Эффективное средство социализации и интеграции
детей с депривацией зрения
по средствам взаимосвязи коррекционных дисциплин:
«Адаптивная скандинавская ходьба»
и «Ориентирование в пространстве»,
Характеризуя физическое развитие слепых и слабовидящих школьников, многие авторы отмечают, что потеря или нарушение зрения в детском возрасте замедляют естественный ход физического развития. И хотя их возрастная динамика их физического развития в принципиальных чертах сохраняется, его уровень значительно отстает от нормы. На всем протяжении школьного возраста слепые и слабовидящие дети уступают своим зрячим сверстникам в показателях роста и веса (причем, с возрастом эта разница увеличивается), окружности грудной клетки, жизненной емкости легких. Отмечается существенное отставание от нормы развития мышечной силы быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, координации и точности, равновесия, восприятия пространства и времени, низкого уровня физической работоспособности (исследования В.Ф. Афанасьева, 1971; Б.В. Cермеева, 1973; Р.Н. Азаряна, 1974; Г.А. Бобкова, 1974; Я.И. Дуткевич, 1979; И.И. Касаткина, 1980, 1983; Л.Ф. Касаткина, 1983; И.И. Шмелькова, 1980, 1981 и др.).
Причина отставания физического развития детей с нарушением зрения заключается в том, что тяжелый зрительный дефект осложняет на ранних этапах развития ребенка процесс активного познания окружающего мира, который связан прежде всего с его двигательной активностью. Нарушения зрения ограничивают движения детей в первые годы жизни, по сравнению со зрячими сверстниками. Слепые и слабовидящие дети испытывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что приводит к дефициту движения.
Слабовидящие характеризуются меньшей подвижностью, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности, точности. Дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие. Осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей в движении.
Особенно трудным для детей со зрительной патологией является овладение правильной вертикальной позой в положении стоя и ходьбой, что влечет за собой нарушение осанки, появление плоскостопия, делает невозможной выработку правильной координации движений и т.д.
Зрительные нарушения вносят дискоординацию, нарушают свободу движений. В связи с этим у незрячих мускулатура рук и ног становится слабой. Слабое развитие мышц туловища, отсутствие достаточно крепкого «мышечного корсета» предрасполагает к неправильной осанке. Многим слепым и слабовидящим детям присуще астеническое состояние, нервное истощение, повышенная утомляемость.
Так же дети со зрительной патологией уступают и в развитии чувства ритма, отстают от нормы по показателям подвижности в суставах.
В общем объеме суточной двигательной активности слепые и слабовидящие школьники более чем в 3 раза уступают обучающимся массовых школ. Это сказывается на уровне всех систем организма. Нарушения зрения неблагоприятно сказывается на моторике. В результате значительного нарушения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга снижается двигательная активность, затрудняется процесс формирования новых движений, а также способность переключения с одного вида деятельности на другой.
Еще одной очень важной особенностью физического развития детей с тяжелой зрительной патологией является наличие у них «навязчивых» (стереотипных) движений, возникновение которых связывают с общей задержкой моторной сферы детей со зрительной депривацией.
Знание причинно-следственных связей, лежащих в основе патологии, необходимо в коррекционно-педагогической деятельности: при отборе физических упражнений, их направленности, координационной сложности, при нормировании физической нагрузок.
Актуальность объединения программ: «Адаптивная скандинавская ходьба» и «Ориентирование в пространстве» это:
прекрасный способ для корректировки всех вышеизложенных проблем в физическом развитии слепых и слабовидящих детей;
эффективный способ социализации и интеграции детей с депривацией зрения в условиях современного общества.
Данная методика предусматривает:
развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряжения и расслабления мышц. Все это направлено на коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечносуставного чувства, качественное выполнение двигательных действий.
обоняние занимает важное место в ориентировке в пространстве, так как оно дистантно. Поэтому надо научить обучающихся узнавать запахи, характерные для предметов, помещений, определенных мест на улице, и использовать их в качестве обонятельных ориентиров.
В настоящее время у слепых школьников у большинства имеется остаточное зрение. Поэтому на занятиях по пространственной ориентировке работа должна вестись в двух направлениях: во-первых, обучение пользоваться остаточным зрением, во-вторых, бережное и дозированное отношение к нему.
Основным является обеспечение формирования фундаментального свойства восприятия, как предметность, производными от которого являются все другие свойства (целостность, структурность, константность, категориальность и др.).
Наглядно-действенное оперирование с предметами и объектами развивает предметно-практическую деятельность, в процессе которой у слепых будут развиваться движения рук, мелкая моторика пальцев, осязание; формирует приемы осязательного и зрительного обследования объектов (при наличии остаточного зрения): зрительно-моторная координация, целенаправленные действия с предметами на основе сочетания зрительного и тактильного восприятия. Отличительной особенностью является взаимосвязь двух видов видения. При наличии форморазличения и цветоразличения обучающихся обучают использовать в качестве ориентиров форму предметов, объектов, цвет стен, мебели в классе, зеленых насаждений на участке, свет из окон и др.
