СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (урок 1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». (урок 1)

Цели: познакомить с новым разделом; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества лично­сти; учить читать текст выразительно, передавая настроение с по­мощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.

Просмотр содержимого документа
«Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (урок 1)»

Тема урока. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Цели: познакомить с новым разделом; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества лично­сти; учить читать текст выразительно, передавая настроение с по­мощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание раздела, читать вслух с постепенным пе­реходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, восприни­мать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирова­ние вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художествен­ного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опор­ных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целе­направленный выбор книги, К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаи­модействия в паре и группе (распределение обязанностей, со­ставление плана совместных действий, умение договаривать­ся о совместных действиях); личностные: осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время — потехе час».

Оборудование: аудиоприложение к учебнику, мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

— У вас в руках вторая часть учебника «Литературное чтение». Сравните обложки обеих частей. Что вы можете предполо­жить по ним?

— Итак, вы готовы работать? Тогда начинаем! Делу время - потехе час

II Речевая разминка

Прочитайте загадки, отгадайте их.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его. (Время.)

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы.)

— Прочитайте загадки скороговоркой.

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— Я не случайно наш урок начала с этих загадок. Вспомните отгадки и подумайте, как эти два слова могут быть связаны друг с другом. (Ответы учеников.)

— Восстановите предложение. (Делу время — потехе час.) УЛЕД ЯМЕРВ - ЕХЕТОП САЧ

— Как вы понимаете его смысл?

— О чем должны быть произведения в данном разделе? Как вы считаете?


1

2

3

4

5

6

5

а

б

в

г

д

е

4

ж

3

и

й

к

л

3

м

н

О

п

р

с

2

т

У

ф

X

Ц

ч

1

ш

Щ

ь

э

ю

я


6, 5; 3, 5; 4, 5; 6, 5; 2,3; 3,4; 4,4 6,4; 3, 1; 3,5; 3,3; 3,5; 3,4; 6,2; 1,1; 3,5; 1,5; 5,3; 5,2; 1,3; 1,5; 4, 4; 5, 4; 3,3; 4,3


— Расшифруйте полное имя автора сказки, которую мы будем читать на уроке, а также название города, в котором он вы­рос. (Евгений Львович Шварц, Майкоп.)

— Откройте начало раздела. Прочитайте, с чем мы в нем по­знакомимся.

— Чему научимся? — Чему будем учиться?

IV. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством Е.Л. Шварца

— Что вы знаете об этом писателе?

— Какие его произведения читали? (Рассказ учителя о писателе. См. материал к уроку.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока Работа над «Сказкой о потерянном времени»

(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися на с. 4—16 второй части учебника.)

— Ваши впечатления от прочитанного?

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? — За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел мы начали изучать?— С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?

— Какое произведение читали?

Домашнее задание

Перечитать сказку. Найти толкование непонятных слов и вы­ражений.



Материал для учителя

Краткий обзор биографии Е.Л. Шварца

Евгений Львович Шварц (1896—1958) вырос в маленьком провинци­альном южном городе Майкопе. Отец будущего писателя, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц чеховского рассказа», — говорили о нем друзья его сына. Под стать мужу была и жена, в которой все тоже было «прелестно-чеховское». И отец, и мать обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.

Воспитанию детей уделялось много внимания. Мать читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. И Женя ужасно боялся, что все плохо кончится. «Если я, к примеру, отказывался есть котлету, мама начинала рассказывать сказку, все герои которой попадали в без­выходное положение, и говорила, чтобы я доедал, а то все утонут. И я доедал».

В Майкопе на рубеже веков было много интеллигенции. Прекрасная библиотека, театр. Здесь юный Шварц завел друзей, которые остались с ним на всю жизнь. Здесь твердо решил стать «романистом». Так ма­ленький Женя ответил на вопрос мамы: «Кем ты хочешь быть?», забыв слово «писатель». Здесь начал сочинять стихи — «безобразные, похо­жие на ископаемых чудищ». Здесь пришла первая любовь. «Город моей души» — так назвал Майкоп Шварц. А в конце жизни в очерке «Детство» написал: «Все, что было потом, развивало или приглушало то, что заро­дилось в майкопские годы»



3