СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е.В.Габова. Рассказ "Не пускайте Рыжую на озеро"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Об авторе. Главная героине. Анализ эпизодов (в школе, на теплоходе, на озере). Финал рассказа. "Рыжий". Пробелматика рассказа.

Просмотр содержимого документа
«Е.В.Габова. Рассказ "Не пускайте Рыжую на озеро"»

Е.В.Габова Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро»

Е.В.Габова

Рассказ

«Не пускайте Рыжую на озеро»

Елена Васильевна Габова родилась 7 июня 1952 года в Сыктывкаре (Республика Коми).  В 1966 году в журнале « Пионер » было опубликовано её стихотворение «Ветер» . Свой первый рассказ « Старый Олеш » Елена написала в 15 лет . В 1970 году поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии ( ВГИК ) на сценарно-киноведческий факультет. Писательский путь начала как драматург . В 1983 году в Сыктывкаре увидела свет первая её книга для детей — повесть-сказка « Гришуня на планете Лохматиков ». По этой повести в 1998 году Государственный Театр оперы и балета Республики Коми поставил мюзикл .

Елена Васильевна Габова

  • родилась 7 июня 1952 года в Сыктывкаре (Республика Коми).
  • В 1966 году в журнале « Пионер » было опубликовано её стихотворение «Ветер» . Свой первый рассказ « Старый Олеш » Елена написала в 15 лет .
  • В 1970 году поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии ( ВГИК ) на сценарно-киноведческий факультет.
  • Писательский путь начала как драматург .
  • В 1983 году в Сыктывкаре увидела свет первая её книга для детей — повесть-сказка « Гришуня на планете Лохматиков ». По этой повести в 1998 году Государственный Театр оперы и балета Республики Коми поставил мюзикл .
Елена Васильевна Габова Все ее произведения адресованы детям среднего и старшего возраста . В центре произведений— подростки . Первая любовь, несправедливость взрослых, непонимание родных, стремление разобраться в себе — вот что отличает её героев. Долгое время книги Елены Габовой не выходили за пределы Коми республики ( не считая Японии ). В 2006 году, когда она стала лауреатом литературной  премии имени В. П. Крапивина , горизонты расширились. Елена Васильевна стала получать отклики от читателей страны. В 2016 года вышла книга « Отпусти меня », которая вызвала большой интерес у подростковой аудитории.

Елена Васильевна Габова

  • Все ее произведения адресованы детям среднего и старшего возраста . В центре произведений— подростки . Первая любовь, несправедливость взрослых, непонимание родных, стремление разобраться в себе — вот что отличает её героев.
  • Долгое время книги Елены Габовой не выходили за пределы Коми республики ( не считая Японии ). В 2006 году, когда она стала лауреатом литературной премии имени В. П. Крапивина , горизонты расширились.
  • Елена Васильевна стала получать отклики от читателей страны. В 2016 года вышла книга « Отпусти меня », которая вызвала большой интерес у подростковой аудитории.
Главная героиня Как выглядит главная героиня? «Светка Сергеева была  рыжая . Волосы у нее грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжелая коса Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зеленые, блестящие, как лягушата». Как одноклассники относились к Светке? «Светку мы не любили . Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили . И еще не любили за то, что голос у нее ужасно пронзительный». «Выйдет она к доске, начнет отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши . Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки . Они до нее даже дотрагиваться не хотели . Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокаженная ». Как относилась к одноклассникам девочка? «Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно».

Главная героиня

  • Как выглядит главная героиня?
  • «Светка Сергеева была  рыжая . Волосы у нее грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжелая коса Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зеленые, блестящие, как лягушата».
  • Как одноклассники относились к Светке?
  • «Светку мы не любили . Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили . И еще не любили за то, что голос у нее ужасно пронзительный». «Выйдет она к доске, начнет отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши . Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки . Они до нее даже дотрагиваться не хотели . Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокаженная ».
  • Как относилась к одноклассникам девочка?
  • «Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно».
Главная героиня Каково положении семьи девочки? Как к этому относились одноклассники? «Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестренками . Отец от них ушел . Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили . Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали . Наоборот, презирали ее еще и за единственные потертые джинсы». Осуждаем одноклассников за… Травлю одного (беззащитного) Суждение по внешности Унижение человеческого достоинства Предвзятое отношение Суждение по материальному положению

Главная героиня

  • Каково положении семьи девочки? Как к этому относились одноклассники?
  • «Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестренками . Отец от них ушел . Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили . Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали . Наоборот, презирали ее еще и за единственные потертые джинсы».

