СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е.Л.Шварц "Сказка о потераяном времени"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Итоговое заняти по произведению Е.Л.Шварца "Сказко о потерянном времени" было проведено с обучающимися 5 "а" класса, имеющими нарушение слуха. Сказка вызвала у всех детей живой интерес. 

Просмотр содержимого документа
«Е.Л.Шварц "Сказка о потераяном времени"»

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23»








Конспект открытого занятия

по внеклассному чтению

в 5 «А» (о) классе


Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»






Подготовила и провела

Воспитатель

В.С.Полуэктова






















г.Белгород, 2020г.


Цели: обеспечить глубокое понимание смысла текста, отрабатывать навыки беглого выразительного чтения

  • совершенствовать навыки выборочного чтения, чтения по ролям, умение работать в группах;

  • способствовать раскрытию нравственного смысла сказки;

  • учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героев; высказывать оценочные суждения о прочитанном;

  • развивать речевые умения, творческие способности детей;

  • воспитывать сотрудничество, доброжелательность, интерес к литературному чтению.

Оборудование: презентация, карточки с заданием.



Ход занятия:

   I Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Прозвенел звонок сейчас,

Вы зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

- Повернитесь и поприветствуйте гостей кивком головы.

-[Садитесь.]


Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!


-[У всех работают аппараты?] отвечают хором.

-[Как вы меня слышите?]

-[Алина, Кирилл, Илья, Розалина, как ты меня слышишь?] отвечают по очереди.

-[ Какой сегодня день недели Алина?]

-[Какое сейчас будет занятие Кирилл?] – внеклассное чтение


II. Постановка темы, цели и задач занятия.

1. Постановка проблемного вопроса.

- Прочитайте предложения, записанные на доске и дополните их словами.


Жил-был мальчик по имени _______________________________. Учился он в _________________ классе __________________ школы и всё время отставал и по ___________________письменному, и по __________________, и даже по ____________ .

Так он опаздывал да ___________________, отставал да ________________ и не тужил.

- Вы, догадались, из какого произведения взяты эти строки?

2. Определение темы занятия.

- Как вы думаете над каким произведением будем сегодня работать?

-[ Сегодня на уроке мы продолжим работу над «Сказкой о потерянном времени» ]

-[Кто автор этой сказки?]- Автор сказки – Евгений Львович Шварц.

3. Сформулируйте задачи занятия.

Определить главную мысль сказки.

Найти мудрые советы.

Ответить на вопрос чему учит сказка

III Фонетическая зарядка

Послушайте, что мы будем делать сейчас

[Сейчас мы будем учиться правильно говорить. ]

[Что мы будем делать?] Будем правильно говорить

[Сегодня будем хорошо говорить звук [С] Арсений подготовит нам сообщение.

Послушайте, сначала скажу я.

- С -

- ас - ос – ус

- са – со – су-

сказ - ка, сказка

народная сказка, авторская сказка

  • Сказки бывают народные и авторские.

  • По жанру сказки делятся на бытовые, волшебные и сказки о животных.

- Арсений, напомни ребятам, что такое сказка.

- Сказка – это вымышленная история о необыкновенных событиях или приключениях. То, что происходит в сказке, на самом деле не может случиться в реальной жизни, но сказка учит читателя быть добрым, совершать хорошие поступки. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»


- Дайте характеристику «Сказке о потерянном времени» (Вид сказки – авторская, жанр - волшебная)


Наши часы напоминают, что время идёт очень быстро. Не будем понапрасну его терять, как это неосторожно сделали в сказке ленивые школьники.

- Представьте себя на их месте. Не правда ли страшно?

 IV. Актуализация знаний

1) - Ребята, посмотрите, на доске перепутались пословицы . Попробуйте собрать пословицы.


(соединяют стрелочками на доске).

Делу время,

за хвост не поймаешь

Скучен день до вечера ,

коли делать нечего

Откладывай безделье,

потехе час

Время не птица -

да не откладывай дела

- О чём эти пословицы? (они о том, что время необходимо проводить с пользой, т.к. время без дела - время, потраченное зря).

- Как вы думаете, почему именно с этих пословиц мы начали урок? (они подходят к сказке о потерянном времени)

- Какая из пословиц подходит больше всего?

  • Ответьте на вопросы

- Как вы думаете, можно ли время потерять?

- А вернуть



2) Стук в дверь. (Вбегает Петя Зубов - старичок с часами).

Петя:- Ребята, меня никто не узнаёт ни в школе, ни дома. А вы-то хоть узнали? Петя:- Вы слышали, какая беда со мной случилась? (Петя плачет).

Учитель: - Петя, не плачь. Мы тебе можем помочь?

