СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность использования технических средств обучения и наглядности на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эффективность использования технических средств обучения и наглядности на уроках литературы»

Эффективность использования технических средств обучения и наглядности на уроках литературы

В современном мире, где каждый ребенок предпочитает виртуальное общение, нежели живое, игры в телефонах, компьютерах, разнообразных гаджетах, совсем не остается места книге, чтению, обогащению своего внутреннего мира через произведения литературы и искусства.

Но тем не менее, с каждым годом все выше становятся требования с органов управления образованием к повышению качества образования. И все тяжелее становится обычному учителю, преподавателю преподносить информацию, делать ее сoдержательнее и вместе с тем и доступнее.

Еще интереснее положение складывается у преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений, куда дети приходят, так скажем, только с одной целью, получить рабочую профессию. Конечно студентам, пришедшим на базе 11 классов, основное внимание и уделяется специальным предметам, в результате чего, они становятся обладателями желаемой профессии, но сoвсем иначе обстоит дело с теми, кто пришел на базе 9 классов, где помимо профессии, они должны освоить программу среднего общего образования.

Учащийся, который вовсе не хотел читать литературу, книги в 9 классе, наврядли захочет сидеть на уроках-лекциях в колледже, училищах. Но задача препoдавателя - словесника и заключается в том, чтобы заинтересовать своих обучающихся, расширить их кругозор, развить языковые и коммуникативные навыки, научить детей бережно и умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка, овладеть навыками работы с текстом, художественным словом, сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас, научить владеть нормами литературного языка, дать обучающимся в короткое время максимум информации и сделать это с наиболее высокой успеваемостью.

Здесь на помощь учителю придёт использование традиционных технических средств обучения в сочетании с новыми информационными технологиями и наглядностями.

Технические средства обучения – это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять прoцессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Одна из причин слабого использования технических средств обучения многими учителями состоит в неумении обеспечивать техническую работоспособность подобных средств обучения.

Чтобы поднять эффективность первого занятия, необхoдимо обучить детей работать с новым средством, готовить их к восприятию и запоминанию информации, четко определять цели работы, объекты оценки и контроля. Если средства используются редко, то это становится чрезвычайным событием и вызывает бурю эмоций. Частое использование приводит к потере интереса учащихся. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Правильное чередование средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.

Например, урок литературы в 9 классе, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина, был представлен мной в виде проекта «Начало всех начал». Ознакомление с его жизненным путем сопровождалось презентацией, созданной длительными поисками информации и исторических данных с различных источников и архивов, в основу которой легли сохраненные либо же созданные автопортреты, детские фотографии, фотографии его родителей, друзей, близких и родственников. Все выводилось на экране с помощью проектора. Были такие слайды, как «Детство поэта» - «Лицейские друзья» - «Петербург» - «Южная ссылка» - «Михайловское» - «Возвращение с ссылки» - «Болдинская осень» - «Дуэль с Дантесом». Разработка данной презентации и воспроизведение ее на уроке с комментариями и сопутствующими вопросами преподавателя вызвал глубокий интерес у студентов, и несомненно поспособствовал созданию единой картины его жизненного пути. Учащимися были заданы такого характера вопросы: «а почему Пушкин очень смуглый, темнокожий и кучерявый?», «Были ли дети у Пушкина с Натальей Гончаровой?», «а что стало с Лицейскими друзьями Пушкина? Встречались ли они когда-нибудь после лицея?». Такого вида вопросы, конечно же, оставили во мне впечатление о заинтересованности, и того, что многие важные факты остаются незатронутыми, в силу обширности учебной программы, в школах или же задаются на дом. После презентации я использовала раздаточный материал в виде карточек с местами, где бывал, творил и жил наш Пушкин.

В карточках были изображены Лицей, его комната, где он проживал (что вызвало неоднозначное впечатление. Студентам, что прoживают тoже в общежитии, очень маленькой и тесной показалось комната Пушкина), друзья-лицеисты (Дельвиг, Кюхельбекер и Пущин), были прочитаны строки, посвященные данным личностям. Для закрепления результата и наиболее полного складывания у них картины «Пушкинского мира», «Пушкинской эпохи» мною были предложены кадры из исторически-документального фильма Леонида Парфенова «Живой Пушкин», что несомненно вызвал восторг у обучающихся.

Результатом использования ТСО на уроках является повышение психофизических характеристик у детей с ЗПР, улучшение качества знаний, возросший интерес учащихся к предмету, способность более четко определять цель и способы ее дoстижения. Все это доказывает, что использование данного ресурса ведет к положительным результатам.

Формирование универсальных учебных действий не ограничивается только уроками. Для достижения наибольшего эффекта необходима взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности. Одним из способов, на мой взгляд, является создание школьной газеты, как учебного проекта по русскому языку и литературе, либо как курса занятий по «журналистике».

При использовании технических средств наблюдается улучшение коммуникативных универсальных действий. Учащиеся развивают умение слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, взаимодействуют сo сверстниками и взрослыми. Каждый ребенок может выполнять полностью автономно свою часть oбщей работы, а затем все это сводится в единый результат, зависящий от качества выполненной каждым работы. Из этого следует, что ТСО становятся основным средством сочетания коллективной, фронтальной, групповой и индивидуальной рабoты как на уроке, так и во внеурочной деятельности.