Просмотр содержимого документа
«Е-И в корнях с чередованиях»
Буквы Е – И в корнях с чередованием
5 класс
Презентация Пасичник Н.В.
Знать:
- понятие «чередование звуков»;
- условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием;
Уметь:
- объяснять условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием;
- находить и графически обозначать изучаемую орфограмму.
Что называют чередованием звуков? При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков: выб е ри книгу - выб и рать книгу
Наша цель – узнать, в каких случаях происходит чередование гласных е –и в корнях с чередованием, и овладеть способом выбора е-и в корнях с чередованием : б е р – б и р, п е р – п и р, д е р - д и р, т е р - т и р, м е р - м и р, ст е л – ст и л, бл е ст – бл и ст, ж е г –ж и г, ч е т-ч и т.
Кто поможет нам узнать правило ?
Наблюдение
Назовите корни и чередующиеся гласные в них. Какой суффикс стоит после корня в глаголах несовершенного вида? Сделайте вывод, когда в корне пишется е и когда –и? И помните про помощника – ослика Иа
- Избир а ть – изберу
- Отдир а ть – отдеру
- Вытир а ть – вытер
- Замир а ть – замер
- Расстил а ть – расстелю
- Запир а ть – запер
- Блист а ть –блестеть
- Выжиг а ть - выжечь
- Вывод (правило ослика Иа) В корнях с чередованием е-и пишется буква и, если после корня стоит суффикс –а-. Например: зам е рло (нет а ), соб и р а ешь.
Используя корни с чередованием, с данными приставками образуйте слова:
раз-
за-
при-
на-
у-
по-
рас-
под-
б е р – б и р а
п е р – п и р а
д е р -д и р а
т е р -т и р а
м е р -м и р а
ст е л – ст и л а
- Письмо с комментированием Объясни, какая буква пишется в корне? Быстро соб..рись – заб..райся в сани, зам_реть от восторга – зам_рать от восхищения, заж_гательный танец – выж_чь узор, бл_стательный успех – блестеть на солнце Придумайте и запишите предложение с использованием выделенных словосочетаний.
– О каком человеке так говорят? За всё б..рётся, да не всё удаётся. Чего не положил – не б..ри. С живого шкуру сд..рёт. Нос зад..рает, а в голове ветер гуляет. Объясните написание пропущенных букв.
Самостоятельная работа.
Распределите словосочетания в два столбика: Е - И
- выб..ри книгу, выб..рать книгу,
- выд..рать сорняки; выд..ру сорняки,
- выт..рать пыль, выт..реть пыль,
- зап..реться в комнате, зап..рать дом,
- ут..реть нос, ут..рать слезы .
Игра «Четвёртое лишнее»
1 в
соб..рите тетради
2 в.
выст..лать соломой
зверь зам..р
бл..снуть знаниями
пробл..ски мысли
заст..лать постель
расст..лается туман
ст..рать мел с доски
ПРОВЕРЯЕМ!
Расст и л а ется туман
бл е снуть (нет а ) знаниями