СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е.И.Носов. Рассказ "Трудный хлеб"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен для проведения урока  в коррекционной школе

Просмотр содержимого документа
«Е.И.Носов. Рассказ "Трудный хлеб"»

Тема: "Е. И. Носов "Трудный хлеб"

Цель:

познакомить с содержанием рассказа Е. И. Носова «Трудный хлеб».

Задачи:

• повторить краткие сведения из биографии Е. И. Носова, познакомить с содержанием рассказа;
• корригировать внимание, логическое мышление, речь учащихся в процессе выполнения заданий;
• воспитывать учебную мотивацию, духовные и нравственные ценности, любовь и заботу о домашних питомцах.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой:

К нам на урок заглянули не только учителя, но еще один гость, чтобы узнать его, надо отгадать загадку.
“Доброе, хорошее на всех глядит
На себя глядеть не велит.”
(Солнышко.)

Да. В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.

Посмотрите внимательно на изображения солнца на доске.

- Какое солнце больше всего соответствует вашему настроению? Почему так?

- У какого солнца очень хорошее настроение?

Надеюсь, что и вы уйдете с урока с хорошим настроением

Расшифруйте запись //носов//+ цифровая шифровка.  


- Почему я начала урок с этой фамилии?

II. Повторение.

Вспомним сведения о писателе. Игра «Я утверждаю»

- Е. Носов родом из города Курска. - //из деревни недалеко от Курска.                         
- Е.Носов ушел на фронт, когда учился в 9 классе. +
- Воевал Е.Носов в пехотных войска. - // артиллерийских. 
- На войне ни разу не был ранен. - //тяжелое ранение в конце войны.

- После войны вернулся в школу. +

-  Е.Носов о своих одноклассниках писал:  «Я был старше их на целую войну…» +

- После школы работал трактористом. - // корреспондентом

- Работая в газете, писал стихи. - //рассказы

- Основная тема произведений – фантастика. - // природа, деревня, животные.
Вывод:  Мы не раз говорили с вами о том, что писатели, поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значение в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться в тайные причины поступков. Е.И. Носов – писатель, уважительно относящийся к природе, который любит и понимает её, тонко чувствует связь человека с природой.
- Сегодня нам предстоит познакомиться с его  рассказом.

III. Тема урока

-Какой рассказ будем изучать? (рассказ «Трудный хлеб».)
- Что мы называем хлебом, какой он бывает?
- Что обозначает слово «трудный?  (Требующий большого труда, напряжения.)
- Может ли хлеб быть трудным?   А лёгким…?
- Поднимите руку, у кого есть домашние питомцы?
- Что вы любите в животных?
- Чувствуют ли животные любовь? Как?
- Мы прочитаем рассказ об отношении человека к своему домашнему питомцу.

Словарная работа.

Физминутка.




  Работа по группам.

I группа
Дополни выражения  подходящими по смыслу словарными словами.
Глухой лесной ___________  
Прилетела пара __________
Растёт прибрежный __________
Длинный чёрный ____________
Охотник достал ломоть хлеба из ______________
II группа
Дополни выражения  подходящими по смыслу словарными словами.
Прилетела пара __________
Растёт прибрежный __________
Длинный чёрный ____________
Слова для справок: сюртук, крохаль, ситник.
Проверка!

В) Работа над определением значения трудных слов:


-Расшифруйте, как зовут питомца, о котором пойдет речь в рассказе, используя шифр и ключ к нему.  


- Главным героем рассказа Е. Носова будет собака породы спаниель по кличке Чанг.    

