Конспект урока по литературе (10 класс)
Тема урока
Е. Базаров в среде Кирсановых.
Идеологические и социальные разногласия героев.
(Анализ X главы романа)
Цели урока:
-выявить причины конфликта между Е. Базаровым и П.П. Кирсановым; определить темы спора между героями, объяснить точки зрения спорящих;
-совершенствовать умения и навыки учащихся высказывать и аргументировать свою точку зрения;
-закрепит навыки анализа эпизода.
Тип урока: урок-беседа с элементами анализа художественного произведения
Этапы урока
I.Организационный момент
II.Этап мотивации и целеполагания: постановка целей и задач урока учащимися
III.Проверка домашнего задания: устные ответы на вопросы
1)Вспомните приезд Аркадия и Евгения в имение Марьино. Как приняли Е. Базарова в доме Николая Петровича Кирсанова?
2) Почему Павел Петрович испытывал неприязнь к Е. Базарову? Почему он считал Евгения циником, нахалом, плебеем?
3) Как Е. Базаров относился к П.П. и Н.П. Кирсановым?
4) Каковы причины конфликта, возникшего между героями?
IV.Чтение диалогов героев в лицах (X глава)
V.Этап анализирующего наблюдения
Беседа по вопросам, заполнение таблицы
1)Почему между героями нет полного понимания?
2)Что послужило причиной для спора?
3) Какие линии спора вы можете выделить? (1. Отношение к дворянству, аристократии и ее принципам; 2.отношение к нигилистам; 3.отношение к народу; 4.отношение к природе и искусству).
Разбор каждой из линий спора.
Слова учителя:
-Сравним сначала взгляды Базарова и Павла Петровича на аристократию. Что вы можете сказать об этом?
( ученики делают вывод о том, что для Кирсанова аристократия – это основная общественная сила, сосредоточившая в себе чувство собственного достоинства, самоуважения, основа общественного блага, но Базаров прямо замечает, что от « ничегонеделания» аристократов нет никакого блага, они живут за чужой счет)
- Мы знаем, что Базаров и Аркадий называют себя нигилистами. Кто же такие Нигилисты и как к ним относятся окружающие? Посмотрим, что говорит о нигилистах сам Базаров и что говорит о низ Павел Петрович.
( Ученики отмечают, что, по словам Базарова, главным принципом нигилистов является отрицание. Они действуют обдуманно, исходя из принципа полезности. Отрицание воспринимается как деятельность, а не болтовня. Кирсанова, стоящего за сохранение традиций, пугает стремление Базарова все разрушить. Кроме того, у Базарова нет никакой программы, а строит на расчищенном месте он считает не своим делом)
-Что же думают герои о народе?
( Кирсанов считает народ патриархальным, ценящим предания, религиозным. Он умиляется отсталостью русского нарда. Базаров же видит неблагополучие в жизни народа, необразованность, отсталость и эти недостатки презирает, он отмечает и недовольство народа. Несмотря на это, крестьяне признают Базарова своим, он им ближе, хотя напоминает кого-то вроде шута, а Кирсанов все-таки барин)
- Поговорим о взглядах героев на искусство и природу.
( Базаров судит об искусстве, исходя из принципа полезности. Ему непонятен Рафаэль, гораздо ближе химики. Отрицание искусства связано и с тем, что Базаров отвергает авторитеты. Он не знает Пушкина и отрицает его, не знает Шопена и его музыку считает вздором. Базарову все это не нужно, ему не пригодятся литература и искусство в практической деятельности, поэтому он считает, что все это бесполезно и глупо. В отношении Базарова к природе чувствуется хозяйское отношение. Для него природа не храм, а мастерская, это просто источник знаний, а не красоты и вдохновения. Протест Павла Петровича связан с тем, что он более тонко понимает искусство и природу в силу своего происхождения. Его возмущает сугубо практическая направленность мыслей Базарова. Он понимает, что это и есть слабое место в теории молодого нигилиста)
-Итак, у нас есть два противоположных взгляда а с кем из героев согласились бы вы?
Вы верно подметили ограниченность взглядов Базарова и Кирсанова. Они крепко держатся за свои убеждения, не желая уступать. Какой же выход? Как избежать известного Конфликта? Отцам следует быть терпимее ко всему новому, а детям – внимательнее к опыту и мудрости старших.
характеристики | П. П. Кирсанов | Е. Базаров |
Отношение к аристократии | Я уважаю аристократов настоящих…Аристократия дала свободу Англии. Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе нет никакого прочного основания общественному благу. Аристократизм – принцип, а без принципов могут жить одни безнравственные люди. | Вы уважаете себя и сидите сложа руки; какая от этого польза общественному благу?... Аристократизм, либерализм, принцип – сколько бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны… |
Отношение к нигилистам | В силу чего же вы действуете? Вы все отрицаете или, точнее, вы все разрушаете. Да ведь надобно же и строить. Нам дорога цивилизация, а вам только в калмыцкой кибитке сидеть. Сперва гордость сатанинская, потом глумление – вот чем увлекается молодежь. | Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее все отрицать – мы отрицаем… Все… Сперва нужно место расчистить,.. мы решили ни за что не браться и только отрицать… |
Отношение к народу | Русский народ свято чтит предания, он – патриархальный и не может жить без веры… Вы идете против своего народа. | Народ полагает, что, когда гремит гром, это Илья – пророк на колеснице катается. Мне соглашаться с ним? Что ж, коли он заслуживает презрения. |
Отношение к природе и искусству | Наши художники Рафаэля считают чуть ли не дураком,.. а у самих фантазии не хватает. Прежде молодым людям не хотелось прослыть за невежд, они трудились, а теперь вдруг стали нигилисты. | По-моему, и Рафаэль гроша ломаного не стоит...Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник. |
Этап рефлексии:
1) Какие цели мы ставили вначале урока? (разобраться в причинах конфликта между героями, проследить развитие конфликта и выявить темы спора, точки зрения героев)
2) Можем ли мы утверждать, что кто-то из героев прав? Они убедили друг друга? В чем слабая сторона взглядов Е. Базарова?
Домашнее задание: перечитать главы XII-XIX; подумать над вопросами: какие отношения сложились у Базарова с Одинцовой, выдержал ли Е. Базаров «испытание любовью».