Имя и фамилия ученика___________________________________
Класс___________________________________
Оценка____________________________________
Ход урока
Задание 1. Выполните следующие действия. Каждый раз записывая результат, вы получите предложение.
1) Образуйте деепричастие несов. вида от глагола сидеть. Выпишите его.
__________________________________________________________________
2) Найдите словосочетание с подчинительной связью примыкание, выпишите слово, которое примыкает к главному.
а) Предоставьте информацию;
б) развеселившийся мальчуган;
в) высоко прыгнуть.
__________________________________________________________________
3) Из предложения На сучке опытные садоводы оставляют два побега выпишите обстоятельство места, выраженное сущ. с предлогом.
__________________________________________________________________
4) Найдите предложение с причастным оборотом, выпишите из него подлежащее и запишите его в форме ед. числа род. падежа.
а) Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости.
б) Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нем.
в) Хвойные деревья отличаются обычно жесткими вечнозелеными игловидными или чешуйчатыми листьями, называемыми хвоей или иглами, образуют шишки или можжевеловые ягоды.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5) Выпишите союз из сложносочинённого предложения. Расставьте знаки препинания.
а) Воздух совершенно прозрачен и простым глазом заметны его переливы в ярком утреннем свете солнца.
б) Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
в) Она не сводила глаз с дороги что ведет через рощу.
__________________________________________________________________
6) Образуйте деепричастие несов. вида от глагола держать. Выпишите его.
__________________________________________________________________
7) Из предложения Лесник всегда знает, где на болоте растет крупная клюква выпишите определение и употребите его в форме ед. числа вин. падежа женск. рода.
__________________________________________________________________
8) Из предложения с пунктограммой «Тире между подлежащим и сказуемым» выпишите подлежащее. Расставьте знаки препинания. Употребите данное слово в форме ед. числа вин. падежа женск. рода.
а) В настоящую лесную глушь забираются только белка да пестрый дятел.
б) Шишка соцветие и плод хвойных и некоторых других растений округлой или овальной формы, покрытый чешуйками.
в) Изредка ухает филин вдалеке надрывается кукушка.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9) Выпишите словосочетание со связью согласование.
а) Потеряли надежду;
б) внезапно стих;
в) в передних лапах
__________________________________________________________________
10) Найдите слово, от которого образовано наречие проворно, употребите его в форме ед. числа им. падежа женск. рода.
__________________________________________________________________
11) Назовите слово, от которого образовано прилагательное беличий, употребите его в форме ед. числа им. падежа женского рода.
__________________________________________________________________
12) Составьте слово из следующих морфем:
приставка в слове выносить;
корень в слове грызет;
суффикс в слове захлопать;
окончание в слове разыскивает.
__________________________________________________________________
13) Во второй предикативной части сложносочиненного предложения найдите словосочетание со связью управление, выпишите зависимое слово с предлогом.
Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула, и из нее показался гражданин.
__________________________________________________________________
14) Из подчинительного словосочетания со связью управление выпишите главное слово.
а) Семена папоротника;
б) долго собирались;
в) величественный лес.
__________________________________________________________________
15) Образуйте деепричастие несов. вида от глагола ронять. Выпишите его.
__________________________________________________________________
16) Из предложения Легкие чешуйки сосновых шишек являются уникальным природным материалом для изготовления поделок выпишите словосочетание со связью согласование, где в роли главного слова выступает подлежащее.
__________________________________________________________________
17) Найдите в предложении Дождевые капли падали на землю словосочетание со связью управление и выпишите зависимое слово с предлогом.
__________________________________________________________________
Запишите получившееся предложение
|Сидя высоко на сучке дерева| и |держа крупную шишку в передних лапах|, проворная белка выгрызает из нее семена, роняя легкие чешуйки на землю.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2. Заполните таблицу, проиллюстрировав ее примерами.
1. | Деепричастные обороты, как правило, обособляются, независимо от места расположения по отношению к глаголу-сказуемому | |
2. | В деепричастный оборот не входят сочинительные и подчинительные союзы, соединяющие однородные сказуемые или предикативные части сложных предложений | |
3. | Деепричастие не обособляется, если входит в состав фразеологизмов (засучив рукава, не покладая рук, высунув язык, сломя голову, затаив дыхание, развесив уши) | |
а) Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их.
б) Девушки, тихо переговариваясь и передавая друг другу вещи, вошли в кинотеатр.
в) Чтобы быстрее оказаться на месте, он бежал сломя голову.
г) Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами.
д) Он не слышал никого, а просто смотрел в окно затаив дыхание.
е) И надумал было он повернуться, положить ружье на болото и, опираясь на него, выскочить.
ж) Отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь.
Задание 3. Прочитайте предложения. Найдите ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2) Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3) Вернувшись домой, мне стало грустно.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4) Заплывая все дальше в море, мальчику становилось страшно.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5) Заслушав несколько сообщений, ребятами были сделаны выводы.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6) Вовка гладил Шарика по спине, виляя хвостом.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7) Прочитав текст, должна быть сформулирована главная мысль.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8) Однажды увидев плывущее по реке дерево, древним человеком был изобретен плот.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 4 (творческое). Вставьте в текст деепричастные обороты. Какую роль они играют в тексте? После выполнения задания прочитайте авторский текст.
Неожиданно подул ветер. Он прошелся вдоль берега, _________________________________, _________________________________. Кроты, _________________________________, спрятались в свои лабиринты, а солнце закрылось в серую мглу. Природа _________________________________ замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка. И вот бесшумно пошел снег, _________________________________. Снежный ковер,______________ ___________________, опушил вековую ель, лег на ветви березы.
Итог урока.
Ответьте на вопросы
1. Деепричастие – знаменательная часть речи, которая обозначает добавочное действие и характеризует основное действие глагола-сказуемого?
__________________________________________________________________
2. Морфологические признаки деепричастий – сочетание в одном слове свойств глагола и прилагательного?
__________________________________________________________________
3. Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом?
__________________________________________________________________
4. Деепричастный оборот, выраженный фразеологическим оборотом, выделяется запятыми на письме?
__________________________________________________________________
Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).
Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)