СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективное средство социализации и интеграции детей с депривацией зрения по средствам взаимосвязи коррекционных дисциплин: «Адаптивная скандинавская ходьба» и «Ориентирование в пространстве»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеризуя физическое развитие слепых и слабовидящих школьников, многие авторы отмечают, что потеря или нарушение зрения в детском возрасте замедляют естественный ход физического развития. И хотя их возрастная динамика их физического развития в принципиальных чертах сохраняется, его уровень значительно отстает от нормы.

Актуальность объединения программ: «Адаптивная скандинавская ходьба» и «Ориентирование в пространстве» это:

  • прекрасный способ для корректировки всех вышеизложенных проблем в физическом развитии слепых и слабовидящих детей;
  • эффективный способ социализации и интеграции детей с депривацией зрения в условиях современного общества.

Просмотр содержимого документа
«Эффективное средство социализации и интеграции детей с депривацией зрения по средствам взаимосвязи коррекционных дисциплин: «Адаптивная скандинавская ходьба» и «Ориентирование в пространстве»»

Эффективное средство социализации и интеграции

детей с депривацией зрения

по средствам взаимосвязи коррекционных дисциплин:

«Адаптивная скандинавская ходьба»

и «Ориентирование в пространстве»,




Характеризуя физическое развитие слепых и слабовидящих школьников, многие авторы отмечают, что потеря или нарушение зрения в детском возрасте замедляют естественный ход физического развития. И хотя их возрастная динамика их физического развития в принципиальных чертах сохраняется, его уровень значительно отстает от нормы. На всем протяжении школьного возраста слепые и слабовидящие дети уступают своим зрячим сверстникам в показателях роста и веса (причем, с возрастом эта разница увеличивается), окружности грудной клетки, жизненной емкости легких. Отмечается существенное отставание от нормы развития мышечной силы быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, координации и точности, равновесия, восприятия пространства и времени, низкого уровня физической работоспособности (исследования В.Ф. Афанасьева, 1971; Б.В. Cермеева, 1973; Р.Н. Азаряна, 1974; Г.А. Бобкова, 1974; Я.И. Дуткевич, 1979; И.И. Касаткина, 1980, 1983; Л.Ф. Касаткина, 1983; И.И. Шмелькова, 1980, 1981 и др.).

Причина отставания физического развития детей с нарушением зрения заключается в том, что тяжелый зрительный дефект осложняет на ранних этапах развития ребенка процесс активного познания окружающего мира, который связан прежде всего с его двигательной активностью. Нарушения зрения ограничивают движения детей в первые годы жизни, по сравнению со зрячими сверстниками. Слепые и слабовидящие дети испытывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что приводит к дефициту движения.

Слабовидящие характеризуются меньшей подвижностью, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности, точности. Дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие. Осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей в движении.

Особенно трудным для детей со зрительной патологией является овладение правильной вертикальной позой в положении стоя и ходьбой, что влечет за собой нарушение осанки, появление плоскостопия, делает невозможной выработку правильной координации движений и т.д.

Зрительные нарушения вносят дискоординацию, нарушают свободу движений. В связи с этим у незрячих мускулатура рук и ног становится слабой. Слабое развитие мышц туловища, отсутствие достаточно крепкого «мышечного корсета» предрасполагает к неправильной осанке. Многим слепым и слабовидящим детям присуще астеническое состояние, нервное истощение, повышенная утомляемость.

Так же дети со зрительной патологией уступают и в развитии чувства ритма, отстают от нормы по показателям подвижности в суставах.

В общем объеме суточной двигательной активности слепые и слабовидящие школьники более чем в 3 раза уступают обучающимся массовых школ. Это сказывается на уровне всех систем организма. Нарушения зрения неблагоприятно сказывается на моторике. В результате значительного нарушения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга снижается двигательная активность, затрудняется процесс формирования новых движений, а также способность переключения с одного вида деятельности на другой.

Еще одной очень важной особенностью физического развития детей с тяжелой зрительной патологией является наличие у них «навязчивых» (стереотипных) движений, возникновение которых связывают с общей задержкой моторной сферы детей со зрительной депривацией.

Знание причинно-следственных связей, лежащих в основе патологии, необходимо в коррекционно-педагогической деятельности: при отборе физических упражнений, их направленности, координационной сложности, при нормировании физической нагрузок.

Актуальность объединения программ: «Адаптивная скандинавская ходьба» и «Ориентирование в пространстве» это:

  • прекрасный способ для корректировки всех вышеизложенных проблем в физическом развитии слепых и слабовидящих детей;

  • эффективный способ социализации и интеграции детей с депривацией зрения в условиях современного общества.

Данная методика предусматривает:

  • развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряжения и расслабления мышц. Все это направлено на коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечносуставного чувства, качественное выполнение двигательных действий.

  • обоняние занимает важное место в ориентировке в пространстве, так как оно дистантно. Поэтому надо научить обучающихся узнавать запахи, характерные для предметов, помещений, определенных мест на улице, и использовать их в качестве обонятельных ориентиров.

  • В настоящее время у слепых школьников у большинства имеется остаточное зрение. Поэтому на занятиях по пространственной ориентировке работа должна вестись в двух направлениях: во-первых, обучение пользоваться остаточным зрением, во-вторых, бережное и дозированное отношение к нему.

  • Основным является обеспечение формирования фундаментального свойства восприятия, как предметность, производными от которого являются все другие свойства (целостность, структурность, константность, категориальность и др.).

