Конспект на тему:
Единственное и множественное число имен существительных.
ХОД УРОКА.
1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО.
ПРОЗВЕНЕЛ УЖЕ ЗВОНОК,
НАЧИНАЕТСЯ УРОК….
- В каком настроении вы начинаете урок?
(используем сигнальные карточки с изображениями солнышка и тучки)
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
- С какой частью речи мы познакомились на прошлых уроках?
- Что вы знаете об именах существительных? (привести примеры)
- Сегодня мы продолжим работу с именами существительными.
3. ЧИСТОПИСАНИЕ.
- Угадайте, о какой букве идёт речь? (слайд 1)
Всем вараны и верблюд
Вишни вёдрами везут.
Волк из вишни в воскресенье
Варит вкусное варенье.
- Сегодня повторяем написание буквы в строчной. (слайд 2)
(ставим мел ниже верхней строки, пишу вверх петлю, вниз, закругление, овал).
- А теперь запишем слова, начинающиеся с этой буквы.
вараны, верблюд, волк, варенье
-Какое слово лишнее? (варенье - отвечает на вопрос что? - неодушевленное).
-На какие группы мы можем разделить остальные слова? (на единственные и множественные)
- Какие слова обозначают один предмет?
- Какие слова обозначают два предмета?
4. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Тема нашего урока: Единственное и множественное число имен существительных.
- Чему будем учиться?
- Сегодня на уроке мы будем учиться определять число имен существительных, изменять слова по числам.
5. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ИЗМЕНЕНИЕМ ЧИСЛА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
- Изменить слова так, чтобы они обозначали два или более предмета.
Весло, окно, весна, снег, рукав, пальто.
- Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет
Льды, воробьи, листья, деревья, крылья, ножницы.
- Какой можем сделать вывод?
ВЫВОД: В русском языке есть имена существительные, которые могут употребляться только в форме единственного или множественного числа
Распределите слова на ед ч и мн ч:
Духи, брюки, смех, качели, доброта, кефир
ФИЗМИНУТКА.
- Если слово стоит в ед. числе – хлопок над головой, если слово стоит во мн. числе, то присесть.
Пенал, карандаши, мел, окно, столы, тетради, книга, линейка.
6. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ИЗМЕНЕНИЕМ ФОРМЫ СЛОВА.
-Отгадайте загадки.
- Записать отгадки в ед. числе и во мн.числе.
Зверька узнали мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (белка-белки)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (бабочка-бабочки)
Какая птица в лесу обитает,
Всем своё имя называет. (кукушка- кукушки)
Белка – белки,
бабочка – бабочки,
кукушка – кукушка.
- Что изменилось в словах? (окончание)
ВЫВОД: если в словах меняется окончание, то меняется форма слова.
Если слово изменяется по числам, то меняется форма слова.
6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
- Работа по учебнику.
стр. 64, упр. 111
а) тетрадь, солнце, доска, торты, стаканы, банты, снежинка;
б) футбол, молоко, метро, творог;
в) Санки, ножницы, очки, весы.
7. Самостоятельная работа (карточка)
1 вар. ФИ | 2 вар. ФИ |
1. Распредели слова в 2 столбика Гора, машины, пчела, грибы, облако, картины. | 1. Распредели слова в 2 столбика Мосты, трава, лесники, больница, берёзы, сосна. |
| |
9. РЕФЛЕКСИЯ.
- Ребята, как могут изменяться имена сущ.? (по числам)
- Сколько предметов обозначают им.сущ., употребляемые в ед. числе?
употребляемые во мн. числе?
- В каком настроении вы заканчиваете урок?
(солнышки и тучки).