Ход урока.
Организационный момент.
– Наш урок мне бы хотелось начать, рассказав вам одну старинную притчу. «Однажды султан решил испытать своих придворных министров. Он приказал им открыть в саду старую ржавую дверь с огромным замком. В награду за выполненное дело султан пообещал исполнителю место главного дворцового визиря. Но одни подданные лишь качали головами, другие разглядывали замок, третьи – начали неуверенно толкать дверь, доказывая, что не могут ее открыть. Тогда один из стражей дворца подошел к двери, внимательно осмотрел ее, резко навалился плечом и толкнул. И – о чудо! Дверь поддалась и открылась. Тогда султан сказал дворцовому стражу: «Ты будешь главным визирем, потому что ты не только полагаешься на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».
– Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны, активно участвовали в уроке, полагаясь на свои собственные знания. Пожелайте себе и друг другу удачи. У нас всё получится.
Актуализация знаний.
- Возьмите карточку №1. Выполните предложенное задание. (Работа на индивидуальных карточках)
Переведи крупные единицы в более мелкие единицы, вспомнив их соотношение. 1 км = … м 2 км 750 м = … м 1 км 300 м = … м 15 км 35 м = … м 1 км 30 м = … м = |
Один ученик выполняет задание у доски так, чтобы одноклассники не видели его решения. После проверки учителем решения на доске, обучающиеся обмениваются карточками для взаимопроверки.
Работа с оценочным листом.
- Занесите результат в оценочный лист.
- Решите задачу.
Слайд 3
Длина стороны квадрата 1 дециметр. Этот квадрат разрезали на квадратики со стороной 1 сантиметр, из которых выложили полосу. Какой длины получилась полоса? (100 см).
Самоопределение к деятельности
- С какими величинами мы встретились, выполняя это задание? Какие единицы называют квадратными? Что измеряют квадратными единицами? Можно ли площадь назвать величиной? Докажите.
(Можно. Площади фигур измеряют, сравнивают, складывают и вычитают).
- Как найти площадь квадрата? Прямоугольника?
(На экране появляются формулы площади квадрата и прямоугольника)
Слайд 4
S = a * b
S = a * a
Какие единицы измерения площади вы знаете? (Квадратный сантиметр, квадратный дециметр).
Что такое квадратный сантиметр? (Это квадрат со стороной 1 см)
Что такое квадратный дециметр? (Это квадрат со стороной 1 дм)
Какую единицу измерения вы выберете, если нужно будет измерить площадь парты? Учебника?
А если нужно будет измерить площадь спортивного зала? Детской площадки? (Нет, они очень маленькие).
А можно ли ими вычислить площадь клеточки в ваших тетрадях? (Нет. Они очень большие для этого).
Как же измерить площадь в этих случаях? (Наверное, существуют другие: более мелкие и более крупные единицы).
Сформулируйте цель нашего урока. (Познакомиться с новыми единицами площади, научиться пользоваться ими, узнать их соотношение с уже изученными единицами).
Работа по теме урока
- Прочитайте текст рядом с красной чертой на странице 39.
- Как называется самая большая единица площади? (Квадратный километр)
- Что измеряют в квадратных километрах? (Площади больших объектов: государств, материков, морей, океанов…)
Постановка проблемы через решение задания из учебника:
- Найдите в учебнике № 166 (с.39). Выполните задание самостоятельно.
Проверка.
-Что нужно было сделать, чтобы вычислить площадь квадрата со стороной 1 км в квадратных метрах? (1 км = 1000 м. Чтобы найти площадь, нужно длину одной стороны умножить на длину другой стороны. 1000 * 1000 = 1 000 000
).
Работа с оценочным листом.
- Занесите результат в оценочный лист.
- Как называется самая маленькая единица площади? (Квадратный миллиметр).
- Выразите 1
в квадратных миллиметрах. (1 см = 10 мм. Чтобы найти площадь, нужно длину одной стороны умножить на длину другой стороны. 10 * 10 = 100
).
- Что можно измерить в квадратных сантиметрах? (Какие-то очень маленькие объекты)
- Найдите № 167 (с.39). Прочитайте задание. Давайте разделимся на три группы. Первая группа работает с первым рисунком, вторая – со вторым, третья с третьим. Выполните самостоятельно. Фронтальная проверка.
Самооценка.
Работа с оценочным листом.
- Занесите результат в оценочный лист.
169 (с.39)
(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают у доски. Проверка)
Физкультминутка
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
Закрепление изученного материала.
№ 170 (с.40)
(Коллективное выполнение с комментированием по цепочке).
Слайд 5.
