Тема: "Е. И. Носов "Трудный хлеб"
Цель:
познакомить с содержанием рассказа Е. И. Носова «Трудный хлеб».
Задачи:
• повторить краткие сведения из биографии Е. И. Носова, познакомить с содержанием рассказа;
• корригировать внимание, логическое мышление, речь учащихся в процессе выполнения заданий;
• воспитывать учебную мотивацию, духовные и нравственные ценности, любовь и заботу о домашних питомцах.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Эмоциональный настрой:
К нам на урок заглянули не только учителя, но еще один гость, чтобы узнать его, надо отгадать загадку.
“Доброе, хорошее на всех глядит
На себя глядеть не велит.” (Солнышко.)
Да. В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.
Посмотрите внимательно на изображения солнца на доске.
- Какое солнце больше всего соответствует вашему настроению? Почему так?
- У какого солнца очень хорошее настроение?
Надеюсь, что и вы уйдете с урока с хорошим настроением
Расшифруйте запись //носов//+ цифровая шифровка.
- Почему я начала урок с этой фамилии?
II. Повторение.
Вспомним сведения о писателе. Игра «Я утверждаю»
- Е. Носов родом из города Курска. - //из деревни недалеко от Курска.
- Е.Носов ушел на фронт, когда учился в 9 классе. +
- Воевал Е.Носов в пехотных войска. - // артиллерийских.
- На войне ни разу не был ранен. - //тяжелое ранение в конце войны.
- После войны вернулся в школу. +
- Е.Носов о своих одноклассниках писал: «Я был старше их на целую войну…» +
- После школы работал трактористом. - // корреспондентом
- Работая в газете, писал стихи. - //рассказы
- Основная тема произведений – фантастика. - // природа, деревня, животные.
Вывод: Мы не раз говорили с вами о том, что писатели, поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значение в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться в тайные причины поступков. Е.И. Носов – писатель, уважительно относящийся к природе, который любит и понимает её, тонко чувствует связь человека с природой.
- Сегодня нам предстоит познакомиться с его рассказом.
III. Тема урока
-Какой рассказ будем изучать? (рассказ «Трудный хлеб».)
- Что мы называем хлебом, какой он бывает?
- Что обозначает слово «трудный? (Требующий большого труда, напряжения.)
- Может ли хлеб быть трудным? А лёгким…?
- Поднимите руку, у кого есть домашние питомцы?
- Что вы любите в животных?
- Чувствуют ли животные любовь? Как?
- Мы прочитаем рассказ об отношении человека к своему домашнему питомцу.
Словарная работа.

Физминутка.
Работа по группам.
I группа
Дополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.
Глухой лесной ___________
Прилетела пара __________
Растёт прибрежный __________
Длинный чёрный ____________
Охотник достал ломоть хлеба из ______________
II группа
Дополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.
Прилетела пара __________
Растёт прибрежный __________
Длинный чёрный ____________
Слова для справок: сюртук, крохаль, ситник.
Проверка!
В) Работа над определением значения трудных слов:

-Расшифруйте, как зовут питомца, о котором пойдет речь в рассказе, используя шифр и ключ к нему.

