ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23»
Конспект открытого занятия
по внеклассному чтению
в 5 «А» (о) классе
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Подготовила и провела
Воспитатель
В.С.Полуэктова
г.Белгород, 2020г.
Цели: обеспечить глубокое понимание смысла текста, отрабатывать навыки беглого выразительного чтения
совершенствовать навыки выборочного чтения, чтения по ролям, умение работать в группах;
способствовать раскрытию нравственного смысла сказки;
учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героев; высказывать оценочные суждения о прочитанном;
развивать речевые умения, творческие способности детей;
воспитывать сотрудничество, доброжелательность, интерес к литературному чтению.
Оборудование: презентация, карточки с заданием.
Ход занятия:
I Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Прозвенел звонок сейчас,
Вы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
- Повернитесь и поприветствуйте гостей кивком головы.
-[Садитесь.]
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
-[У всех работают аппараты?] отвечают хором.
-[Как вы меня слышите?]
-[Алина, Кирилл, Илья, Розалина, как ты меня слышишь?] отвечают по очереди.
-[ Какой сегодня день недели Алина?]
-[Какое сейчас будет занятие Кирилл?] – внеклассное чтение
II. Постановка темы, цели и задач занятия.
1. Постановка проблемного вопроса.
- Прочитайте предложения, записанные на доске и дополните их словами.
Жил-был мальчик по имени _______________________________. Учился он в _________________ классе __________________ школы и всё время отставал и по ___________________письменному, и по __________________, и даже по ____________ .
Так он опаздывал да ___________________, отставал да ________________ и не тужил.
- Вы, догадались, из какого произведения взяты эти строки?
2. Определение темы занятия.
- Как вы думаете над каким произведением будем сегодня работать?
-[ Сегодня на уроке мы продолжим работу над «Сказкой о потерянном времени» ]
-[Кто автор этой сказки?]- Автор сказки – Евгений Львович Шварц.
3. Сформулируйте задачи занятия.
Определить главную мысль сказки.
Найти мудрые советы.
Ответить на вопрос чему учит сказка
III Фонетическая зарядка
Послушайте, что мы будем делать сейчас
[Сейчас мы будем учиться правильно говорить. ]
[Что мы будем делать?] Будем правильно говорить
[Сегодня будем хорошо говорить звук [С] Арсений подготовит нам сообщение.
Послушайте, сначала скажу я.
- С -
- ас - ос – ус
- са – со – су-
сказ - ка, сказка
народная сказка, авторская сказка
Сказки бывают народные и авторские.
По жанру сказки делятся на бытовые, волшебные и сказки о животных.
- Арсений, напомни ребятам, что такое сказка.
- Сказка – это вымышленная история о необыкновенных событиях или приключениях. То, что происходит в сказке, на самом деле не может случиться в реальной жизни, но сказка учит читателя быть добрым, совершать хорошие поступки. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
- Дайте характеристику «Сказке о потерянном времени» (Вид сказки – авторская, жанр - волшебная)
Наши часы напоминают, что время идёт очень быстро. Не будем понапрасну его терять, как это неосторожно сделали в сказке ленивые школьники.
- Представьте себя на их месте. Не правда ли страшно?
IV. Актуализация знаний
1) - Ребята, посмотрите, на доске перепутались пословицы . Попробуйте собрать пословицы.
(соединяют стрелочками на доске).
Делу время, | за хвост не поймаешь |
Скучен день до вечера , | коли делать нечего |
Откладывай безделье, | потехе час |
Время не птица - | да не откладывай дела |
- О чём эти пословицы? (они о том, что время необходимо проводить с пользой, т.к. время без дела - время, потраченное зря).
- Как вы думаете, почему именно с этих пословиц мы начали урок? (они подходят к сказке о потерянном времени)
- Какая из пословиц подходит больше всего?
- Как вы думаете, можно ли время потерять?
- А вернуть
2) Стук в дверь. (Вбегает Петя Зубов - старичок с часами).
Петя:- Ребята, меня никто не узнаёт ни в школе, ни дома. А вы-то хоть узнали? Петя:- Вы слышали, какая беда со мной случилась? (Петя плачет).
Учитель: - Петя, не плачь. Мы тебе можем помочь?
- Да, вот волшебные часы. Тут задания, Если быстро их выполните, я смогу найти детей-старичков. И мы снова станем школьниками.
- Ребята, поможем Пете?
- Спасибо. Ребята, я не буду терять времени - пойду искать детей- стариков.
