СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Джордж Гершвин – великий мастер джаза»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Цель:

Дать понять, что между «легкой» и «серьезной» музыкой нет четкой разграничительной грани.

Закрепить понятие «джаз», как жанр. Познакомить с понятием «симфоджаз»

Познакомить с творчеством Джорджа Гершвина.

 

- Джордж Гершвин – первый американский композитор, чья музыка стала известной во всем мире. Чем же он так прославился?

Ведь в ту пору (первая половина 20 века) в Америке были и другие композиторы.

Гершвин был первым, кто в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетая ее с приемами европейской симфонической музыки. Это было неожиданно, необычно и обратило на себя внимание во всем мире.

Так возник стиль музыки, получивший название «симфоджаз».

- может, вы сами попытаетесь расшифровать это слово?

- это слияние симфонической музыки и джаза.

- сперва Гершвин стал известен своими джазовыми лирическими песнями, в которых уже ясно слышались связи с европейской музыкой. Но на этом он не остановился.

Он поехал в негритянскую рыбацкую деревню в одном из штатов Америки, где изучил обряды, танцы, песни негров.

Затем он сочинил оперу «Порги и Бесс», в основу которой положил мысль, что черные заслуживают не меньшего уважения, чем белые. Это была первая опера в стиле симфоджаза.

Просмотр содержимого документа
««Джордж Гершвин – великий мастер джаза»»

Открытый урок по музыке

Тема урока: «Джордж Гершвин – великий мастер джаза»

Цель:

Дать понять, что между «легкой» и «серьезной» музыкой нет четкой разграничительной грани.

Закрепить понятие «джаз», как жанр. Познакомить с понятием «симфоджаз»

Познакомить с творчеством Джорджа Гершвина.

Образовательные задачи: Познакомить с историей появление джаза, особенностями музыкального языка, учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека.

Развивающие задачи: развивать логическое мышление, умение использовать, применять знания, полученные ранее на уроках музыкального искусства.

Воспитательные задачи: воспитывать толерантное отношение к культурам других народов, воспитывать у детей музыкальный вкус.

ТСО: мультимедийная доска, ноутбук.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Объяснение нового материала.

2.Дидактическая игра «За семью печатями».

3.Распевка

4.Разучивание куплета из Колыбельная Клары.

5.Оценивание художественно-практической деятельности учащихся.

6.Домашнее задание.

7.Окончание урока.

Ход урока:

- Сегодня речь пойдет о джазовой музыке. Корни которой уходят в народную музыку африканских негров, насильственно вывезенных в Америку и обращенных в рабство. Невероятно тяжела была их жизнь, и это глубоко отражалось на их музыке.

Эту музыку составляли преимущественно «спиричуэлс», что означает «молитва».

В молитвах униженные и угнетенные рабы пели буквально обо всем, что происходило в их жизни, жаловались на свою судьбу и молили о лучшей жизни.



Звучит фрагмент песни «Молитва»

На экране фото поющих негров.

- какие интонации услышали вы в Молитве?

- красота, поэтичность и богатство ее мелодии сразу же дают представление о музыкальной одаренности негров, чья музыка впоследствии заинтересовала и оказала влияние на многих крупнейших композиторов не только в Америке, но и по всему миру.

- Вот еще образец негритянской музыки. Это уже не только мелодия, которую поет человеческий голос, но и инструментальная музыка, исполняемая своеобразным оркестром, в составе которого большую роль играет прежде всего труба и различные ударные.


Звучит фрагмент из репертуара спиричуэлс-группы.


- Это было зарождение Джаза, стиля, которому свойственны, с одной стороны, большая свобода импровизации (тут каждый участник джаза может проявить свою творческую фантазию и мастерство), а с другой стороны – острота и неизменность ритма.


На экране портрет Гершвина


- Джордж Гершвин – первый американский композитор, чья музыка стала известной во всем мире. Чем же он так прославился?

