Просмотр содержимого документа
«Е.В.Габова. Рассказ "Не пускайте Рыжую на озеро"»
Е.В.Габова
Рассказ
«Не пускайте Рыжую на озеро»
Елена Васильевна Габова
- родилась 7 июня 1952 года в Сыктывкаре (Республика Коми).
- В 1966 году в журнале « Пионер » было опубликовано её стихотворение «Ветер» . Свой первый рассказ « Старый Олеш » Елена написала в 15 лет .
- В 1970 году поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии ( ВГИК ) на сценарно-киноведческий факультет.
- Писательский путь начала как драматург .
- В 1983 году в Сыктывкаре увидела свет первая её книга для детей — повесть-сказка « Гришуня на планете Лохматиков ». По этой повести в 1998 году Государственный Театр оперы и балета Республики Коми поставил мюзикл .
Елена Васильевна Габова
- Все ее произведения адресованы детям среднего и старшего возраста . В центре произведений— подростки . Первая любовь, несправедливость взрослых, непонимание родных, стремление разобраться в себе — вот что отличает её героев.
- Долгое время книги Елены Габовой не выходили за пределы Коми республики ( не считая Японии ). В 2006 году, когда она стала лауреатом литературной премии имени В. П. Крапивина , горизонты расширились.
- Елена Васильевна стала получать отклики от читателей страны. В 2016 года вышла книга « Отпусти меня », которая вызвала большой интерес у подростковой аудитории.
Главная героиня
- Как выглядит главная героиня?
- «Светка Сергеева была рыжая . Волосы у нее грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжелая коса Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зеленые, блестящие, как лягушата».
- Как одноклассники относились к Светке?
- «Светку мы не любили . Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили . И еще не любили за то, что голос у нее ужасно пронзительный». «Выйдет она к доске, начнет отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши . Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки . Они до нее даже дотрагиваться не хотели . Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокаженная ».
- Как относилась к одноклассникам девочка?
- «Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно».
Главная героиня
- Каково положении семьи девочки? Как к этому относились одноклассники?
- «Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестренками . Отец от них ушел . Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили . Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали . Наоборот, презирали ее еще и за единственные потертые джинсы».
Осуждаем одноклассников за…
Травлю одного (беззащитного)
Суждение по внешности
Унижение человеческого достоинства
Предвзятое отношение
Суждение по материальному положению
На озере
- Почему Светка любила ездить на озеро? Ведь класс не дружил с ней? Что она там делала?
- « Выгребет Светка на середину озера , весла в воду опустит и начинает. Выть начинает . То есть, она пела , конечно, но мы это пением не называли . Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам»
- Как рассказчик (одноклассник) описывает ее пение? Каким оно ему казалось?
- « Ей, наверно, нравилось, что ее весь мир слышит . А голос Рыжухи все раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой , легкими перистыми облаками , теплым воздухом , в котором роились еще не умеющие кусаться комары».
- Почему она пела? Знала ли о том, что мешает кому-то?
- «Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить , чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то » .
- *Почему герой-рассказчик ведет себя как все?
На теплоходе
- На что пошел одноклассник Женька, чтобы Светка не поехала с классом? Чем это продиктовано?*
- «Это твоя сумка?» «Моя,– отвечает Светка». «Мы глядим через борт теплохода . Женька ставит сумку на пол дебаркадера и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап еще не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров. Рыжуха сидела-сидела, потеряно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу . Еле успела на берег , теплоход сразу же отчалил . «И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами И давай Женьку хвалить , что он так ловко с Рыжухой устроил».
- Чем продиктовано такое поведение Женьки и девочек?
- «Чего девчонки радовались, я честно говоря, не понял . Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что ? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром ее ни на одной фотографии нет . Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала »
На теплоходе
- Что думает герой-рассказчик по этому поводу?
- «Теплоход еще толком не отвалил от города, а мы о Рыжухе уже забыли . Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил , и в сердце ворохнулось что-то неприятное . Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлен. А мне это "что-то" мешало радоваться ».
- *Почему герой-рассказчик молчит?
Осуждаем одноклассников за…
Жестокость
Несправедливость
Бессовестность
Брезгливость,
Трусость*
надменность
защитить слабого
Спустя годы…
Светка Сергеева
*Светлана Сергеева
«Волосы у нее грубые и толстые … Лицо у Светки бледное , в крупных веснушках , тоже бледных... Глаза зеленые, блестящие, как лягушата ».
« золотоволосая красавица . У нее белейшая кожа ! молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная
« потеряно глядя», « привыкла , наверно»
«Как она величаво идет! От всей ее наружности веет благородством !»
« Выть начинает. То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли Выла полтора часа».
«она запела высоким , удивительно знакомым голосом »
«Ты понимаешь, кто это ? Это наша восходящая звезда !»
«Светку мы не любили . Ясное дело, Рыжухой дразнили ».
Финал.
- Что испытал герой-рассказчик в финале? Что он понял?
- «Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись , не понимая, чего больше было в моем сердце – восторга или стыда ». «Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз. По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она "выла". Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах... – Надо же!– удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился! Я плохо ее слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой . А рыжие мы. Весь класс рыжий ».
- Как вы понимаете значение последних фраз? Что значит « Весь класс рыжий »?
«Рыжий»
- Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова
- 1) красно-жёлтый , имеющий волосы, шерсть красно-жёлтого цвета;
- 2) цирковой клоун .
- 3) Фразеологизмы и устойчивые сочетания: Что я, рыжий? (разг.) - вопрос, означающий: я не дурак, не глупее, не хуже других.
- Cловарь современной лексики, жаргона и сленга
- 1) невезучий человек, неудачник, глупый человек, дурак.
- Как развивается значение слов рыжий, рыжуха в тексте?.
- В названии – прозвище девочки по цвету волос ; в начале текста – рыжий цвет волос ; в середине -Рыжуха - оскорбительная кличка девочки, постоянно ожидающей гадости от окружающих ; в финале – глупые люди, дураки , не умеющие уважать других людей.
Проблематика:
- проблема взаимоотношений подростков ;
- проблема поиска подростком своего «истинного Я» ;
- проблема детской и подростковой жестокости ;
- проблема предвзятого отношения ;
- проблема социального неприятия одного человека другими ;
- проблема совести ;
- проблема искусства и творчества / таланта
«Давайте быть внимательней друг к другу, Давайте быть терпимей и добрей . Ведь слабому протягивая руку , Становимся мы сами чуть сильней. Давайте будем чутче и мудрее , Побольше слушать , меньше говорить. Подобно Данко или Прометею, Другим тепло сердец своих дарить ...»
Арина Забавина