I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Читает стихотворение В дорогу взять ты не забудь «Ключей» надежных связку – В любой рассказ найдёшь ты путь, Войдёшь в любую сказку. | Слушают стихотворение |
II. Актуализация знаний, постановка и решение учебной задачи | Речевая разминка. | Предлагает выполнить задание – Расставьте книги по порядку и прочтите слово. Ответ: сказка. – Любите ли вы читать сказки? – Какие сказки вы знаете? – Назовите свои любимые сказки. – Сегодня на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется. – Прочтите скороговорку: Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день. | Выполняют задание Читают название раздела Читают скороговорку |
| Чтение диалога с писателем на с. 30 (часть 1). Рассматривание книг со сказками. Подготовка к чтению сказки Е. Чарушина «Теремок». Эвристическая беседа. | – Почему говорят, что сказка – мудрость народа, его мечты и желания? – Прочтите записанную на доске пословицу. – Какие буквы закрыты карточками? (Буквы к и м). – Объясните смысл этой пословицы. – Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется. Мышка дом себе нашла, Мышка добрая была: В доме том в конце концов Стало множество жильцов. («Теремок».) – Прочтите названия животных – героев сказки «Теремок» – сначала по слогам, затем целыми словами: мышка-норушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый. – В чем необычность имён героев сказки? – На какие особенности героев указывают их имена? – В каком порядке появлялись в сказке герои? – Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Теремок». Расположите их по порядку изложения событий в сказке. – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами. ос-та-но-ви-лась – остановилась в те-ре-моч-ке – в теремочке не-вы-со-ком – невысоком не от-ве-ча-ет – не отвечает рас-пе-вать – распевать у-вёр-тыш – увёртыш за-бра-лась – забралась Объясните значение слова «увёртыш». Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности. | Учащиеся читают текст по цепочке Читают пословицу, называют пропущенные буквы. Объясняют смысл пословицы . Угадывают название сказки Читают названия животных, Отвечают на вопросы |
| Анализ произведения. | Проводит беседу по вопросам: – Понравилась ли вам сказка? – Что понравилось больше? – Какие герои сказки вам понравились? – Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку? – Чем отличается? Учитель демонстрирует схему. – Объясните, какие сказки называют народными, а какие – авторскими. – Приведите примеры народных сказок. – Какие авторские сказки вы знаете? | Отвечают на вопросы Объясняют, какие сказки народные, а какие авторские. Приводят примеры. |
IV. Закрепление новых знаний (в знакомой ситуации) | Выразительное чтение сказки по ролям. Подготовка к пересказу сказки. | Предлагает отгадать загадки – Отгадайте загадки – имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок». Зимой белый, летом серый. (Заяц.) Мала, а никому не мила.(Мышка.) Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка.) На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк) (Волк.) Рыжая, с пушистым хвостом, Живёт в лесу под кустом. (Лиса.) Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) (Медведь.) Учитель открывает на доске карточки с изображением героев сказки. – Расположите карточки с героями в том порядке, в котором они появляются в сказке. Организует диалог с учащимися по вопросам: – Как ведут себя герои сказки? – Чем она закончится? – Чему учит эта сказка? – Прочтите пословицы, записанные на доске: • В темноте, да не в обиде. • Знает сорока, где зиму зимовать. • Согласие крепче каменных стен. – Объясните смысл этих пословиц. – Какая из них подходит к нашей сказке больше всего? | Отгадывают загадки Располагают карточки в правильном порядке Отвечают на вопросы Читают пословицы, объясняют смысл пословиц |
(в изменённой ситуации) | Пересказ сказки. «Чье это прозвище?». Игра «Чей это голос?». | Предлагает пересказать сказку – Придумайте свой вариант окончания сказки. – Какие слова произнесет волк? – Какие слова произнесет медведь? Предлагает отгадать животных • кумушка, сестричка (лиса); • бирюк, хватыш, «зубами щёлк» (волк); • толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь); • норушка (мышка); • квакушка (лягушка); • побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц); • серый лоб, бестолковый боб, мурлыка (кот); • дереза (коза); • ряба, татарушка, пеструшка (курица). – Где так называют животных? – Узнайте героев сказок о животных по их голосам: • голос тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц); • голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса); • голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь); • голос хриплый, грубый, «толстый» (волк); • голос звонкий, чёткий (петух); • речь размеренная, простая, твёрдая, без затей (кот); • голосок тоненький, притворный (коза); • голос занудливый (баран). | Пересказывают сказку, придумывают свой вариант окончания сказки Угадывают названия животых Угадывают названия животых |