- Возьмите карточку №2. Рассмотрите таблицу и найдите объективное соотношение единиц измерения площади с предложенными объектами.
Единица измерения площади | Наименование объекта |
 | Клеточка в школьной тетради |
 | Стол, парта |
 | Море, степь |
 | Спортзал, комната |
 | Альбомный лист |
Слайд 6.
Проверка самостоятельно со слайда презентации.
Работа с оценочным листом.
- Проверьте, оцените свою работу и занесите результат в оценочный лист.
Слайд 7
- Прочитайте задачу.
Длина приусадебного участка прямоугольной формы равна 30 м, это на 8 метров больше ширины. Найди площадь приусадебного участка.
- Вспомните формулу площади прямоугольника. Как удобно записать краткую запись? (В таблицу)
Слайд 8.
S (площадь) | a (длина) | b (ширина) |
| | |
Слайд 9.
S (площадь) | a (длина) | b (ширина) |
? | 30 м | 22 м |
Решите самостоятельно.
Проверка у доски.
Работа с оценочным листом.
- Проверьте своё решение, оцените его и занесите результат в оценочный лист.
S = a * b
S = 30 * 22 = 660 (
)
Ответ: площадь участка прямоугольной формы 660
.
Слайд 10
- Составим и решим устно обратные задачи, пользуясь формулой и взаимосвязью компонентов действия умножения.
S (площадь) | a (длина) | b (ширина) |
? | 30 м | 22 м |
660  | ? | 22 м |
660  | 30 м | ? |
Обратные задачи.
Площадь приусадебного участка прямоугольной формы равна 660
Ширина участка 22 м. Найди длину участка. (660 : 22 = 30( м).
Площадь приусадебного участка прямоугольной формы равна 660
Длина участка 30 м. Найди ширину участка. (660 : 30 = 22( м).
Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник с.40. Самопроверка по образцу.)
Ответы: 7
= 7 000 000
, 800
= 8 
Слайд 11
Для тех, кто быстро справился:
Какое число пропущено? 6400 – 2496 = ... – 3496
VII. Подведение итогов урока.
- С какими новыми единицами площади вы познакомились сегодня на уроке?
- Выразите 1
в квадратных метрах.
- Выразите 1
в квадратных миллиметрах.
Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке. Посмотрите на результат, который получился. Поднимите руку, кто доволен своим результатом. Молодцы.
- Ребята, завершить наш урок мне хочется словами Г.Гессе: «Всякая хорошо решенная задача доставляет умственное наслаждение». Я желаю всем справляться с задачами, которые будут вставать перед вами, и не только на уроках.
Слайд 12
- Вложите листы самооценки в тетрадь.
Домашнее задание.
Учебник: № 171 (дифференцировано: №1 всем, №2 – по желанию), 172 (1, 2 столбик), 173 (дополнительное задание)
Приложение 1
Образец карточки №1
Переведи крупные единицы в более мелкие единицы, вспомнив их соотношение. 1 км = … м 2 км 750 м = … м 1 км 300 м = … м 15 км 35 м = … м 1 км 30 м = … м =  |
Приложение 2
Образец карточки №2
Единица измерения площади | Наименование объекта |
 | Клеточка в школьной тетради |
 | Стол, парта |
 | Море, степь |
 | Спортзал, комната |
 | Альбомный лист |
Приложение 3
Образец индивидуального листа самооценки
Индивидуальный лист самооценки ученика 4 «Б» класса ____________________________________________________ (Фамилия, имя обучающегося) по теме: «Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. Решение задач на нахождение площади» |
№ | Вид работы | Образец задания | Самооценка | Итоговая оценка |
1 | Индивидуальная работа | Карточка №1 1 км = … м | |  |
2 | Самостоятельная работа | № 166 =  | |
3 | Работа в группе | Показать на рисунке часть 1 | |
4 | Индивидуальная работа | Карточка №2  | Стол, парта |
| |
5 | Самостоятельная работа с задачей | Задача на нахождение площади | |
6 | Рефлексия | | |
Библиография
М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Белътюкова, С. И.Волкова, С. В. Степанова «Математика». Учебник для 4 класса начальной школы в двух частях. «Школа России».
О.И.Дмитриева, О.А. Мокрушина «Поурочные разработки по математике 4 класс» к учебному комплекту М. И. Моро. «Школа России».
Шоган В.В., “Технология личностно – ориентированного урока”, издательство “Учитель”, 2003 г.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Интернет- ресурсы:
www.prosv.ru http//school-russia.ru
http/ /www tverobr.ru http/ /www edu.ru
www.pedsovet.su www 1 september.ru
www.google.ru