В новой демоверсии* КИМов единого государственного экзамена по русскому языку 2015 г. изменен формат ряда заданий, одно из них теперь выглядит следующим образом.
Задание 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения | Грамматические ошибки |
А. Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. Б. Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама. В. Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе. Г. Благодаря повышения уровня обслуживания в фирменных магазинах стало больше покупателей. Д. Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и прекрасном» | 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. 2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. 3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. 4. Ошибка в построении предложения с однородными членами. 5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. 6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. 7. Неправильное построение предложения с косвенной речью |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
В предшествующей демоверсии в аналогичном задании необходимо было указать в ответе номер одного из 4-х предложений, в котором нарушена синтаксическая норма. В новой версии задания 5 предложений, и в каждом из них содержится грамматическая ошибка. Выпускнику необходимо выявить ошибки и понять их причину, затем установить соответствие, при этом в перечне ошибок предложено не 5 вариантов, а 7, что, безусловно, затрудняет выполнение задания. Чтобы выявить нарушенную норму и верно «поставить диагноз», нужно хорошо разобраться в том, что собой представляет каждая из семи позиций второго столбца задания.
Кодификатор фиксирует умения выпускников, в том числе и умение выполнять различные виды анализа:
• оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
• разграничивать варианты норм, преднамеренные… нарушения языковых норм**.
И при выполнении задания 25 (часть 2, сочинение-рассуждение) весьма важно умение «применять в практике речевого общения основные… грамматические нормы современного русского литературного языка» и «редактировать собственный текст».**
Неудивительно, что задание № 7 экзаменационной работы отнесено к высокому уровню сложности. За его верное выполнение можно получить 5 из максимальных 55 первичных баллов.
В Спецификации сказано: «За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение».
Таким образом, для учеников важно приобрести умение увидеть ошибку (нарушение литературной нормы); умение исправить ошибку в сочинении; назвать вид ошибки из предложенного списка, выполняя задание № 7.
А для учителей еще более актуальной стала задача находить и использовать действенные методы и приемы, чтобы научить детей видеть ошибки и понимать причину, вызывающую их (задание № 7), а в сочинении – исправлять различные виды ошибок, т.е. редактировать собственный текст.
Для экспертов важно объективно оценить работу ученика.
Если приемы выявления ошибок, их причин, а также виды правки станут привычными, превратятся в устойчивый навык, то и выполнение рассматриваемого задания, и работа над языком сочинения-рассуждения будут более эффективными.
Рассмотрим более подробно, используя таблицы, типичные и частотные нарушения грамматических (синтаксических) норм по каждой из позиций правого столбца задания 7.
Таблица 1
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1) между подлежащим-местоимением и сказуемым
№ | Пример с ошибкой | Исправленный пример | Вид ошибки |
1.1 | Кто из сестер вам об этом сказала? Ничто, даже проливные дожди, не могли помешать состязаниям | Кто из сестер вам об этом сказал? Ничто, даже проливные дожди, не могло помешать состязаниям | Неправильное согласование подлежащего, выраженного местоимениями кто, никто, что, ничто, и сказуемого |
1.2 | Те, кто поехал на экскурсию, остался очень доволен. Многие из тех, кто любит русский Север, стремится еще раз посетить Кижи | Те, кто поехал на экскурсию, остались очень довольны. Многие из тех, кто любит русский Север, стремятся еще раз посетить Кижи | Неправильное согласование подлежащего и сказуемого в главной части СПП с конструкциями типа те, кто; многие из тех, кто; все, кто |
2) между подлежащим с приложением и сказуемым
1.3 | Пьеса «Вишневый сад» написан…. В газете «Московском комсомольце» опубликовано… | Пьеса «Вишневый сад» написана…. В газете «Московский комсомолец» опубликовано… | Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – название художественного произведения, периодического издания и др. |
1.4 | Улица Арбат расположен в центре Москвы. Порт Ялта была закрыта. Озеро Байкал – самый глубокий в России | Улица Арбат расположена в центре Москвы. Порт Ялта был закрыт. Озеро Байкал – самое глубокое в России | Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – географическое название |
Нарушение норм управления
| Пример с ошибкой | Исправленный пример | Вид ошибки |
2.1 | Превосходство перед соперником | Превосходство над соперником (над чем-либо, над кем-либо) | Неправильный выбор предлога зависимого слова |
2.2 | Разъяснение о смысле указа | Разъяснение (чего?) смысла указа | Неуместное использование предлога в беспредложной конструкции |
2.3 | Потребность средств для производства Заведующий кафедры | Потребность (в чем?) в средствах для производства. Заведующий (чем?) кафедрой | Неправильное употребление падежной формы зависимого слова |
2.4 | Согласно указания директора. Вопреки прогнозов синоптиков. Благодаря правильного лечения. Ввиду сложностью маршрута | Согласно (чему?) указанию директора. Вопреки (чему?) прогнозам синоптиков. Благодаря (чему?) правильному лечению. Ввиду (чего?) сложности маршрута | Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогами благодаря, согласно, вопреки, ввиду |
Нарушение в построении предложений с однородными членами
Пример с ошибкой | Исправленная ошибка | Вид ошибки |
3.1 | Побывали не только в Москве, а также в Санкт- Петербурге. | ... не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге Или Побывав в Москве, а также в Санкт-Петербурге | Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары |
