ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Характеристика эффективного преподавания и учения
Активное обучение
Как обучать эффективно ? Как развивать мягкие навыки у учащихся ? Какие существуют стратегии эффективного преподавания и учения ?
Некоторые стратегии эффективного преподавания и учения
Соотнесите эти рисунки с возможными характеристиками, приведенными в раздаточном материале 2.1.
B
- Сопоставление стратегий с изображениями в классе
- Придумать примеры стратегий в классе
D
A
C
Некоторые стратегии эффективного учения и преподавания
Соотнесите эти рисунки с возможными характеристиками, приведенными в раздаточном материале 2.1
F
- Сопоставление стратегий с изображениями в классе
- Придумать примеры стратегий в классе
G
E
G
H
1. Активное обучение
Обучение на собственном опыте :
- Предоставляет учащимся возможность экспериментировать , составлять значение и развивать понимание
- Соотносит новые знания с существующими знаниями
- Делая ошибки, мы заставляем себя проверять и дорабатывать свое понимание
- Приводит к более глубокому пониманию
- Изменяет отношение
Рисунок F
2. Совместное обучение
Групповая работа со структурированным делением на группы :
- Улучшает межличностные и коммуникативные навыки Улучшает процесс усвоения информации и мыслительных навыков высшего порядка Способствует позитивной взаимозависимости – «мы достигли цели вместе» Ломает барьеры между учащимися
- Улучшает межличностные и коммуникативные навыки
- Улучшает процесс усвоения информации и мыслительных навыков высшего порядка
- Способствует позитивной взаимозависимости – «мы достигли цели вместе»
- Ломает барьеры между учащимися
Рисунок B
3. Дифференциация
Удовлетворение индивидуальных потребностей в обучении для каждого учащегося :
- Повышает развитие понимания и навыков
- Повышает уверенность и мотивацию
- Стимулирует творческий подход, помогая учащимся лучше понимать идеи
- Дает преимущества для всех учащихся
- Может повысить ожидания для всех учащихся
Picture H
4. Межпредметные связи
Установление связей между учебными предметами :
- Добавляет глубину и равновесие в учебную программу Позволяет осуществлять более глубокое обучение Предоставляет более широкий диапазон навыков Может помочь в прогрессии в понимании и навыках Помогает ввести процесс обучения в более значимый контекст Делает обучение более мотивирующим
- Добавляет глубину и равновесие в учебную программу
- Позволяет осуществлять более глубокое обучение
- Предоставляет более широкий диапазон навыков
- Может помочь в прогрессии в понимании и навыках
- Помогает ввести процесс обучения в более значимый контекст
- Делает обучение более мотивирующим
Picture C
5. Удовлетворение потребностей учащихся
Проверка обучения и предоставление обратной связи с целью информирования процесса обучения :
- Повышает мотивацию и самооценку
- Придает направление процессу преподавания
- Предоставляет учащимся возможности для улучшения процесса обучения
- Помогает учащимся понять, как они могут учиться более эффективно
Рисунок A
6. Учебные диалоги
Обсуждение учениками заданий между собой :
- Дает возможность ученикам внести свой вклад в учебный процесс;
- Ведет учеников к взаимному обучению навыкам и знаниям;
- Помогает глубже понять тему;
- Дает ученикам возможность подумать о своей успеваемости и принять решение о том, что нужно делать дальше;
- Побуждает и повышает мотивацию учащихся .
Рисунок D
7. Использование электронного обучения и новых технологий
Использование технологий :
- Предлагает увлекательные инструменты для активного обучения
- Повышает мотивацию
- Может использоваться для исследования , обсуждения , совместной работы и создания
- Дает ученикам возможность поиска информации, своих собственных инструментов
- Дает возможность самостоятельно получать знания вне класса
Рисунок G
8. Моделирование
Предлагать примеры и объяснять их при помощи наглядных процессов :
- Вводит учащихся в предметное содержание и одновременно способствует экспертному мышлению
- Разделяет задание на этапы , позволяя учащимся стать более независимыми, работать самостоятельно
- Стимулирует рефлексию по процессу
Рисунок E
Коллективное обучение
Коллективное обучение – обучение, при котором все обучают каждого и каждый обучает всех.
Средством реализации является коллективная форма обучения или работа в парах сменного состава.
И инновационная среда обучения
Познавательные и эмоциональные аспекты неразрывно связаны друг с другом .
Учебная среда, ориентированная на обучающегося, стимулирует саморегуляцию, самоуправление, стремление к учению и управление эмоциями
Семь принципов эффективного обучения
- Сделайте учащихся центром и поощряйте их активное участие и понимание себя как учащихся.
- Признавайте социальный характер обучения и обеспечьте возможности для совместного обучения.
- Адаптируйтесь к мотивам ученика и ключевой роли эмоций в достижении цели обучения.
- Признайте индивидуальные различия между учащимися и отходите от подхода «все ученики одинаковые».
- Привлекайте всех в учебный процесс, дайте нагрузку всем ученикам, но без чрезмерной перегрузки.
- Используйте эффективное оценивание в соответствии с целями обучения, акцентируя особое внимание на формирование обратной связи.
- Продвигайте горизонтальные связи между областями знаний и между формальными учебными средами и более широким обществом
Adapted from: “The Nature of Learning: Using Research to Inspire Practice” OECD, 2012, www.oecd.org/edu/ceri/thenatureoflearningusingresearchtoinspirepractice.htm
Стратегии активного обучения
- Участвовать в активном обучении
- Понимать, что такое активное обучение
- Включить принципы активного обучения в действия по преподаванию
- Знать, что обучение должно быть направлено на достижение цели, а не на выполнение задания
Что такое активное обучение ?
Различные стратегии преподавания = среда для развития знаний, навыков и понимания учащихся
Я слышу, но Я забываю !
Я вижу, и Я запоминаю!
Я делаю, и затем Я понимаю !
Активное обучение
Конуса опыта Дейла «Dale’s cone of experience»
Получать информацию
Применять обучение
Использование органов чувств в обучении
Уши
X
Глаза
Голос
X
X
Ощущения
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
Пирамида обучения
Средний процентный показатель сохранения полученной учеником информации.
ЛЕКЦИЯ, ОБУЧЕНИЕ, АУДИО-ВИЗУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ПОКАЗ, ОБСУЖДЕНИЕ, ПРАКТИКА, ОБУЧЕНИЕ ДРУГИХ.
Уши, глаза, голос, рецепторы.
Применение обучения. Получение информации.
Активный учащийся
Активный учитель
Обозначьте основные качества и характеристики активного ученика и активного учителя
Активный учитель
Принципы активного обучения ( 1 )
Активизировать прогресс :
- Повторять цели обучения
- Представлять различные виды деятельности
- Практиковать навыки
- Основываться на предыдущем обучении
Активный учитель
Принципы активного обучения ( 2 )
Поддерживать процесс обучения :
- Способствовать любознательности
- Задавать вопросы
- Экспериментировать
- Предлагать
- Изобретать
- Изучать стили обучения
Активный учитель :
Принципы активного обучения ( 3 )
Убедитесь в том, что ресурсы :
- Организованы
- Доступны
- Используются коллективно
- Известны
- Изготовлены
- Регулярно используются
- Усложняются со временем
- Хорошего качества
Принципы обучения современной дидактики
- объективность, научность
- связь теории с практикой
- последовательность, систематичность
- доступность при необходимой степени трудности
- наглядность, разнообразия методов
- активность обучаемых
- прочность усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности
Для закрепления изученного материала предлагаем выполнить практические задания 2.1-2.2