Ведь в ту пору (первая половина 20 века) в Америке были и другие композиторы.

Гершвин был первым, кто в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетая ее с приемами европейской симфонической музыки. Это было неожиданно, необычно и обратило на себя внимание во всем мире.

Так возник стиль музыки, получивший название «симфоджаз».

- может, вы сами попытаетесь расшифровать это слово?

- это слияние симфонической музыки и джаза.

- сперва Гершвин стал известен своими джазовыми лирическими песнями, в которых уже ясно слышались связи с европейской музыкой. Но на этом он не остановился.

Он поехал в негритянскую рыбацкую деревню в одном из штатов Америки, где изучил обряды, танцы, песни негров.

Затем он сочинил оперу «Порги и Бесс», в основу которой положил мысль, что черные заслуживают не меньшего уважения, чем белые. Это была первая опера в стиле симфоджаза.

Послушайте фрагмент из этой оперы.

Звучит Колыбельная Клары в академическом исполнении


- Узнали музыку?

- эту колыбельную исполняли и исполняют уже как отдельный концертный номер лучшие мастера джаза всего мира.

- Послушайте ее в исполнении великого маэстро джаза – Луи Армстронга


На экране портрет Армстронга.

Звучит колыбельная в его исполнении.


- это чисто негритянская джазовая манера исполнения. Обратите внимание, как сочетается блестящее звучание трубы в самых высоких регистрах с низким хрипловатым голосом Армстронга.

- любят петь джаз и женщины. Предлагаю вашему вниманию эту же колыбельную в исполнении еще одной великой джазовой певицы – Эллы Фитцжеральд.


На экране портрет Фитцжеральд.

Звучит колыбельная в ее исполнении.


- и мы сами вместе с вами сможем спеть эту прекрасную колыбельную

Пение:

Баю – бай, спи, мой маленький бэби,

Баю – баю, поскорее усни,

Денег нет у нас, беден твой отец, бэби,

Усни, мой хороший, баю – бай – бай!


- ребята, это была первая опера в стиле симфоджаза.

Быстро завоевав популярность у широких кругов публики, Гершвин долго подвергался нападкам критиков, обличавших его уже в том, что он, автор легкой музыки, взялся за сочинение серьезной, да еще и симфонической музыки.

А вот что написал один музыкант после исполнения «Рапсодии в стиле блюз»:

«Многие композиторы ходили вокруг джаза, как коты вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного поостынет, и они смогут насладиться пищей без риска обжечь свои языки… Джорджу Гершвину удалось решить проблему. Подобно принцу из известной сказки, он взял за руку Золушку и провозгласил ее принцессой, невзирая на бешеную злобу ее завистливых сестер».


- послушайте «Рапсодию в стиле блюз» Джорджа Гершвина.


- Гершвин всегда избегал привычных форм, но основной принцип симфонических построений он сохранил. Слушая эту музыку, надо обратить внимание, как сопоставляется, а иногда и объединяется негритянский джаз с европейским симфонизмом и одновременно легкая музыка с музыкой серьезной. На этих контрастах Гершвину удалось построить не только увлекательную, но и очень цельную и необычную симфоджазовую музыку.

- попробуйте сами сделать вывод из сегодняшнего разговора.

Вывод:

- Гершвин внес в джазовые песни звучание европейской музыки, а в традиционные европейские жанры оперы и инструментального концерта – звучание негритянского джаза.

Это и есть взаимовлияние двух сфер музыки – это слияние стилей и рождение на этой основе нового музыкального явления.


Д/з: В результате:

Будет иметь представление:

О музыке народов мира - джаз об основных средствах выразительности джазовой музыки.


Будет знать:

Особенности джазовой музыки. О Творчестве Джорше Гершвине. Музыкальный инструмент саксафон.


Будет уметь:

Исполнять в хоре « » и передавать в исполнении настроение песни. Определять на слух звучание джазовых композиций.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!