Единый методический день «Педагогическая мозаика» 29.03.2024г.
Секция «Практики патриотического воспитания»
Мастер-класс
Родительское собрание в форме деловой игры
«Я – патриот, а это значит…»
Форма: деловая игра.
Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье.
Задачи:
- помочь родителям овладеть знаниями о нравственном и патриотическом
воспитании;
- объединить усилия детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно патриотических качеств у детей.
- познакомить родителей с методами и приемами нравственно-патриотического воспитания в семье и в детском саду.
- вызвать интерес родителей к данной теме.
Предварительная работа:
Изготовление с детьми приглашений для родителей на родительское собрание Анкетирование родителей по проблеме патриотического воспитания, обсуждаемой на собрании.
Оформление выставки детских рисунков «Моя Родина Россия».
Подготовка интересных и исторических вопросов для деловой игры.
Составление памятки для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.
Ход собрания
Вступительный этап
- Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании.
- Мы бы хотели, чтобы все были активны, инициативны,
придерживались следующих правил:
1. Время свято – говори ясно и сжато.
2. Закон один: все слушают, когда говорит один.
3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.
- Итак, мы начинаем. Сейчас много говорят о патриотизме. Эта тема в последнее время стала очень актуальной и важной.
- Как вы понимаете слово патриотизм?. (Ответы родителей.)
Каждый из вас по своему понимает это слово, но все вы согласились с тем, что Патриотизм – это любовь к Родине, а Родина - понятие глубокое. Это и улица, и город или село, где ты родился и вырос, и место, где живёт сейчас твоя семья, и вся огромная наша страна Россия!
Для нас важно понятие Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
Назовите Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие,
общечеловеческие ценности и т.д.
- Сегодня я хочу вас пригласить принять участие в деловой игре, под названием «Я патриот, а это значит…».
- Предлагаю участникам игры разделиться на 2 команды. Каждая команда выбирает себе название, после этого ведущий выставляет на столы табличку с названием команд.
Раунд №1
Продолжительность первого раунда составляет 4 минуты. Задача каждой команды: за небольшой промежуток времени дать как можно больше правильных ответов, побеждает та команда, в которой будет больше верных ответов.
1. Нравственное убеждение, в основе которого лежит любовь к своей стране, ее традициям, истории и культурным ценностям (Патриотизм.)
2. Как называется книга, в которую заносят редкие животные и растения? (Красная книга)
3. Что на Российском гербе держит орёл в лапах? (Скипетр, жезл.)
4. Как называется роспись, в которой используют три цвета: синий, белый, голубой? (Гжель.)
5. Старинный женский головной убор в виде гребня вокруг головы? (Кокошник.)
6. Официальная эмблема государства. (Герб.)
7. Перечислите имена трех русских богатырей. (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.)
8. Земля, где ты родился? (Родина.)
9. Лакомство на Масленицу? (Блины.)
10. Старинная обувь, плетеная из лыка? (Лапти.)
11. Как называется торжественная песня – символ государства? (Гимн.)
12. Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки? (Матрешки.)
13. Кто является главой государства? (Президент.)
14. Назовите самое «русское» дерево? (Береза.)
15. Роспись на деревянной посуде – вид народного искусства? (Хохлома.)
16. Государственный символ из ткани? (Флаг.)
17. Закончите поговорку: Гость на пороге - счастье в … (доме).
18. Человек, любящий свою Родину? (Патриот.)
Раунд № 2 «Подбери определения»
1 команда
– Придумать слова – признаки (прилагательные) на каждую букву, которые есть в названии слова – «Россия».
Р – разнообразная
О – очаровательная, отличная
С – сильная, славная
С – спортивная
И – интересная
Я – яркая
2 команда – Придумать слова – признаки (прилагательные) на каждую букву, которые есть в названии слова – «Родина»
Р – родная
О – огромная, открытая, откровенная
Д – дивная, добрая, душевная
И – индивидуальная, исключительная
Н – надёжная, необыкновенная, неповторимая, несокрушимая.
А – авангардная, амбициозная, активная.
Раунд №3
В четвёртом раунде одержит победу, та команда, которая отгадает больше русских загадок:
1. Длинна, как дорога, коротка, как блоха (жизнь)
2. Чувство, которое любого красит (стыд)
3. Шарю - пошарю, в угол встану (веник)
4. Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка)
5. Зимой нет теплей, а летом холодней (печка)
6. Что не сеяно родится (трава)
7. Без рук, без ног воюет. (Ветер)
8. И долга и коротка, а один одному не верит: всяк сам по себе мерит.(Жизнь)
9. Ходили мужики в лес без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи и муравейник)
Раунд №4
«Ассоциативный цветок». Каждая команда подбирает слова-ассоциации, которые связаны с понятием. Побеждает команда, которая создаст наибольший цветок (с наибольшим количеством подобранных слов-ассоциаций). ОТЕЧЕСТВО.