  • Наглядно-действенное оперирование с предметами и объектами развивает предметно-практическую деятельность, в процессе которой у слепых будут развиваться движения рук, мелкая моторика пальцев, осязание; формирует приемы осязательного и зрительного обследования объектов (при наличии остаточного зрения): зрительно-моторная координация, целенаправленные действия с предметами на основе сочетания зрительного и тактильного восприятия. Отличительной особенностью является взаимосвязь двух видов видения. При наличии форморазличения и цветоразличения обучающихся обучают использовать в качестве ориентиров форму предметов, объектов, цвет стен, мебели в классе, зеленых насаждений на участке, свет из окон и др.

  • Развитие навыков пространственной ориентировки слепых школьников во многом зависит от усвоения ими навыков ориентировки «на себе», «от себя» и знания пространственных терминов.

  • Особое внимание обращается на формирование умения детей различать правую и левую стороны «на себе», так как ориентировка в этих направлениях является необходимой основой освоения своего тела и пространства вокруг себя.

  • Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ученику овладеть ориентировкой не только «от себя», но и от любых других объектов, от другого человека и свободно ориентироваться в пространстве школы и пришкольного участка.

  • Формирование понятий по восьми направлениям «впереди», «сзади», «вверху», «внизу», «слева», «справа», «впереди слева», «сзади слева», «впереди слева», «впереди справа» осуществляется как на плоскости, так и пространстве класса, а затем на пришкольном участке.

  • Большое внимание на занятиях уделяется пониманию и использованию в речи пространственных терминов: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, рядом.

  • Одновременно со знакомством с предметами обучающиеся учатся определять изменение пространственных соотношений предметов при повороте человека на 45°, 90°, 135°. Обучение свободной ориентировке в них является основой их самостоятельности.

  • При обучении дети учатся моделировать обследованное пространство вначале из предметов строительного конструктора, на приборе «Ориентир», схематически изображать пространство, тем самым конкретизируя и уточняя предметные и пространственные представления о помещениях школы и окружающей пришкольной территории. Это поможет в дальнейшем научиться составлять схемы пространства и ориентироваться в нем. От того насколько они овладеют этим зависит сформированность следующего умения — переносить топографические представления на реальное пространство.

  • На занятиях большое внимание должно уделяться освоению способов безопасного передвижения в пространстве, защиты от ушибов при столкновении с предметами, представляющими препятствия, поиску упавших предметов. Это будет способствовать преодолению у детей страха неизвестного для них пространства, повышать интерес к занятиям.

  • Содержание обучения включает также теоретические сведения о школе, об особенностях ориентировки в каждом из помещений, на территории школы. Эти знания сообщаются обучающимся на практических занятиях при объяснении материала, изучении маршрутов. Это дает возможность конкретизировать вербальные знания обучающихся, уточнять понятия и представления.

Эти знания и умения необходимы для распознавания пространственных отношений между предметами на основе их соотнесенности к сторонам, а также ориентировке в микро- и макропространстве.


Успешность овладения содержанием обучения:


Скандинавская ходьба



Пространственная ориентировка


Занятия предусматривают преодоление таких недостатков физического развития у слепых и слабовидящих детей, как:

  • асимметрия,

  • непропорциональность телосложения,

  • искривление позвоночника,

  • плоскостопие,

  • некоординированность,

  • скованность движений,

  • улучшается интенсивность кровообращения,

  • головной мозг снабжается кровью, и как следствие повышается умственная активность,

  • улучшение кровообращения в органах малого таза.

  • Благодаря дополнительным опорам, во время прогулок, нагрузка на позвоночник становится меньше. Как и во время сна, позвонки получают некоторый отдых, в результате чего скелет самопроизвольно вытягивается.

  • является средством борьбы с начинающимся сколиозом у детей.

  • При регулярной ходьбе с палками сама собой изменяется походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка, снижается нагрузка на суставы.

  • Благодаря особому распределению нагрузок повышается выносливость ребят, ходьба держит в тонусе мышцы верхних и нижних конечностей одновременно.

  • Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.


Под пространственной ориентировкой следует понимать способность слепого школьника определять свое местоположение на местности среди окружающих его предметов и объектов и направление выбранного движения пути относительно предметов и объектов, являющихся ориентирами на данной местности с помощью сохранных анализаторов. Пространственная ориентировка включает в себя три категории элементарных знаний о пространстве:

  • восприятие разметов, формы предметов, их удаленности и местоположения;

  • умение отличать расположение предметов в пространстве, ориентироваться в направлениях пространства;

  • понимание пространственных отношений между предметами.

Выделяют такие понятия,

  • как ориентировка в микропространстве (на себе, от себя, на листе бумаги, тетради, книги, в альбоме с рельефными рисунками, схемами, на фланелеграфе, на поверхности стола и т. д.);

  • ориентировка в макропространстве (замкнутом — в доме, квартире, помещениях школы, на пришкольном участке, на территории школы;

  • открытом — на ближайшей к школе улице) с точкой отсчета «от себя» и «от предметов».

Условия успешности овладения слепыми школьниками навыками пространственной ориентировки:

  • готовность сохранных анализаторов воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира;

  • накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений;

  • сформированность у слепых обучающихся правильной позы и походки при ориентировке и обследовании окружающих предметов и объектов;

  • преодоление страха пространства и формирование интереса к данному виду деятельности.


Мобильность занимает важное место в жизни слабовидящего и незрячего, так как позволяет:

  • минимизировать получение помощи от зрячего, быть независимым и самостоятельным;

  • возможность ориентироваться в пространстве и взаимодействовать с окружающей средой;

  • воспитывается инициативности, самостоятельности, формируется адекватная оценка собственных физических возможностей;

  • воспитывается организация активного отдыха и досуга;

  • воспитываются психические морально-волевые качества и свойства личности, самосовершенствуется саморегуляция физических и психических состояний.