Осуждаем одноклассников за…

Травлю одного (беззащитного)

Суждение по внешности

Унижение человеческого достоинства

Предвзятое отношение

Суждение по материальному положению

На озере Почему Светка любила ездить на озеро? Ведь класс не дружил с ней? Что она там делала? « Выгребет Светка на середину озера , весла в воду опустит и начинает. Выть начинает . То есть, она пела , конечно, но мы это пением не называли . Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам» Как рассказчик (одноклассник) описывает ее пение? Каким оно ему казалось? « Ей, наверно, нравилось, что ее весь мир слышит .  А голос Рыжухи все раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой , легкими перистыми облаками , теплым воздухом , в котором роились еще не умеющие кусаться комары». Почему она пела? Знала ли о том, что мешает кому-то? «Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить , чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то » . *Почему герой-рассказчик ведет себя как все?

На озере

  • Почему Светка любила ездить на озеро? Ведь класс не дружил с ней? Что она там делала?
  • « Выгребет Светка на середину озера , весла в воду опустит и начинает. Выть начинает . То есть, она пела , конечно, но мы это пением не называли . Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам»
  • Как рассказчик (одноклассник) описывает ее пение? Каким оно ему казалось?
  • « Ей, наверно, нравилось, что ее весь мир слышит . А голос Рыжухи все раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой , легкими перистыми облаками , теплым воздухом , в котором роились еще не умеющие кусаться комары».
  • Почему она пела? Знала ли о том, что мешает кому-то?
  • «Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить , чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то » .
  • *Почему герой-рассказчик ведет себя как все?

На теплоходе

  • На что пошел одноклассник Женька, чтобы Светка не поехала с классом? Чем это продиктовано?*
  • «Это твоя сумка?» «Моя,– отвечает Светка». «Мы глядим через борт теплохода . Женька ставит сумку на пол дебаркадера и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап еще не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров. Рыжуха сидела-сидела, потеряно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу . Еле успела на берег , теплоход сразу же отчалил . «И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами И давай Женьку хвалить , что он так ловко с Рыжухой устроил».
  • Чем продиктовано такое поведение Женьки и девочек?
  • «Чего девчонки радовались, я честно говоря, не понял . Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что ? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром ее ни на одной фотографии нет . Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала »
На теплоходе Что думает герой-рассказчик по этому поводу? «Теплоход еще толком не отвалил от города, а мы о Рыжухе уже забыли . Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил , и в  сердце ворохнулось что-то неприятное . Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлен. А мне это

На теплоходе

  • Что думает герой-рассказчик по этому поводу?
  • «Теплоход еще толком не отвалил от города, а мы о Рыжухе уже забыли . Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил , и в сердце ворохнулось что-то неприятное . Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлен. А мне это "что-то" мешало радоваться ».
  • *Почему герой-рассказчик молчит?

Осуждаем одноклассников за…

Жестокость

Несправедливость

Бессовестность

Брезгливость,

Трусость*

надменность

защитить слабого

Спустя годы… Светка Сергеева *Светлана Сергеева «Волосы у нее грубые и толстые … Лицо у Светки бледное , в крупных веснушках , тоже бледных... Глаза зеленые, блестящие, как лягушата ». « золотоволосая красавица . У нее белейшая кожа ! молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная « потеряно глядя», « привыкла , наверно» «Как она величаво идет! От всей ее наружности веет благородством !» « Выть начинает. То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли  Выла полтора часа».  «она запела высоким , удивительно знакомым голосом » «Ты понимаешь, кто это ? Это наша восходящая звезда !» «Светку мы не любили . Ясное дело, Рыжухой дразнили ». 

