ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Обосновывается необходимость и возможность создания единой информационно-образовательной среды организации в целях обеспечения доступности и качества образования. Приводятся конкретные примеры сетевого взаимодействия участников образовательных отношений в условиях единой информационно-образовательной среды образовательной организации.
Одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы Федерального образовательного стандарта основного и среднего общего образования (далее ФГОС) [2, с.34] является обеспечение возможности эффективного управления образовательной организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). На сегодняшний день, когда образовательные организации достаточно хорошо оснащены современной компьютерной техникой, имеют выход в Интернет по высокоскоростным каналам, возникает проблема: разумное, эффективное управление образовательной организацией с использованием всего этого в целях обеспечения доступности и повышения уровня качества образования в целом. Решить эту проблему можно путем создания единой информационно- образовательной среды школы, района, города... Информационно-образовательная среда (далее ИОС) включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде [2, с.39].
Таким образом, построение и функционирование модели единой ИОС, обеспечивающей автоматизацию педагогических и управленческих процессов, позволяющей быстро и качественно обрабатывать, использовать и обмениваться информацией, становится приоритетной задачей каждой образовательной организации.
Основная идея школы – создание демократического школьного детско-взрослого сообщества, в котором каждый его представитель может самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить «ситуацию успеха» в решении образовательных проблем. Качественно новые задачи на этапе инновационного развития Школы гражданского сообщества – включение каждого педагога в процесс инновационных изменений за счет освоения им принципиально новой – практико–преобразующей компетенции, социальное развитие ученика и учителя, их личностно ориентированное образование, которое формируется по мере активной ответственной позиции субъекта собственного социального ответственного действия и организатора собственного образования, способного эффективно решать проблемные ситуации, возникающие в процессе реализации своего потенциала в общественно-социальной среде мегаполиса. Решать эти задачи наиболее эффективно позволяет технология сетевого взаимодействия, позволяющая создать единое информационное образовательное пространство школы, района, региона.
Сетевое взаимодействие в единой ИОС сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать в постоянно меняющемся информационном обществе, но и динамично развиваться. Владеют ею пока не многие, но, овладев, – эффективно позиционируют инновационные образовательные программы, успешно и активно функционируют на поле образовательной политики.
Сетевое взаимодействие стало содержательной основой одного из проектов Программы развития Школы гражданского сообщества на 2013-2020гг.[2] - «Школа сетевого взаимодействия». Основная идея проекта заключается в создании единой образовательной среды для удовлетворения образовательных и культурных запросов обучающихся и их родителей через повышение вариативности образования. Причины, по которым возникает необходимость в организации сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса, следующие: в поисках информации дети все чаще предпочитают урокам внешкольное пространство, в т.ч. Интернет; чтобы быть конкурентоспособным, многие сферы деятельности становятся сетевыми; сетевые формы общения и взаимодействия экономичнее и эффективнее; необходимо укрупнение ресурсов в условиях хронического дефицита основных средств; появление профессиональных сообществ; интеграция в глобальные процессы; обозначившийся переход к полипрофессиональным кооперативным связям. Цель проекта – создать единую образовательную среду для формирования социально-успешной личности выпускника, формирования и развития универсальных учебных действий, ИКТ-компетентности участников образовательного процесса, освоения основных социальных ролей, норм и правил.
Реализация проекта «Школа сетевого взаимодействия» подразумевает следующие направления деятельности:
работа составляющих электронной школы, таких как: электронный классный журнал и дневник, взаимодействие участников образовательного процесса через сайты, блоги (в настоящее время в информационное пространство школы включены: официальный сайт школы, электронная учительская, сайты школьных методических объединений, сайты и блоги учителей, сайты-портфолио, сайты ресурсных районных центров и др.);
создание виртуальных предметных кабинетов как единой образовательной среды для обучающихся и учителей;
создание локальной нормативно-правовой базы по переходу на электронный документооборот во всех областях образовательной деятельности школы, совершенствование организационной структуры управления;
совершенствование материально-технической базы учебных кабинетов, создание условий для осуществления сетевого взаимодействия для всех участников образовательного процесса;
повышение квалификации педагогов в области использования ИКТ-сервисов сетевого взаимодействия как современной высокоэффективной инновационной технологии;
организация сетевого взаимодействия с ВУЗами, образовательными учреждениями, другими организациями в рамках реализации углубленного изучения отдельных предметов, профильного образования, обучения по индивидуальным учебным планам и реализации молодежных гражданских инициатив; участие в вебинарах, Интернет-проектах и их проведение;
работа инновационных, экспериментальных площадок, районных ресурсных центров на базе школы №91: Клуб «Профессионал», «Сетевое сообщество учителей математики», ресурсный центр по эффективной организации внеурочной деятельности обучающихся;
использование технологий сетевого взаимодействия методических объединений школы и района, обучающихся, привлечение новых участников, в т.ч. на межрегиональном уровне;
пополнение и систематизация цифровых образовательных ресурсов, создание и внедрение в образовательную практику сетевых образовательных программ, мультимедийных уроков, электронных учебников, обеспечивающих реализацию сетевых проектов, дистанционного обучения;
публикация методических, дидактических материалов, статей, диссеминация передового педагогического опыта, в том числе через сайты школы;
просветительская работа с родителями в области использования сервисов сетевого взаимодействия как эффективной формы совместной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса в школе гражданского сообщества;
организация сетевых сообществ - клубов и объединений детской и родительской общественности.