V План занятия
[Послушайте, что мы будем делать]
1. [Сначала будем отвечать на вопросы и читать]
[Затем будем играть]
Потом делить на группы
После этого будем искать эпизод
Потом выполним тест
[В конце подведём итоги]
VI. Задание № 1 Ответь на вопрос и прочитай об этом в книге.
Ребята, назовите главных героев сказки. (Петя Зубов – ученик 3 класса 14 школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица 3 класса, Наденька Соколова ученица 3 класса и ученик 2 класса Вася Зайцев).
Они знали друг друга? Что у них общего?
(Всюду опаздывали, от всех отставали лентяй, прогульщик, бездельник, не хочет учиться).
Какое несчастье их объединило? Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята старыми стариками.
Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик?
— Заметил ли Петя, что с ним случились перемены? Всё произошло неожиданно.
Прочитайте об этом
Прочитайте по ролям этот отрывок. (автор – Илья, тётя Наташа –Алина, Петя –Кирилл)
5. -Мама узнала Петю?
6. - Как Петя воспринимает своё превращение? (Огорчается, расстраивается, пугается )
- Какие слова говорят об этом? Прочитайте (Читает Арсений)
- Сожалеет ли Петя о случившимся? Из каких слов это видно?
(Да, сожалеет. «… Я всего два года работал, да и только на два и три …»)
- Как Петя узнал о спасении? (Подслушал разговор волшебников)
- Где очутился Петя? (Петя очутился в лесу, в доме волшебников)
- Что увидел Петя в доме?( Стол, над ним керосиновая лампа 4 табуретки, ходики на стене и сено в углу)Читает Кирилл
- Что делал Петя в доме? (Зарылся в сено и заснул)
- Кого увидел Петя в комнате, когда проснулся? (Мальчиков и девочек)
- Что Пете показалось странным? (они кряхтели и называли друг друга по имени отчеству)
- Вот что было дальше…. Сценка «В доме волшебников»
(С.В –Илья, П.З – Кирилл, О.К. Алина, М.В. – Роза, Петя – Арсений)
Сергей Владимирович.— Два года, да ещё пять, да ещё семь, да ещё три…
— Господа волшебники! Знайте — ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, ещё могут помолодеть.
Все.— Как?
Сергей Владимирович — Сейчас скажу. К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.
Ольга Капитоновна. — Откуда им всё это узнать?
Пантелей Захарович. — Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.
Марфа Васильевна. — Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются!
Сергей Владимирович — Так-то оно так. А всё-таки пока что держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки — нам тогда и с места не
сдвинуться. Ну а пока нечего время терять — идём на работу.
- Как автор называет волшебников (злые волшебники и злые волшебницы)
- Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится, каких ребят ловили злые волшебники . - Арсений
– Какую же тайну узнал Петя? (От любого несчастья может спастись человек, стоит ему только захотеть… Выход из трудной ситуации всегда найдется)
Составьте план действий Пети.
1. Разыскать ребят-старичков
2. Вернуться в дом волшебников
3. Повернуть стрелки на 77 оборотов
7. Прочитайте, как просыпался город. (Отрывок о жизни города, О ненужности Пети)
- Почему люди так бояться не успеть, опоздать, отстать? Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдёт мимо.
- Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями и прогульщиками? Остановилась бы жизнь.
Задание 2 Часы предлагают нам отдохнуть. Игра «Да, нет»
Вы помните, как Петя искал Детей-старичков? Давайте проверим, игру "Да - нет".
Если вы согласны с утверждением- киваете головой и машете руками.
Не согласны – машете головой и топаете ногами.
1. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (Нет)
2.Среди детей не было Васи Зубова (Да)
3. Первой Петя нашёл Наденьку Соколову (Нет)
3. Старушка Маруся Поспелова сидит на скамейке и болтает ногами. (Да).
4.Девочка-старушка идёт с большой корзиной. (Нет).
5. Мальчик-старик прицепился к трамваю № 9. (Да).
6. Кто это был? Зайцев Вася. (Да)
7. Мальчик-старик несёт ведро и кисть. (Нет).
8. Мальчик-старик посыпает тротуар песком. (Нет).
9. Девочка-старушка играет в классики на одной ножке. (Да).
10. Эта старушка Соколова Надя.
- Молодцы, вы хорошо знаете сказку.
- Скажите, трудно было Пете искать детей-старичков?