Чтение текста на стр. 207

V. Закрепление

Беседа
- О ком этот рассказ?
- Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?
- Что удивило автора-рассказчика во время диалога с охотником?
- Как охотник ведет себя с  Чангом
? (Он давал собаке команды спокойным, даже ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля».)
- Продолжите фразу:
- Охотник относился к Чангу … (как?)        (по-доброму, справедливо, заботливо, ласково, внимательно, уважительно и т.п.)
- В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался. Как вам кажется, почему?
- В чем был «неосторожен» рассказчик? - Видно ли было со стороны, что собака слепа? (Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте.)
- Давал ли охотник почувствовать собаке, что теперь она – неполноценный помощник своего хозяина? (Нет. Хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривал собаку похвалой.)
- Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?
- Попробуйте дать характеристику охотнику, раскрыть его духовные ценности, нравственные законы, по которым живет герой.
  - Какова тема произведения? (Необходимость сострадательного и уважительного отношения ко всему живому.)
- Повествование в произведении ведётся от лица кого? (Рыбака, т.е. рассказчика.)
- В каких словах рассказа выражается основная (главная) мысль? («…я за него двух зрячих не возьму. Как-никак 5 лет вместе». Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный.)
- Хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома почему? (Хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.)
- В какой-то момент разговор охотника и рыбака оборвался. Как тебе
кажется, почему?
(Рыбак предложил охотнику завести другую собаку.)
- Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»? ( Собака трудным, четным способом зарабатывала себе на «хлеб»).
- Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи? (Важно, «хлеб», заработанный честным трудом ешь с гордостью, а легкий «хлеб» не имеет часто никакой ценности).
- За что можно уважать хозяина Чанга?
-Давайте проверим, насколько вы сегодня были внимательны?
Работа по группам Карточка

Соедини стрелками героя рассказа с его описанием.
Короткий стёганый ватник                       Чанг
Чёрный шелковистый жилет                       крохаль
Чёрный сюртук, белая рубашка                   охотник
Проверка!

ТЕСТ по рассказу Е. Носова «Трудный хлеб»

VI. Итог урока.

- Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?
- Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?

-Чему научил вас сегодняшний урок?
Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что помогает юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.

Д/з








































Тест.
1. Осень в лесу развешивает…:
А)  дождинки Б)  кормушки В)  хрустальные сети паутины
2.  Какие гости прилетели с далёкого севера?
А)  крохали Б)  гуси В)  рябчики
3.  Как звали спаниеля?
А)  Ганг Б)  Чанг В)  Манч
4.  У Чанга были…:
А)  короткие гладкие уши Б)  длинная рыжая шерсть В)  длинные лохматые уши
5. Охотник достал из ягдташа…:
А)  убитую птицу Б)  ломоть хлеба В)  ружьё
6.  При виде летящего хлеба Чанг…:
А)  спокойно стоял, глядя на хозяина Б)  побежал к хозяину В)  кинулся ловить хлеб
7.  Автор поймал в реке…:
А)  мелкую плотву Б)  крупного карася В)  крупную плотвицу


Тест.
1. Осень в лесу развешивает…:
А)  дождинки Б)  кормушки В)  хрустальные сети паутины
2.  Какие гости прилетели с далёкого севера?
А)  крохали Б)  гуси В)  рябчики
3.  Как звали спаниеля?
А)  Ганг Б)  Чанг В)  Манч
4.  У Чанга были…:
А)  короткие гладкие уши Б)  длинная рыжая шерсть В)  длинные лохматые уши
5. Охотник достал из ягдташа…:
А)  убитую птицу Б)  ломоть хлеба В)  ружьё
6.  При виде летящего хлеба Чанг…:
А)  спокойно стоял, глядя на хозяина Б)  побежал к хозяину В)  кинулся ловить хлеб
7.  Автор поймал в реке…:
А)  мелкую плотву Б)  крупного карася В)  крупную плотвицу



Тест.
1. Осень в лесу развешивает…:
А)  дождинки Б)  кормушки В)  хрустальные сети паутины
2.  Какие гости прилетели с далёкого севера?
А)  крохали Б)  гуси В)  рябчики
3.  Как звали спаниеля?
А)  Ганг Б)  Чанг В)  Манч
4.  У Чанга были…:
А)  короткие гладкие уши Б)  длинная рыжая шерсть В)  длинные лохматые уши
5. Охотник достал из ягдташа…:
А)  убитую птицу Б)  ломоть хлеба В)  ружьё
6.  При виде летящего хлеба Чанг…:
А)  спокойно стоял, глядя на хозяина Б)  побежал к хозяину В)  кинулся ловить хлеб
7.  Автор поймал в реке…:
А)  мелкую плотву Б)  крупного карася В)  крупную плотвицу

2