3.2 | Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов. | Дополнительный материал я брал не только из учебной литературы, но и из газет и журналов | Нарушение порядка слов в предложении с двойным союзом. Каждая из частей двойного союза ставится перед соответствующим однородным членом |
3.3 | Встретить на улицах, площадях, скверах | ... на улицах, площадях, в скверах | Пропуск предлога в падежных формах, входящих в ряд однородных членов |
3.4 | В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия | … представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии. (род. п.) | Нарушение согласования в падеже обобщающего слова и членов однородного ряда |
3.5 | Необходимо снижение себестоимости продукции и улучшать качество товаров. Все были рады, счастливы и веселые | Необходимо снижать себестоимость продукции и улучшать качество товаров. Все были рады, счастливы и веселы | Соединение в ряду однородных членов разных частей речи (сущ. и глагол); разных форм слова (например, совмещение полной и краткой форм прил.) |
3.6 | Я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно работают на уроке | Я хотел сказать о значении спорта и моей любви к нему. Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и активно работающих… или …учеников, которые стремятся к знаниям и активно работают… | Неправильное оформление ряда однородных членов (например, совмещение причастного оборота и придаточного предложения) |
3.7 | Говорили о том, как разводить и ухаживать за кроликами. Мы любили и гордились поэтом | Говорили о том, как разводить (кого?) кроликов и ухаживать (за кем?) за ними. Мы любили (кого?) поэта и гордились (кем?) им | Нарушение в управлении общим зависимым словом при однородных членах (требуются разные падежные формы зависимых слов) |
3.8 | Члены кооператива, строящие свой дом и желая въехать в новые квартиры как можно раньше, решили устраивать воскресники | Члены кооператива, строящие свой дом и желающие въехать в новые квартиры как можно раньше, решили устраивать воскресники | Включение в однородный ряд причастного и деепричастного оборотов |
Нарушение в построении предложений с причастным и деепричастным оборотами
1) с причастным оборотом
Пример с ошибкой | Исправленная ошибка | Вид ошибки |
4.1 | Направляемые молодые специалисты быстро осваиваются на местах | Направляемые (кем?) министерством молодые специалисты… | Употребление причастия без необходимых зависимых слов (неполнота выражения) |
4.2 | Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем | …испарениями земли, (какой?) незадолго до вечера смоченной дождем | Ошибочное согласование причастного оборота: (неправильный выбор определяемого (опорного) слова) |
4.3 | Лес тянется с севера на юг, состоящий только из хвойных пород | Лес, состоящий только из хвойных пород, тянется с севера на юг | Отрыв причастного оборота от определяемого слова |
4.4 | Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас | Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас. Или: Родственники, приехавшие из Сибири, остановились у нас | Разрыв причастного оборота определяемым (опорным) словом |
2) с деепричастным оборотом
4.5 | Читая текст, возникает такое чувство… | Когда читаешь текст, возникает такое чувство… Или: При чтении текста… | Употребление деепричастного оборота вне связи с действием подлежащего |
4.6 | Приехав в Москву, ему стало грустно. | По приезде в Москву ему стало грустно. Или: Приехав в Москву, он загрустил | Употребление деепричастного оборота в безличном предложении (без инфинитива) |
4.7 | Слушая музыку, мне трудно было не плакать | Слушая музыку, трудно было не плакать | Употребление деепричастного оборота в безличном предложении (с инфинитивом), где есть косвенное указание на субъект действия |
Нарушение в построении сложноподчиненных предложений
Пример с ошибкой | Исправленная ошибка | Вид ошибки |
5.1 | Как только перестал дождь, и мы отправились домой. Он пишет то, что возмущен этим случаем | Как только перестал дождь, мы отправились домой. Он пишет, что возмущен этим случаем | Неуместное употребление сочинительного союза и. Употребление избыточных соотносительных слов (указательного местоимения, наречия) в главной части СПП |
5.2 | Автор пишет, что будто бы... что как он добился... | Автор пишет, будто бы… как он добился… | Употребление рядом двух однозначных союзов (но однако…, что будто бы…) |
5.3 | Преданность Гринева Маше Мироновой проявилась в том, когда девушка была в руках злодеев, он спас ее | Преданность Гринева Маше Мироновой проявилась в том, что, когда девушка была в руках злодеев, он спас ее | Пропуск союза |
5.4 | Когда утром казаки встали, Тарас удивился, когда увидел, что среди них не было Андрия | Когда утром казаки встали, Тарас удивился, увидев, что среди них не было Андрия | Загромождение сложного предложения одинаковыми союзами |
5.5 | Для получения прибыли и чтобы компенсировать затраты на рекламу, издательство увеличило цену книги | Чтобы получить прибыль и компенсировать затраты на рекламу, издательство увеличило цену книги | Использование синтаксически неоднородных конструкций в качестве однородных |
5.6 | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве | Эта книга, которую я прочитал еще в детстве, научила меня ценить и уважать друзей | Отрыв придаточного предложения от определяемого слова в главной части сложной конструкции |
5.7 | Последний пример доказывает о том, что приобретение автомобиля слишком ответственное дело. Чиновник разъяснил о том, что клиент нарушил инструкцию | Последний пример доказывает, что приобретение автомобиля слишком ответственное дело. Чиновник разъяснил, что клиент нарушил инструкцию | Неуместное употребление указательного слова при построении СПП и нарушение правильного глагольного управления: доказывает (что?); разъяснил (что?) |
5.8 | Президент фонда резко сказал оппонентам, что как вы можете не замечать… | Президент фонда резко сказал оппонентам, что они не замечают… | Смешение прямой и косвенной речи в СПП с придаточным изъяснительным |
Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).
Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)