«Единство подходов к организации проектно-исследовательской деятельности для
реализации творческого потенциала обучающихся
в условиях образовательных организаций и учреждений дополнительного образования детей»
Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту учебный план старшей школы должен включать «Индивидуальный учебный проект».
Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека. К 9 -му классу перед каждым учеником стоит задача продемонстрировать уже не отдельные навыки, а умение выполнить работу самостоятельно от начала и до конца. девятиклассник, естественно, не остается один на один со своим проектом, - работает в тесной связке с учителем, которого выбирает в качестве куратора. Часто ученик пользуется помощью сразу нескольких учителей, поскольку многие проекты носят межпредметный характер. Чрезвычайно важна в этих условиях и поддержка родителей. И все-таки, принципиально новым и значимым фактором является персональная ответственность ученика за весь проект.
Индивидуальный проект является кульминацией системы проектных работ и, в некотором смысле, всего обучения в основной школе.
Важно отметить, что индивидуальный проект по своей сути является также и подготовкой к поступлению в колледжи, средние специальные заведения, а также к обучению в углубленной форме. Достаточно часто ученики связывают тему своего проекта с направлением, по которому собираются поступать. Таким образом, индивидуальный проект – это хорошая возможность прочувствовать выбранную специальность еще до момента поступления, осознать правильность своего выбора и успеть переориентироваться в случае необходимости.
На защиту проектов приглашаются ученики 9 классов, учителя и родители. Выступающие девятиклассники представляют свои работы, отвечают на вопросы, принимают поздравления.
В секции химии все представленные проекты касались здорового образа жизни и, конкретно, здорового питания. Но данная тема была рассмотрена участниками с разных сторон.
Так, ученик 9 б класса Резник Даниил работал над темой «Вкусное, вредное и одновременно полезное», и, как заявил сам Даниил: «Я хочу питаться правильно и полезно, и хочу, чтобы мои слушатели последовали моему примеру: быть здоровыми, умными и сильными». В работе над проектом учащийся изучил материалы о продуктах, которые принято считать абсолютно полезными и обнаружил, что многие из них при условии неограниченного употребления могут приводить к нежелательным последствиям: аллергическим реакциям, некоторым заболеваниям и т.д.
Ученик 9а класса Довысенко Алексей поставил перед собой конкретный вопрос «Как есть с пользой?» и постарался ответить на него рассмотрев роль макроэлементов, микроэлементов, а также сформулировал основы рационального питания.
Свою работу над проектом ученик 9б класса Зуев Сергей построил, исходя из того, что шоколад любят практически все, а значит нужно знать его состав и то, какое действие он оказывает на здоровье человека. Под руководством учителя химии Сергей изучил необходимую литературу, проделал некоторые опыты по исследованию разных видов шоколада и пришел к выводу, что этот продукт не только вкусен, но и полезен для организма, так как содержит необходимые человеку белки, жиры и углеводы, а также, так называемый «гормон счастья» (эндорфин).
Целью работы Липатовой Екатерины было доказать, что правильное питание – источник красоты и здоровья. Проведя анкетирование учащихся 9 аб классов, Екатерина сделала вывод о том, что более 65% учащихся сознательно относятся к собственному здоровью, их организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами, а это важно для полноценной любой деятельности, остальным учащимся стоит обратить внимание на организацию питания.
Исследования Донина Данилы были посвящены конкретному химическому элементу кальцию и его роли для всех процессов жизнедеятельности организма. В результате был сделан вывод: кальций-источник жизни! Он играет важнейшую роль на каждом этапе развития человека – с момента рождения и до самой старости.
Таким образом, закончив работу над проектами, учащиеся сделали выводы, а также ознакомили своих одноклассников с тем, что мы едим каждый день и не задумываемся, насколько полезен съеденный продукт, а об этом стоит подумать, не стоит пренебрегать основными правилами рационального питания.
При работе над проектом старшеклассник осваивает те необходимые навыки, которые в любом случае потребуются ему в дальнейшем обучении и в его профессиональной деятельности.
Девятиклассник учится самостоятельно:
определять и формулировать задачу;
планировать свою работу;
обращаться за помощью к специалистам (иногда к незнакомым);
искать необходимую информацию;
применять коммуникативные способности;
организовывать работу других людей;
профессионально использовать ИКТ в процессе работы и для подготовки презентации;
выступать с докладом;
к нужному сроку доводить работу до запланированного результата.
Защита проектов прошла на высоком организационном уровне, все участники получили удовлетворение от проделанной работы, участие в работе над проектами поможет ребятам поверить в свои силы, преодолеть свою нерешительность
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе В условиях дополнительного образования выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований учащимися происходит в момент выбора секций, кружков, которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность учащимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности. Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с учащимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.