СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единственное и множественное число имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

В русском языке есть имена существительные, которые могут употребляться только в форме единственного или множственного числа

Просмотр содержимого документа
«Единственное и множественное число имен существительных»

Конспект на тему:

Единственное и множественное число имен существительных.


ХОД УРОКА.


1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО.


ПРОЗВЕНЕЛ УЖЕ ЗВОНОК,

НАЧИНАЕТСЯ УРОК….

- В каком настроении вы начинаете урок?

(используем сигнальные карточки с изображениями солнышка и тучки)

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

- С какой частью речи мы познакомились на прошлых уроках?

- Что вы знаете об именах существительных? (привести примеры)

- Сегодня мы продолжим работу с именами существительными.

3. ЧИСТОПИСАНИЕ.

- Угадайте, о какой букве идёт речь? (слайд 1)

Всем вараны и верблюд

Вишни вёдрами везут.

Волк из вишни в воскресенье

Варит вкусное варенье.


- Сегодня повторяем написание буквы в строчной. (слайд 2)

(ставим мел ниже верхней строки, пишу вверх петлю, вниз, закругление, овал).

- А теперь запишем слова, начинающиеся с этой буквы.

вараны, верблюд, волк, варенье

-Какое слово лишнее? (варенье - отвечает на вопрос что? - неодушевленное).

-На какие группы мы можем разделить остальные слова? (на единственные и множественные)

- Какие слова обозначают один предмет?

- Какие слова обозначают два предмета?


4. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Тема нашего урока: Единственное и множественное число имен существительных.

- Чему будем учиться?

- Сегодня на уроке мы будем учиться определять число имен существительных, изменять слова по числам.


5. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ИЗМЕНЕНИЕМ ЧИСЛА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.


- Изменить слова так, чтобы они обозначали два или более предмета.

Весло, окно, весна, снег, рукав, пальто.

- Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет

Льды, воробьи, листья, деревья, крылья, ножницы.


- Какой можем сделать вывод?

ВЫВОД: В русском языке есть имена существительные, которые могут употребляться только в форме единственного или множественного числа


Распределите слова на ед ч и мн ч:

Духи, брюки, смех, качели, доброта, кефир


ФИЗМИНУТКА.

- Если слово стоит в ед. числе – хлопок над головой, если слово стоит во мн. числе, то присесть.

Пенал, карандаши, мел, окно, столы, тетради, книга, линейка.


6. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ИЗМЕНЕНИЕМ ФОРМЫ СЛОВА.

-Отгадайте загадки.

- Записать отгадки в ед. числе и во мн.числе.


Зверька узнали мы с тобой,

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом. (белка-белки)


Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (бабочка-бабочки)


Какая птица в лесу обитает,

Всем своё имя называет. (кукушка- кукушки)


Белка – белки,

бабочка – бабочки,

кукушка – кукушка.


- Что изменилось в словах? (окончание)


ВЫВОД: если в словах меняется окончание, то меняется форма слова.

Если слово изменяется по числам, то меняется форма слова.


6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

- Работа по учебнику.

стр. 64, упр. 111

а) тетрадь, солнце, доска, торты, стаканы, банты, снежинка;
б) футбол, молоко, метро, творог;
в) Санки, ножницы, очки, весы.












7. Самостоятельная работа (карточка)


1 вар.

ФИ

2 вар.

ФИ

1. Распредели слова в 2 столбика

Гора, машины, пчела, грибы, облако, картины.


1. Распредели слова в 2 столбика

Мосты, трава, лесники, больница, берёзы, сосна.


Ед.ч.

Мн.ч.










Ед.ч.

Мн.ч.











9. РЕФЛЕКСИЯ.


- Ребята, как могут изменяться имена сущ.? (по числам)

- Сколько предметов обозначают им.сущ., употребляемые в ед. числе?

употребляемые во мн. числе?

- В каком настроении вы заканчиваете урок?

(солнышки и тучки).