Формирование метапредметных результатов, при реализации обновленных ФГОС НОО ФОП на уроке английского языка
Метапредметность застала учителей врасплох, так же как и новые государственные образовательные стандарты. А ведь мы только усвоили и стали массово работать с такими технологиями как проблемное обучение, развивающее обучение, технология критического мышления, метод проектов, личностно – ориентированное обучение. И не зря. Реалии образования показывают, что без них мы вряд ли сможем осуществить метапредметный подход.
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие. Развитие мышления. Или развитие способности воображения. Или развитие способности самоопределения. И т.д. Мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого. Или как он будет работать с моделями – так же, как на нашем предмете или как – то по – другому?
Метапредметные результаты обучающихся – это освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, а так же межпредметные понятия.
В качестве педагогического инструмента развития логического мышления обучающихся начальных классов в рамках данного подхода целесообразно ежедневное проведение «логических пятиминуток». Это своеобразный логический тренажер для младших школьников, достоинство которого заключается в том, что «пятиминутки» не требуют разработки и утверждения учебной программы, формирования объемного учебно – методического комплекса.
«Логические пятиминутки» как малая форма организации процесса обучения позволяют учителю гибко развертывать содержание работы с младшими школьниками, не меняя учебный план, не увеличивая нагрузку на детей.
Содержание «логических пятиминуток» должно включать не только содержание учебных предметов, но и эмпирический материал, взятый обучающимися из повседневной жизни – их увлечений, игр, моды. Дети, благодаря этой форме обучения, должны убедиться в том, что процесс учения и познания не ограничивается только стенами школы и учебниками, им пронизана вся их жизнь.
«Логические пятиминутки» предполагают целенаправленное формирование учебно – логических умений у обучающихся 4 –х классов на основе приобретенного эмпирического опыта логического мышления. Четвероклассникам предлагаются задания, предусматривающие владение умениями читать и писать в соответствии с нормами начальной школы. Однако фрагментарно материалы «пятиминуток» могут быть использованы и в 3 – м классе.
Участвуя в «логических пятиминутках», дети должны получать полноценное интеллектуально – эстетическое удовольствие. Уместно превалирование игровых форм обучения и отсутствие «организационной жесткости» комбинированного урока, привычного для обучающихся начальной школы. Итак, познакомимся с видами «логических пятиминуток».
«Стартовые» – объясняют обучающимся, что, зачем и как будет изучаться.
«Вводные» – открывают освоение каждой группы учебно – логических умений. Направлены на доступное и целостное изложение сущности конкретной группы учебно – логических умений (анализ и синтез, сравнение, обобщение и т.
«Инструктивные» – представляют обучающимся в доступной форме минимум теоретической информации, которая необходима для осознанного применения того или иного учебно – логического умения.
«Тренинговые» – последовательно формируют и развивают отдельные учебно – логические умения в соответствии с программой общеучебных умений. Данная группа составляет подавляющее большинство «логических пятиминуток».
«Мониторинговые»– направлены в первую очередь на изучение сформированности ключевых учебно – логических умений. Роль этих «пятиминуток» могут выполнить «тренинговые пятиминутки», когда учитель убеждается, что со всеми заданиями дети успешно справляются, более того, у них угасает интерес, и пора переходить к освоению либо следующего умения, либо следующей группы умений.
«Финишные» – побуждают детей к осмыслению проделанной работы.
Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, «Чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным».
Для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями, показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких – либо жизненных ситуациях. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.
МБОУ «Аккиреевская средняя общеобразовательная школа»
Черемшанского муниципального района РТ
Тема выступления:
«Единые педагогические подходы к формированию метапредметных планирумых результатов, при реализации обновленных ФГОС НОО ФОП на уроке английского языка»
Выступление подготовила:
учитель иностранного языка
Трофимова Надежда Ефремовна
2024