Раунд №5
Без устного народного творчества нельзя воспитать патриотов. Предлагаю интерактивный игровой приём «Хоровод». Можно использовать как физкульминутку . Команды встают в хоровод, игрок кидает мяч или передает флаг по кругу. Ведущий называет предмет народного быта. Отвечает тот, у кого в руке окажется предмет. Вам нужно вспомнить пословицы или поговорки о предметах. ( Можно сидя, поставить на парту предмет перед игроком
1. Ложка. Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.
2. Книга. С книгой жить – век не тужить.
3. Иголка. Куда иголка, туда и нитка.
4.Шило. Шила в мешке не утаишь.
5. Яблоко. Яблоко от яблони недалеко падает.
6. Камень. Под лежачий камень вода не течёт.
7. Перо. Что написано пером – не вырубишь топором.
Психологическое упражнение «Наполним душу ребёнка»
Ведущий: Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. А давайте на мгновение представим, что вот этот сосуд (показывает) означает маленького человека, который родился. Давайте наполним его душу разноцветными камнями, которые означают богатый, духовный мир человека, который любит свою родину. Надо класть камушек в сосуд, и говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребенка.
Педагог кладет первый камень и произносит слово: уважение к старшим. (Ведущий может пройти по рядам.) Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд. (Сострадание, уважение к старшим, любовь к природе, любовь к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, гордость за свой народ, уважение к традициям, любовь к родному краю). Вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребенка.
Рефлексия
- Уважаемые родители, наша встреча подошла к концу. Надеемся, что она была полезной. Мы просим вас оценить наше собрание. На магнитной доске, нарисован дом и прикреплены цветные магниты: если вы полностью удовлетворены содержанием собрания, то прикрепите красный магнит, если частично – синий, а если не удовлетворены – черный. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
- Благодарим вас за активное участие и творческую работу. Желаем вам успехов и благополучия в ваших семьях.
Патриотизм необходим сегодня нашей стране для того, чтобы сохранить свое национальное достоинство и занять весомое положение в сообществе цивилизованных государств мира.
- Нужно ли воспитывать в ребёнке патриотизм?- так звучал наш сегодняшний вопрос. Я очень надеюсь, что вариант ответа здесь будет только лишь один- «да, несомненно». Вы -родители и мы – школа, будем тесно сотрудничать в этом направлении. Сегодня я хочу раздать вам памятки, которые вам в этом помогут.
Анкета для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
- Воспитание любви к Родине;
- Воспитание уважения к старшему поколению;
- Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
- Знание истории своей страны;
2. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
- Да.
- Нет.
3. Кто, на Ваш взгляд, повлиял на формирование Ваших патриотических качеств? (школа, родители, окружающие люди, друзья). Нужное подчеркнуть.
4.Считаете ли вы важным воспитание у детей нравственно- патриотических чувств?
- Да.
- Нет.
5. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей?
- Прививать детям уважение к людям своей страны.
- Познакомить с обычаями и традициями своего народа.
- Расширять представления о родной земле, её столице, селах, городах.
- Ознакомление с историческим прошлым России.
- Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ____________________________________
7. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному краю? ______________
8. Какой помощи в этом направлении ждете от школы? _________________________________________
Спасибо за сотрудничество.
Анкета для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
- Воспитание любви к Родине;
- Воспитание уважения к старшему поколению;
- Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
- Знание истории своей страны;
2. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
- Да.
- Нет.
3. Кто, на Ваш взгляд, повлиял на формирование Ваших патриотических качеств? (школа, родители, окружающие люди, друзья). Нужное подчеркнуть.
4.Считаете ли вы важным воспитание у детей нравственно- патриотических чувств?
- Да.
- Нет.
5. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей?
- Прививать детям уважение к людям своей страны.
- Познакомить с обычаями и традициями своего народа.
- Расширять представления о родной земле, её столице, селах, городах.
- Ознакомление с историческим прошлым России.
- Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ___
7. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному краю? ___
8. Какой помощи в этом направлении ждете от школы? ___
Спасибо за сотрудничество.
1 команда
– Придумать слова – признаки (прилагательные) на каждую букву, которые есть в названии слова – «Россия».
Р –
О –
С –
С –
И –
Я –
2 команда – Придумать слова – признаки (прилагательные) на каждую букву, которые есть в названии слова – «Родина»
Р –
О –
Д –
И –
Н –
А –
Приложение 2
Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников
1. Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
2. Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью
3. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
5. Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
6. Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни
( кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятия в детском саду и после них)
7. Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения : «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу!»
8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.