли не чудо, не самое ли дорогое , что может ребенок в свои неполные пять лет. В средней группе декоративное рисование , как один из видов рисования полноправно шагает с другими видами изобразительной деятельности.

Декоративное – это утоньченное, изящное. Как научить слушаться пальцы, чтобы они уверенно держали кисть, вели нужную форму. Эта работа не может осуществляться только на занятии. И понимая это, по возможности , учитывая желание , настроение и способности детей, проводила индивидуальную работу. При этом хочется отметить старание и аккуратность в выполнении работы детьми. Вот некоторые примерные темы занятий: « Шарфик для куклы», « Разрисуем платочек для бабушки» и др. Работа по овладению приемами выполнения элементов дымковской росписи будет продолжаться на протяжении ряда занятий, а также в последующих группах.

Нельзя не отметить большое значение индивидуального подхода к детям. Есть дети, которым особенно тяжело дается декоративное рисование, но я оцениваю их работы не в сравнении с другими детьми, а отмечаю их рост. Пусть даже незначительные успехи, но свои. Это дает стимул к последующей работе.

Таким образом, приобщение ребенка к декоративно – прикладному искусству путем знакомства с элементами дымковской росписи, способствует развитию у детей чувства цвета, ритма, образного восприятия, умения понимать мир прекрасного.



Бословяк Валентина Васильевна.

Воспитатель МБДОУ « Березка» Красногорского района Брянской области.