- По каким приметам Петя находил друзей по несчастью? (они вели себя как дети) - - Почему? (Они не знали, что стали стариками)
- Кого Петя нашёл первым? (Илья)
- Кого нашли Маруся и Петя сначала? (Алина)
- Кого ребята-старички нашли последним?
Задание 3 Распределите героев сказки по группам
- На какие две группы можно разделить героев в сказке? (школьники и волшебники).
Расположите эти имена по группам. Школьникам добавьте их фамилии, а волшебникам – отчества.
Девочки ищут учеников, мальчики – волшебников.
Ольга Зубов Петя Владимирович
Пантелей Поспелова Марфа Соколова
Надя Васильевна Маруся Зайцев
Вася Капитоновна Сергей Захарович
Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества подходят детям? Какие волшебникам?
У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют характер
–Найдите качества, наших школьников
– Найдите качества, характеризующие волшебников.
| Неорганизованные | | Злые |
Неорганизованные | Хмурые |
Дружные | Завистливые |
Смелые | Себялюбивые |
–На экране перечислены качества человека. Выберите те, которые помогают добиться успехов в учёбе и жизни.
Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный,целеустремлённый, неряшливый, организованный.
- Черты характера можно изменить, исправить. Всё зависит от самого человека. Давайте менять свой характер в лучшую сторону. А такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего характера.
Прочитайте слова Е.Л.Шварца: «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».
Задание 4 Найди в тексте эпизод
- Как вы думаете, почему ребята смогли победить волшебников? (Ребята победили волшебников, потому что собрались, поторопились, успели, помогли друг другу. Нашли друг друга и научились ценить время)
Задание 5. Составь план сказки. Восстанови порядок действий
1. Лентяй Петя Зубов
2. Случай в раздевалке
3. Мама не узнала Петю
4. Домик в лесу
5. Злые волшебники
6. Секрет волшебников
7. Поиск детей-стариков
8. Поиск дома волшебников
9. Возвращение молодости
10. Совет читателю
Задание 6. Выполните тест и прочитайте фразу.
Выполняют тест. Выбирают правильные ответы.
Ответом будет фраза: "Береги время"
Найдите правильные ответы, буквы запишите в таблицу!
Среди героев сказки НЕ БЫЛО:
а) Пети б) Тани в) Маруси
Детей, которые напрасно теряли время в сказке:
г) трое д) пятеро е) четверо
Среди злых волшебников НЕ БЫЛО:
р) Сергея Захаровича с) Ольги Капитоновны т) Марфы Васильевны
Дом волшебников находился:
д)в поле е) в лесной чаще ж) в городе
Фамилия Пети:
в) Власов г) Зубов д) Зайцев
Фамилия Наденьки:
и) Соколова к) Смирнова л) Степанова
До леса дети-старички доехали на:
а) такси б) троллейбусе в) трамвае
Часы в доме волшебников называли:
п) будильником р) ходиками с) песочными часами
Чтобы стать опять детьми стрелку надо было повернуть в обратную сторону:
е) семьдесят семь раз ё) двадцать раз ж) пятьдесят раз
Какое выражение использовал Е.Шварц, говоря о поведении Васи Зайцева:
м) «И в ус не дует» н) «Ног не чует» о) «Уши развесил»
Автор сказки:
э) А.С.Пушкин ю) Г.Х.Андерсен я) Е.Л.Шварц
Прочитай фразу!
Проверка
Подведите итог
Главная мысль сказки.
«… ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».
Советы писателя
Иногда лучше потерять немного времени, чтобы потом его сберечь
Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек, если сам этого захочет.
Когда стрелки сходятся на цифре 12, обычно происходит какое- то чудо. Как во многих сказках, в нашей тоже должно произойти чудо...
(Вбегает в класс Петя Зубов-мальчик).
- Ребята, вы помогли мне и моим друзьям. Мы снова стали школьниками. Теперь я понял, надо дорожить временем! Делу время - потехе час!
что время- это жизнь, а жизнь дана на добрые дела.
За то, что вы отлично знаете сказку, вам медали!
Итог занятия
- Чему же нас учит сказка? Учит дорожить временем.
Ценить не только свое время, но и время всех остальных людей. Учит тратить время только на полезные, нужные дела, учит хорошо учиться, быть примерным и послушным.
- Важна ли в наше время проблема, о которой рассказал Е. Л. Шварц в 20-ом веке?
Время - это главная ценность человека. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута, даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы свами убедились.
IX. Рефлексия
Продолжить предложения.
Выборочное чтение: