Эффективность использования нестандартных уроков
Презентацию подготовила Калинина Елена Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №16» г.Евпатория Республики Крым
Эффективность использования нестандартных уроков
Развитие и образование
ни одному человеку
не могут быть даны или сообщены.
Всякий должен достигнуть этого
собственной деятельностью,
собственными силами,
собственным напряжением.
А.Дистервег
В настоящее время идёт становление
новой системы образования,
ориентированного
на вхождение в мировое
образовательное пространство.
Происходит смена образовательной парадигмы:
предлагаются
- иное содержание,
- иные подходы,
- иное право, иные отношения,
- иное поведение,
-
- иной педагогический менталитет.
Нестандартные уроки – одно из важнейших средств обучения, так как формируют у учащихся
- устойчивый интерес к учению,
- снимают напряжение,
- помогают формировать навыки
учебной деятельности,
- оказывают эмоциональное воздействие на детей,
- формируют более прочные,
глубокие знания.
Нестандартный урок –
это «импровизированное учебное занятие,
имеющее нетрадиционную структуру».
П. Подвласов
Урок – это
драгоценные минуты
непрерываемого поиска, интеллектуального напряжения
и человеческого общения, обеспеченного тщательно
продуманной со стороны учителя «технологией» урока,
в основу которой положены:
востребованность у обучающихся
предмета разговора-исследования;
сотворчество учителя и группы.
Особенности нестандартных уроков
- актуальность;
- оригинальность;
- универсальность применения
(по отношению к тематике и учебным предметам);
- возможность подлинной реализации педагогики сотрудничества.
Эффективность будет обеспечиваться при следующих условиях:
- нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения;
- хорошее владение учителем методикой проведения нетрадиционных уроков;
- умелое сочетание нетрадиционных и традиционных форм работы;
- владение способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;
- включение нестандартных уроков в систему своей работы.
Творческие принципы методики нестандартных уроков заключаются в следующем:
- Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
- Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.
- Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
- Поддержка альтернативности, множественности мнений.
- Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
- «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам способностям и склонностям.
- Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков
Ценность методики
- делают занятия более запоминающимися, эмоциональными;
- способствуют глубокому и последовательному усвоению материала;
- благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей;
- развивают логическое мышление; творческие способности учащихся;
- проявляют интерес к предмету, любознательность;
- организуют связь с другими видами искусства.
Уроки в форме соревнования, игр
Конкурс
Турнир
Эстафета
(лингвистичес-кий бой)
Дуэль
Деловая игра
Кроссворд
Ролевая игра
КВН
Викторина
Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций.
Следствие
Цирк
Суд
Трибунал
Ученый Совет
Патентное бюро
Уроки, напоминающие публичные формы общения
Аукцион
Дискуссия
Бенефис
Конферен-ция
Рапорт
Митинг
Телепере-дача
Диалог
Панорама
Телемост
«Живая
газета»
Устный журнал
Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала
Урок мудрости
Урок-откровение
Урок-блок
Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике
Исследо-вание
Изобрета-тельство
Коммента-рии
Интервью
Анализ первоисто-чников
Мозговая атака
Репортаж
Рецензия
Уроки, опирающиеся на фантазию
- Урок-сказка
- Урок-сюрприз
- Урок-подарок от Хоттабыча
Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы
КВН
Утренник
«Следствие ведут знатоки»
Инсценировка художественно-го произ-ия
Спектакль
«Клуб знатоков»
Концерт
Диспут
«Посиделки»
- Интегрированные уроки.
- Трансформация традиционных способов организации урока:
- лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос,
- урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра,
- телеурок без телевидения.
Многообразие типов
нестандартных уроков
позволяет использовать их
на всех ступенях образования детей
и на разных предметах.
Бывают края, что недвижны веками, Зарывшись во мглу и мох, Но есть и такие, Где каждый камень Гудит голосами эпох…
Историко-краеведческие экскурсии - одна из форм познания родного края