Развитие навыков пространственной ориентировки слепых школьников во многом зависит от усвоения ими навыков ориентировки «на себе», «от себя» и знания пространственных терминов.
Особое внимание обращается на формирование умения детей различать правую и левую стороны «на себе», так как ориентировка в этих направлениях является необходимой основой освоения своего тела и пространства вокруг себя.
Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ученику овладеть ориентировкой не только «от себя», но и от любых других объектов, от другого человека и свободно ориентироваться в пространстве школы и пришкольного участка.
Формирование понятий по восьми направлениям «впереди», «сзади», «вверху», «внизу», «слева», «справа», «впереди слева», «сзади слева», «впереди слева», «впереди справа» осуществляется как на плоскости, так и пространстве класса, а затем на пришкольном участке.
Большое внимание на занятиях уделяется пониманию и использованию в речи пространственных терминов: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, рядом.
Одновременно со знакомством с предметами обучающиеся учатся определять изменение пространственных соотношений предметов при повороте человека на 45°, 90°, 135°. Обучение свободной ориентировке в них является основой их самостоятельности.
При обучении дети учатся моделировать обследованное пространство вначале из предметов строительного конструктора, на приборе «Ориентир», схематически изображать пространство, тем самым конкретизируя и уточняя предметные и пространственные представления о помещениях школы и окружающей пришкольной территории. Это поможет в дальнейшем научиться составлять схемы пространства и ориентироваться в нем. От того насколько они овладеют этим зависит сформированность следующего умения — переносить топографические представления на реальное пространство.
На занятиях большое внимание должно уделяться освоению способов безопасного передвижения в пространстве, защиты от ушибов при столкновении с предметами, представляющими препятствия, поиску упавших предметов. Это будет способствовать преодолению у детей страха неизвестного для них пространства, повышать интерес к занятиям.
Содержание обучения включает также теоретические сведения о школе, об особенностях ориентировки в каждом из помещений, на территории школы. Эти знания сообщаются обучающимся на практических занятиях при объяснении материала, изучении маршрутов. Это дает возможность конкретизировать вербальные знания обучающихся, уточнять понятия и представления.
Эти знания и умения необходимы для распознавания пространственных отношений между предметами на основе их соотнесенности к сторонам, а также ориентировке в микро- и макропространстве.
Успешность овладения содержанием обучения:
Скандинавская ходьба | Пространственная ориентировка |
Занятия предусматривают преодоление таких недостатков физического развития у слепых и слабовидящих детей, как: асимметрия, непропорциональность телосложения, искривление позвоночника, плоскостопие, некоординированность, скованность движений, улучшается интенсивность кровообращения, головной мозг снабжается кровью, и как следствие повышается умственная активность, улучшение кровообращения в органах малого таза. Благодаря дополнительным опорам, во время прогулок, нагрузка на позвоночник становится меньше. Как и во время сна, позвонки получают некоторый отдых, в результате чего скелет самопроизвольно вытягивается. является средством борьбы с начинающимся сколиозом у детей. При регулярной ходьбе с палками сама собой изменяется походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка, снижается нагрузка на суставы. Благодаря особому распределению нагрузок повышается выносливость ребят, ходьба держит в тонусе мышцы верхних и нижних конечностей одновременно. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных. | Под пространственной ориентировкой следует понимать способность слепого школьника определять свое местоположение на местности среди окружающих его предметов и объектов и направление выбранного движения пути относительно предметов и объектов, являющихся ориентирами на данной местности с помощью сохранных анализаторов. Пространственная ориентировка включает в себя три категории элементарных знаний о пространстве: восприятие разметов, формы предметов, их удаленности и местоположения; умение отличать расположение предметов в пространстве, ориентироваться в направлениях пространства; понимание пространственных отношений между предметами. Выделяют такие понятия, как ориентировка в микропространстве (на себе, от себя, на листе бумаги, тетради, книги, в альбоме с рельефными рисунками, схемами, на фланелеграфе, на поверхности стола и т. д.); ориентировка в макропространстве (замкнутом — в доме, квартире, помещениях школы, на пришкольном участке, на территории школы; открытом — на ближайшей к школе улице) с точкой отсчета «от себя» и «от предметов». Условия успешности овладения слепыми школьниками навыками пространственной ориентировки: готовность сохранных анализаторов воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира; накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений; сформированность у слепых обучающихся правильной позы и походки при ориентировке и обследовании окружающих предметов и объектов; преодоление страха пространства и формирование интереса к данному виду деятельности. |
Мобильность занимает важное место в жизни слабовидящего и незрячего, так как позволяет:
минимизировать получение помощи от зрячего, быть независимым и самостоятельным;
возможность ориентироваться в пространстве и взаимодействовать с окружающей средой;
воспитывается инициативности, самостоятельности, формируется адекватная оценка собственных физических возможностей;
воспитывается организация активного отдыха и досуга;
воспитываются психические морально-волевые качества и свойства личности, самосовершенствуется саморегуляция физических и психических состояний.