- Главным героем рассказа Е. Носова будет собака породы спаниель по кличке Чанг.
Чтение текста на стр. 207
V. Закрепление
Беседа
- О ком этот рассказ?
- Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?
- Что удивило автора-рассказчика во время диалога с охотником?
- Как охотник ведет себя с Чангом? (Он давал собаке команды спокойным, даже ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля».)
- Продолжите фразу:
- Охотник относился к Чангу … (как?) (по-доброму, справедливо, заботливо, ласково, внимательно, уважительно и т.п.)
- В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался. Как вам кажется, почему?
- В чем был «неосторожен» рассказчик? - Видно ли было со стороны, что собака слепа? (Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте.)
- Давал ли охотник почувствовать собаке, что теперь она – неполноценный помощник своего хозяина? (Нет. Хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривал собаку похвалой.)
- Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?
- Попробуйте дать характеристику охотнику, раскрыть его духовные ценности, нравственные законы, по которым живет герой.
- Какова тема произведения? (Необходимость сострадательного и уважительного отношения ко всему живому.)
- Повествование в произведении ведётся от лица кого? (Рыбака, т.е. рассказчика.)
- В каких словах рассказа выражается основная (главная) мысль? («…я за него двух зрячих не возьму. Как-никак 5 лет вместе». Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный.)
- Хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома почему? (Хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.)
- В какой-то момент разговор охотника и рыбака оборвался. Как тебе
кажется, почему? (Рыбак предложил охотнику завести другую собаку.)
- Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»? ( Собака трудным, четным способом зарабатывала себе на «хлеб»).
- Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи? (Важно, «хлеб», заработанный честным трудом ешь с гордостью, а легкий «хлеб» не имеет часто никакой ценности).
- За что можно уважать хозяина Чанга?
-Давайте проверим, насколько вы сегодня были внимательны?
Работа по группам Карточка
Соедини стрелками героя рассказа с его описанием.
Короткий стёганый ватник Чанг
Чёрный шелковистый жилет крохаль
Чёрный сюртук, белая рубашка охотник
Проверка!
ТЕСТ по рассказу Е. Носова «Трудный хлеб»
VI. Итог урока.
- Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?
- Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?
-Чему научил вас сегодняшний урок?
Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что помогает юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.
Д/з
Тест.
1. Осень в лесу развешивает…:
А) дождинки Б) кормушки В) хрустальные сети паутины
2. Какие гости прилетели с далёкого севера?
А) крохали Б) гуси В) рябчики
3. Как звали спаниеля?
А) Ганг Б) Чанг В) Манч
4. У Чанга были…:
А) короткие гладкие уши Б) длинная рыжая шерсть В) длинные лохматые уши
5. Охотник достал из ягдташа…:
А) убитую птицу Б) ломоть хлеба В) ружьё
6. При виде летящего хлеба Чанг…:
А) спокойно стоял, глядя на хозяина Б) побежал к хозяину В) кинулся ловить хлеб
7. Автор поймал в реке…:
А) мелкую плотву Б) крупного карася В) крупную плотвицу
Тест.
1. Осень в лесу развешивает…:
А) дождинки Б) кормушки В) хрустальные сети паутины
2. Какие гости прилетели с далёкого севера?
А) крохали Б) гуси В) рябчики
3. Как звали спаниеля?
А) Ганг Б) Чанг В) Манч
4. У Чанга были…:
А) короткие гладкие уши Б) длинная рыжая шерсть В) длинные лохматые уши
5. Охотник достал из ягдташа…:
А) убитую птицу Б) ломоть хлеба В) ружьё
6. При виде летящего хлеба Чанг…:
А) спокойно стоял, глядя на хозяина Б) побежал к хозяину В) кинулся ловить хлеб
7. Автор поймал в реке…:
А) мелкую плотву Б) крупного карася В) крупную плотвицу
Тест.
1. Осень в лесу развешивает…:
А) дождинки Б) кормушки В) хрустальные сети паутины
2. Какие гости прилетели с далёкого севера?
А) крохали Б) гуси В) рябчики
3. Как звали спаниеля?
А) Ганг Б) Чанг В) Манч
4. У Чанга были…:
А) короткие гладкие уши Б) длинная рыжая шерсть В) длинные лохматые уши
5. Охотник достал из ягдташа…:
А) убитую птицу Б) ломоть хлеба В) ружьё
6. При виде летящего хлеба Чанг…:
А) спокойно стоял, глядя на хозяина Б) побежал к хозяину В) кинулся ловить хлеб
7. Автор поймал в реке…:
А) мелкую плотву Б) крупного карася В) крупную плотвицу
2