СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е-И в корнях с чередованиях

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Е-И в корнях с чередованиях»

Буквы Е – И в корнях с чередованием 5 класс Презентация Пасичник Н.В.

Буквы Е – И в корнях с чередованием

5 класс

Презентация Пасичник Н.В.

Знать:  - понятие «чередование звуков»;  - условия выбора гласных е-и в  корнях с чередованием;  Уметь:  - объяснять условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием;  - находить и графически обозначать изучаемую орфограмму.

Знать:

- понятие «чередование звуков»;

- условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием;

Уметь:

- объяснять условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием;

- находить и графически обозначать изучаемую орфограмму.

Что называют чередованием звуков?    При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова.  Эту замену называют чередованием звуков:  выб е ри книгу - выб и рать книгу

Что называют чередованием звуков? При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков: выб е ри книгу - выб и рать книгу

Наша цель – узнать, в каких случаях происходит чередование гласных  е –и в корнях с чередованием, и овладеть способом выбора е-и  в корнях с чередованием :   б е р – б и р, п е р – п и р, д е р  -  д и р, т е р  -  т и р, м е р  -  м и р, ст е л – ст и л, бл е ст – бл и ст, ж е г –ж и г, ч е т-ч и т.   

Наша цель – узнать, в каких случаях происходит чередование гласных е –и в корнях с чередованием, и овладеть способом выбора е-и в корнях с чередованием : б е р – б и р, п е р – п и р, д е р - д и р, т е р - т и р, м е р - м и р, ст е л – ст и л, бл е ст – бл и ст, ж е г –ж и г, ч е т-ч и т.  

Кто поможет нам узнать правило ?

Кто поможет нам узнать правило ?

Наблюдение   Назовите корни и чередующиеся гласные в них.  Какой суффикс стоит после корня в глаголах несовершенного вида? Сделайте вывод, когда в корне пишется е и когда –и?  И помните про помощника – ослика Иа     Избир а ть – изберу Отдир а ть – отдеру Вытир а ть – вытер Замир а ть – замер Расстил а ть – расстелю Запир а ть – запер Блист а ть –блестеть Выжиг а ть - выжечь

Наблюдение

Назовите корни и чередующиеся гласные в них. Какой суффикс стоит после корня в глаголах несовершенного вида? Сделайте вывод, когда в корне пишется е и когда –и? И помните про помощника – ослика Иа 

  • Избир а ть – изберу
  • Отдир а ть – отдеру
  • Вытир а ть – вытер
  • Замир а ть – замер
  • Расстил а ть – расстелю
  • Запир а ть – запер
  • Блист а ть –блестеть
  • Выжиг а ть - выжечь

Вывод (правило ослика Иа)   В корнях с чередованием е-и пишется буква и, если после корня стоит суффикс –а-.  Например:  зам е рло (нет а ), соб и р а ешь.
  • Вывод (правило ослика Иа) В корнях с чередованием е-и пишется буква и, если после корня стоит суффикс –а-. Например: зам е рло (нет а ), соб и р а ешь.
Используя корни с чередованием, с данными приставками образуйте слова:    раз- за- при- на- у- по- рас- под- б е р – б и р а  п е р – п и р а  д е р -д и р а  т е р -т и р а  м е р -м и р а ст е л – ст и л а

Используя корни с чередованием, с данными приставками образуйте слова:

раз-

за-

при-

на-

у-

по-

рас-

под-

б е р – б и р а

п е р – п и р а

д е р -д и р а

т е р -т и р а

м е р -м и р а

ст е л – ст и л а

Письмо с комментированием Объясни, какая буква пишется в корне?   Быстро соб..рись – заб..райся в сани,  зам_реть от восторга – зам_рать от восхищения, заж_гательный танец  – выж_чь узор, бл_стательный успех – блестеть на солнце    Придумайте и запишите предложение с использованием выделенных словосочетаний.
  • Письмо с комментированием Объясни, какая буква пишется в корне? Быстро соб..рись – заб..райся в сани, зам_реть от восторга – зам_рать от восхищения, заж_гательный танец – выж_чь узор, бл_стательный успех – блестеть на солнце Придумайте и запишите предложение с использованием выделенных словосочетаний.
– О каком человеке так говорят?   За всё б..рётся, да не всё удаётся.  Чего не положил – не б..ри.  С живого шкуру сд..рёт.  Нос зад..рает, а в голове ветер гуляет.    Объясните написание пропущенных букв.

О каком человеке так говорят? За всё б..рётся, да не всё удаётся. Чего не положил – не б..ри. С живого шкуру сд..рёт. Нос зад..рает, а в голове ветер гуляет. Объясните написание пропущенных букв.

Самостоятельная работа.  Распределите словосочетания в два столбика: Е - И   выб..ри книгу, выб..рать книгу, выд..рать сорняки; выд..ру сорняки, выт..рать пыль, выт..реть пыль, зап..реться в комнате, зап..рать дом, ут..реть нос, ут..рать слезы .

Самостоятельная работа.

Распределите словосочетания в два столбика: Е - И

  • выб..ри книгу, выб..рать книгу,
  • выд..рать сорняки; выд..ру сорняки,
  • выт..рать пыль, выт..реть пыль,
  • зап..реться в комнате, зап..рать дом,
  • ут..реть нос, ут..рать слезы .
Игра «Четвёртое лишнее»      1 в  соб..рите тетради 2 в. выст..лать соломой   зверь зам..р бл..снуть знаниями пробл..ски мысли заст..лать постель расст..лается туман ст..рать мел с доски

Игра «Четвёртое лишнее»  

1 в

соб..рите тетради

2 в.

выст..лать соломой

 

зверь зам..р

бл..снуть знаниями

пробл..ски мысли

заст..лать постель

расст..лается туман

ст..рать мел с доски

ПРОВЕРЯЕМ! Расст и л а ется туман бл е снуть (нет а ) знаниями  

ПРОВЕРЯЕМ!

Расст и л а ется туман

бл е снуть (нет а ) знаниями