Спустя годы…

Светка Сергеева

*Светлана Сергеева

«Волосы у нее грубые и толстые … Лицо у Светки бледное , в крупных веснушках , тоже бледных... Глаза зеленые, блестящие, как лягушата ».

« золотоволосая красавица . У нее белейшая кожа ! молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная

« потеряно глядя», « привыкла , наверно»

«Как она величаво идет! От всей ее наружности веет благородством

« Выть начинает. То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли Выла полтора часа». 

«она запела высоким , удивительно знакомым голосом »

«Ты понимаешь, кто это ? Это наша восходящая звезда

«Светку мы не любили . Ясное дело, Рыжухой дразнили ». 

Финал. Что испытал герой-рассказчик в финале? Что он понял? «Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись , не понимая, чего больше было в моем сердце – восторга или стыда ». «Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз. По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она

Финал.

  • Что испытал герой-рассказчик в финале? Что он понял?
  • «Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись , не понимая, чего больше было в моем сердце – восторга или стыда ». «Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз. По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она "выла". Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах... – Надо же!– удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился! Я плохо ее слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой . А рыжие мы. Весь класс рыжий ».
  • Как вы понимаете значение последних фраз? Что значит « Весь класс рыжий »?
«Рыжий» Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова  1)  красно-жёлтый , имеющий волосы, шерсть красно-жёлтого цвета;  2)  цирковой клоун . 3) Фразеологизмы и устойчивые сочетания:  Что я, рыжий? (разг.) - вопрос, означающий: я не дурак, не глупее, не хуже других. Cловарь современной лексики, жаргона и сленга 1) невезучий человек, неудачник, глупый человек, дурак. Как развивается значение слов рыжий, рыжуха в  тексте?. В  названии   – прозвище девочки по цвету волос ; в  начале  текста – рыжий цвет волос ; в  середине  -Рыжуха - оскорбительная кличка девочки, постоянно ожидающей гадости от окружающих ; в  финале  – глупые люди, дураки , не умеющие уважать других людей.

«Рыжий»

  • Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова 
  • 1)  красно-жёлтый , имеющий волосы, шерсть красно-жёлтого цвета; 
  • 2)  цирковой клоун .
  • 3) Фразеологизмы и устойчивые сочетания:  Что я, рыжий? (разг.) - вопрос, означающий: я не дурак, не глупее, не хуже других.
  • Cловарь современной лексики, жаргона и сленга
  • 1) невезучий человек, неудачник, глупый человек, дурак.
  • Как развивается значение слов рыжий, рыжуха в тексте?.
  • В  названии   – прозвище девочки по цвету волос ; в  начале  текста – рыжий цвет волос ; в  середине  -Рыжуха - оскорбительная кличка девочки, постоянно ожидающей гадости от окружающих ; в  финале  – глупые люди, дураки , не умеющие уважать других людей.
Проблематика: проблема взаимоотношений подростков ; проблема поиска подростком своего «истинного Я» ; проблема детской и подростковой жестокости ; проблема предвзятого отношения ; проблема социального неприятия одного человека другими ; проблема совести ; проблема искусства и творчества / таланта

Проблематика:

  • проблема взаимоотношений подростков ;
  • проблема поиска подростком своего «истинного Я» ;
  • проблема детской и подростковой жестокости ;
  • проблема предвзятого отношения ;
  • проблема социального неприятия одного человека другими ;
  • проблема совести ;
  • проблема искусства и творчества / таланта
«Давайте быть внимательней друг к другу,  Давайте быть терпимей и добрей .  Ведь слабому протягивая руку ,  Становимся мы сами чуть сильней.   Давайте будем чутче и мудрее ,  Побольше слушать , меньше говорить.  Подобно Данко или Прометею,  Другим тепло сердец своих дарить ...»  Арина Забавина

«Давайте быть внимательней друг к другу, Давайте быть терпимей и добрей . Ведь слабому протягивая руку , Становимся мы сами чуть сильней. Давайте будем чутче и мудрее , Побольше слушать , меньше говорить. Подобно Данко или Прометею, Другим тепло сердец своих дарить ...»

Арина Забавина