Результаты анкетирования показали, что все учащиеся 10-11 классов имеют возможность работы в Интернет, в остальных параллелях этот показатель не ниже 94%, что означает возможность работы по организации сетевого взаимодействия по вышеуказанным направлениям. Для тех всех остальных есть возможность работы в Интернете в школьном медиацентре, в кабинетах информатики и предметных кабинетах после уроков.
Для всех учителей школы были проведены обучающие семинары "Сетевые сервисы научно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов", на которых педагоги получили возможность научиться пользоваться виртуальным диском в Интернете, создавать формы для анкетирования, тестирования, а также создавать собственные сайты. Эти семинары послужили мощным толчком для развития применения ИКТ технологий, ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности, таких как: дистанционное обучение, выполнение совместных учебных проектов и учебных исследований в он-лайн режиме, а также позволили увеличить долю дифференцированности содержания обучения в целях реализации индивидуальных образовательных маршрутов.
Проектно-преобразующая инновационная деятельность в Школе гражданского сообщества в условиях введения ФГОС предполагает приоритет таких видов работ, как исследование (ученическое и учительское), эксперимент, социальное творчество и проектирование, организация общественной экспертизы, проведение комплексного психолого-педагогического эксперимента, организация индивидуальных образовательных маршрутов обучения, управленческая деятельность (в т.ч. самоуправление), здоровьеформирующая деятельность. Все эти виды деятельности более успешно могут осуществляться посредством сетевого взаимодействия.
Приведу конкретные примеры функционирования ИОС (сетевого взаимодействия) в нашей школе.
I. Простейшая форма организации дистанционного обучения, которая успешно может быть применена любым учителем без использования специальных оболочек дистанционного обучения имеет следующий алгоритм:
1) учащиеся получают через электронный дневник ссылку на видеоурок, презентацию, размещенную на виртуальном диске (Google, Yandeх, Mail и др.), изучают материал урока;
2) получают ссылку на задание, подготовленное учителем и размещенное на собственном сайте или на сайте школы, или на виртуальном диске (т.е. возможностей множество), выполняют его;
3) далее через формы для тестовых ответов виртуального диска отправляют свои ответы;
4) учитель получает ответы в виде таблицы Excel, в которой отражается информация, в том числе о времени, когда ответы учеником были отправлены, т.е. есть возможность задавать и временные рамки для выполнения заданий; проверяет и анализирует ответы учащихся и может снова дать ссылку через электронный дневник конкретному ученику о его результатах, послать электронное сообщение родителям.
5) анализ работы всего класса дает возможность спланировать работу по коррекции результатов, а также выдать дифференцированные задания каждому учащемуся или группе учащихся, в том числе обучающимся по индивидуальным учебным планам.
Такой вид работы автоматизирует часть труда учителя, экономит время, усиливает контроль за усвоением материала учащимися, развивается ИКТ – компетентность и учителя, и обучающихся.
II. Совместная работа группы учащихся (педагогов) над одним проектом (социальным, творческим, учебным, исследовательским) в режиме он-лайн. Создается сайт, или на виртуальном диске презентация, документ; дается совместный доступ к их редактированию (или только чтению) определенной группе людей; одновременно могут работать все, у кого есть доступ, причем находясь в разных местах (дома, в школе, в любом месте, где есть Интернет). Так был создан и успешно используется учителями и учащимися виртуальный кабинет математики.
III. Удобно использование сетевых форм для проведения различных видов электронного анкетирования. Например, создана анкета – опрос по какой-либо проблеме, размещена ссылка на сайте школы с просьбой ответить на вопросы. Родители (или другая целевая аудитория) отвечают на вопросы анкеты; диаграммы и графики строятся автоматически, достаточно нажать на вкладку «Показать сводку ответов». Такая огромная рутинная работа по обработке анкет выполняется компьютером, а нам остается лишь анализировать результаты и принимать управленческие решения.
Приведенные примеры показывают, что возможностей применения сетевых ИКТ-сервисов множество, нужно только подойти к этому творчески. Нет сомнений в том, что в ближайшем будущем сетевое взаимодействие учащихся, социальных партнеров, членов педагогического сообщества, как актуальная высокоэффективная инновационная технология, позволит перейти в режим электронной школы и в полной мере использовать ее возможности для достижения доступности и повышения качества образования в целом.
Ключевые слова: единая информационно-образовательная среда; сетевое взаимодействие; информационно-коммуникационные технологии.