СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е8ншгщзшгщ8е896щшгщгщщшгшгг

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Е8ншгщзшгщ8е896щшгщгщщшгшгг»

Урок 23


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫСОТЫ И ШИРИНЫ ОБЪЕКТА


Предмет: ОБЖ.

Класс: 9.

Дата: «____» _____________ 20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цели и задачи: познакомить обучающихся с видами и способами ориентирования; продолжить обучение способам выживания в экстремальных условиях.

Учебно-наглядный комплекс: учебник, компас, карточки, плакаты с топографическими знаками, курвиметр.


Ход урока


  1. Организационный момент.


  1. Проверка домашнего задания.


Выборочный опрос:

  • Как, на ваш взгляд, можно сориентироваться по местным предметам?

  • За чем надо следить при ориентировании по часам? (Чтобы часы показывали истинное поясное время.)

  • Где нужно искать «компасные» приметы?

(Искать компасные приметы нужно только на отдельно стоящих растениях и предметах. В густолесье, в ущельях, оврагах и других складках и перегибах рельефа, в буреломе любые признаки смазаны, выражены нечётко, грешат приблизительностью. Наиболее ценную, с точки зрения аварийного ориентирования, информацию дают отдельно стоящие деревья, пни, камни, растения и пр., расположенные на открытых, ровных площадках – посреди больших полян, на опушках, лугах, так как там они меньше подвержены воздействию местного микроклимата.)

Ответы обучающихся можно проверить на практике, если это возможно.

Учитель оценивает ответы обучающихся.


  1. Изучение новой темы.


  1. Как определить высоту и ширину удалённого объекта.


Очень часто туристу требуется определять расстояния до различных предметов на местности, а также оценивать их размеры. Наиболее точно и быстро расстояния определяются посредством специальных приборов (дальнометров) и дальномерных шкал биноклей, стереотруб, прицелов. Но из-за отсутствия приборов нередко расстояния определяют с помощью подручных средств и на глаз. К числу простейших способов определения дальности (расстояний) до объектов на местности относятся следующие:

    • глазомерно;

    • по линейным размерам объектов;

    • по видимости (различимости) объектов;

    • по угловой величине известных предметов;

    • по звуку.

Глазомерно – это самый простой и быстрый способ. Главное в нём – тренированность зрительной памяти и умение мысленно откладывать на местности хорошо представляемую постоянную меру (50, 100, 200, 500 метров). Закрепив в памяти эти эталоны, нетрудно сравнивать с ними и оценивать расстояния на местности.

Высоту объекта можно узнать по длине тени, которую он отбрасывает.



  1. Как определить расстояние по линейным размерам.


Чтобы определить расстояние этим способом, надо:

  • держать перед собой линейку на расстоянии вытянутой руки (50-60 см от глаза) и измерить по ней в миллиметрах видимую ширину или высоту предмета, до которого требуется определить расстояние;

  • действительную высоту (ширину) предмета, выраженную в сантиметрах, разделить на видимую высоту (ширину) в миллиметрах, и результат умножить на 6 (постоянное число), получим расстояние. Например, если столб высотой 4 м (400 см) закрывается по линейке 8 мм, то расстояние до него будет 400 х 6 = 2400; 2400 : 8 = 300 м (действительное расстояние). Чтобы определять расстояния таким способом, требуется хорошо знать линейные размеры различных объектов, либо иметь эти данные под рукой (на планшете, в записной книжке). Размеры наиболее часто встречаемых объектов человеку надо помнить, так как они требуются и для способа измерения по угловой величине, являющегося, к примеру, для разведчиков основным.



  1. Как определить расстояние по видимости (различимости) объектов.


Невооружённым глазом можно приблизительно определить расстояние до целей (предметов) по степени их видимости. Например, если разведчик увидел трубу на крыше дома, то это означает, что до дома не более 3 км, а не ровно 3 км. При глазомерном определении расстояний желательно пользоваться ориентирами, расстояния до которых уже точно известны.