- Да, вот волшебные часы. Тут задания, Если быстро их выполните, я смогу найти детей-старичков. И мы снова станем школьниками.

Ребята, поможем Пете? 

- Спасибо. Ребята, я не буду терять времени - пойду искать детей- стариков.

V План занятия

[Послушайте, что мы будем делать]

1. [Сначала будем отвечать на вопросы и читать]

  1. [Затем будем играть]

  2. Потом делить на группы

  3. После этого будем искать эпизод

  4. Потом выполним тест

  5. [В конце подведём итоги]



VI. Задание № 1 Ответь на вопрос и прочитай об этом в книге.

  1. Ребята, назовите главных героев сказки. (Петя Зубов – ученик 3 класса 14 школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица 3 класса, Наденька Соколова ученица 3 класса и ученик 2 класса Вася Зайцев).

  2. Они знали друг друга? Что у них общего?

(Всюду опаздывали, от всех отставали лентяй, прогульщик, бездельник, не хочет учиться).


  1. Какое несчастье их объединило? Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята старыми стариками.


  1. Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик?
    — Заметил ли Петя, что с ним случились перемены? Всё произошло неожиданно.

Прочитайте об этом

Прочитайте по ролям этот отрывок. (автор – Илья, тётя Наташа –Алина, Петя –Кирилл)

5. -Мама узнала Петю?

6. - Как Петя воспринимает своё превращение? (Огорчается, расстраивается, пугается )

- Какие слова говорят об этом? Прочитайте (Читает Арсений)

- Сожалеет ли Петя о случившимся? Из каких слов это видно?

(Да, сожалеет. «… Я всего два года работал, да и только на два и три …»)

- Как Петя узнал о спасении? (Подслушал разговор волшебников)

- Где очутился Петя? (Петя очутился в лесу, в доме волшебников)

- Что увидел Петя в доме?( Стол, над ним керосиновая лампа 4 табуретки, ходики на стене и сено в углу)Читает Кирилл

- Что делал Петя в доме? (Зарылся в сено и заснул)

- Кого увидел Петя в комнате, когда проснулся? (Мальчиков и девочек)

- Что Пете показалось странным? (они кряхтели и называли друг друга по имени отчеству)

- Вот что было дальше…. Сценка «В доме волшебников»

(С.В –Илья, П.З – Кирилл, О.К. Алина, М.В. – Роза, Петя – Арсений)

Сергей Владимирович.— Два года, да ещё пять, да ещё семь, да ещё три…

— Господа волшебники! Знайте — ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, ещё могут помолодеть.

Все.— Как?

Сергей Владимирович — Сейчас скажу. К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.

Ольга Капитоновна. — Откуда им всё это узнать?

Пантелей Захарович. — Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.

Марфа Васильевна. — Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются!

Сергей Владимирович — Так-то оно так. А всё-таки пока что держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки — нам тогда и с места не

сдвинуться. Ну а пока нечего время терять — идём на работу.


- Как автор называет волшебников (злые волшебники и злые волшебницы)


- Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится, каких ребят ловили злые волшебники . - Арсений

– Какую же тайну узнал Петя? (От любого несчастья может спастись человек, стоит ему только захотеть… Выход из трудной ситуации всегда найдется)


Составьте план действий Пети.

1. Разыскать ребят-старичков

2. Вернуться в дом волшебников

3. Повернуть стрелки на 77 оборотов


7. Прочитайте, как просыпался город. (Отрывок о жизни города, О ненужности Пети)

- Почему люди так бояться не успеть, опоздать, отстать? Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдёт мимо.

- Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями и прогульщиками? Остановилась бы жизнь.


Задание 2 Часы предлагают нам отдохнуть. Игра «Да, нет»

Вы помните, как Петя искал Детей-старичков? Давайте проверим, игру "Да - нет".

Если вы согласны с утверждением- киваете головой и машете руками.

Не согласны – машете головой и топаете ногами.


1. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (Нет)

2.Среди детей не было Васи Зубова (Да)

3. Первой Петя нашёл Наденьку Соколову (Нет)

3. Старушка Маруся Поспелова сидит на скамейке и болтает ногами. (Да).

4.Девочка-старушка идёт с большой корзиной. (Нет).

5. Мальчиктарик прицепился к трамваю № 9. (Да).

6. Кто это был? Зайцев Вася. (Да)

7. Мальчик-старик несёт ведро и кисть. (Нет).

8. Мальчик-старик посыпает тротуар песком. (Нет).

9. Девочка-старушка играет в классики на одной ножке. (Да).

10. Эта старушка  Соколова Надя.

- Молодцы, вы хорошо знаете сказку.

- Скажите, трудно было Пете искать детей-старичков?