Измерить расстояние, например, ширину реки, можно так, как предлагают авторы учебника. Способ несколько сложный, но эффективный. Надо только потренироваться, заранее зная истинную ширину объекта. Можно измерить так, как предлагают некоторые авторы пособий по выживанию. Мною этот способ был опробован и дал неплохие результаты. Надо сказать, что действует он на ширину объекта не более 50 метров. Предположим, вам надо измерить ширину реки. Тогда выбирайте такое место, чтобы справа и слева от вас была ровная, легко проходимая местность. Повернувшись в сторону противоположного берега, сделайте следующее: приложите ладонь ко лбу, наклоняйте ребро ладони таким образом, чтобы кромка противоположного берега совместилась с ребром ладони. Зафиксируйте такое положение и повернитесь вправо или влево, где будет ровная легко проходимая местность. Не отрывая ладони, найдите на этом открытом участке точку совмещения с ребром ладони, запомните её приметы и отсчитайте количество пар шагов до неё. Умножьте это количество на 150 см. В итоге получится расстояние, равное ширине реки.

Повторю, что все измерения необходимо проводить неоднократно, тренируя свои умения и свой глазомер.


  1. Материал учебника.


Определение высоты и ширины объекта


Один из способов определения высоты объекта. Длина палки относится к длине своей тени как высота дерева – к своей (рис. 33).

BE : AE = CD : AD, отсюда CD = (BE х AD) : AE




Один из способов определения ширины объекта.



Напротив предмета на противоположном берегу поставить веху А. Повернувшись на 900 и пройдя 20 м, поставить веху В. В этом же направлении пройти вдвое меньше метров (точка С). Повернувшись на 900, идти пока веха В и предмет не будут на одной линии. Расстояние CD умножить на 2.

В жизни уметь ориентироваться на местности необходимо для того, чтобы дойти до цели. Эти навыки необходимы людям многих профессий: строителям, морякам, лётчикам, шоферам, лесникам, геологам и геодезистам. Плохо, если человек заблудился, заблудился на родной земле…


Вопросы


  1. Какие приспособления и элементы снаряжения должны присутствовать в перечне снаряжения группы (человека) для решения задачи определения своего местоположения?

  2. Какие способы ориентирования вам известны?

  3. Какими способами может быть определена дистанция до объекта и его ширина?

  4. Вспомните и назовите способы ориентирования на местности по местным признакам.

  5. Можно ли определить стороны горизонта по рельефу, почвам, ветру, снегу?


Задания


  1. Постройте на бумаге:

азимуты СВ, Ю, ЮЗЗ, 600, 2250;

маршрут А = 1800 – 100 м, А = 2700 – 100 м, А = 00 – 100 м, А = 450 – 50 м.

  1. Составьте таблицы ориентирования во времени по пробуждению птиц, по лепесткам цветов.




Что будет, если…

человек заблудится на незнакомой местности и не сможет преодолеть охватившие его смятение, отчаяние и страх?


  1. Итог урока.


Учитель. Закончить рассмотрение вопросов о способах ориентирования я хочу «крамольным» советом.

Признаюсь: всё здесь написанное – все рекомендации, все приёмы аварийного ориентирования не стоят одного: простейшего ученического компаса! Не «перетягивают» они его! А потому, если вам предстоит отправиться в лес, степь, горы или просто на воскресную прогулку в пригородную рощу, не поленитесь, прихватите его с собой. Компас лёгок, поместится в любом кармане, а польза от него в аварийной ситуации превеликая!

Удобнее всего жидкостный компас. Он надёжен, неприхотлив в обращении, не боится холода, занимает мало места, погружённая в жидкость стрелка успокаивается гораздо быстрее, чем у «воздушных» собратьев. Человеку, у которого есть компас или хотя бы магнитная стрелка от компаса, на вопрос: «В какой же стороне находится этот проклятый север?» - ответить будет несравнимо легче! И не придётся ползать на четвереньках под деревьями и под камнями, выискивая мох да лишайник.


Домашнее задание: развивать глазомер для определения расстояния, высоты и ширины объекта.