- По каким приметам Петя находил друзей по несчастью? (они вели себя как дети) - - Почему? (Они не знали, что стали стариками)

- Кого Петя нашёл первым? (Илья)

- Кого нашли Маруся и Петя сначала? (Алина)

- Кого ребята-старички нашли последним?



Задание 3 Распределите героев сказки по группам

- На какие две группы можно разделить героев в сказке? (школьники и волшебники).

Расположите эти имена по группам. Школьникам добавьте их фамилии, а волшебникам – отчества.

Девочки ищут учеников, мальчики – волшебников.

Ольга Зубов Петя Владимирович

Пантелей Поспелова Марфа Соколова

Надя Васильевна Маруся Зайцев

Вася Капитоновна Сергей Захарович

Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества подходят детям? Какие волшебникам?

У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют характер

–Найдите качества, наших школьников

– Найдите качества, характеризующие волшебников.



Неорганизованные


Злые

Неорганизованные

Хмурые

Дружные

Завистливые

Смелые

Себялюбивые



–На экране перечислены качества человека. Выберите те, которые помогают добиться успехов в учёбе и жизни.

Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный,целеустремлённый, неряшливый, организованный.

- Черты характера можно изменить, исправить. Всё зависит от самого человека. Давайте менять свой характер в лучшую сторону. А такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего характера.

Прочитайте слова Е.Л.Шварца: «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».



Задание 4 Найди в тексте эпизод

- Как вы думаете, почему ребята смогли победить волшебников? (Ребята победили волшебников, потому что собрались, поторопились, успели, помогли друг другу. Нашли друг друга и научились ценить время)



Задание 5. Составь план сказки. Восстанови порядок действий

1. Лентяй Петя Зубов

2. Случай в раздевалке

3. Мама не узнала Петю

4. Домик в лесу

5. Злые волшебники

6. Секрет волшебников

7. Поиск детей-стариков

8. Поиск дома волшебников

9. Возвращение молодости

10. Совет читателю


Задание 6. Выполните тест и прочитайте фразу.

Выполняют тест. Выбирают правильные ответы.

Ответом будет фраза: "Береги время"


Найдите правильные ответы, буквы запишите в таблицу!


  1. Среди героев сказки НЕ БЫЛО:

а) Пети б) Тани в) Маруси

  1. Детей, которые напрасно теряли время в сказке:

г) трое д) пятеро е) четверо

  1. Среди злых волшебников НЕ БЫЛО:

р) Сергея Захаровича с) Ольги Капитоновны т) Марфы Васильевны

  1. Дом волшебников находился:

д)в поле е) в лесной чаще ж) в городе

  1. Фамилия Пети:

в) Власов г) Зубов д) Зайцев

  1. Фамилия Наденьки:

и) Соколова к) Смирнова л) Степанова

  1. До леса дети-старички доехали на:

а) такси б) троллейбусе в) трамвае

  1. Часы в доме волшебников называли:

п) будильником р) ходиками с) песочными часами

  1. Чтобы стать опять детьми стрелку надо было повернуть в обратную сторону:

е) семьдесят семь раз ё) двадцать раз ж) пятьдесят раз

  1. Какое выражение использовал Е.Шварц, говоря о поведении Васи Зайцева:

м) «И в ус не дует» н) «Ног не чует» о) «Уши развесил»

  1. Автор сказки:

э) А.С.Пушкин ю) Г.Х.Андерсен я) Е.Л.Шварц



1

2

3

4

5

6


7

8

9

10

11















Прочитай фразу!

Проверка

Подведите итог

Главная мысль сказки.

«… ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».


Советы писателя


  • Иногда лучше потерять немного времени, чтобы потом его сберечь


  • Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек, если сам этого захочет.


Когда стрелки сходятся на цифре 12, обычно происходит какое- то чудо. Как во многих сказках, в нашей тоже должно произойти чудо...

(Вбегает в класс Петя Зубов-мальчик).

- Ребята, вы помогли мне и моим друзьям. Мы снова стали школьниками. Теперь я понял, надо дорожить временем! Делу время - потехе час!

что время- это жизнь, а жизнь дана на добрые дела.

За то, что вы отлично знаете сказку, вам медали!

Итог занятия

- Чему же нас учит сказка? Учит дорожить временем. 

Ценить не только свое время, но и время всех остальных людей. Учит тратить время только на полезные, нужные дела, учит хорошо учиться, быть примерным и послушным.

- Важна ли в наше время проблема, о которой рассказал Е. Л. Шварц в 20-ом веке?

Время - это главная ценность человека. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута, даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы свами убедились.

IX. Рефлексия

Продолжить предложения.






Выборочное чтение: