Тема: эффективность условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках обучения грамоте.
В ФГОС НОО чётко сформулировано, каким должно быть образование на начальном этапе обучения. Целью образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) была разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Выготского, Гальперина, Леонтьева, Эльконина. Однако, несмотря на множество научных исследований, многие учителя начальной школы с трудом переходят к ориентации на новые цели начального образования. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками.
В связи с этим новое звучание получает проблема активизации познавательной деятельности и формирования мыслительной самостоятельности школьников, а точнее проблема формирования познавательных универсальных учебных действий. Под познавательными УУД понимается система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Всё вышесказанное свидетельствует об актуальности данного вопроса, что позволило сформулировать тему исследования «Развитие познавательных универсальных учебных действий в период обучения грамоте и литературного чтения».
Цель исследования: выявить и экспериментально доказать эффективность условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках обучения грамоте.
Объект исследования: деятельность учеников на уроках обучения грамоте и литературного чтения.
Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий первоклассников на уроках обучения чтению.
Гипотеза: познавательные универсальные учебные действия успешнее формируются при внедрении в практику современной начальной школы комплекса педагогических условий и систематической работе по данной проблеме.
Для достижения цели исследования необходимо было решить комплекс задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность и структуру познавательных универсальных учебных действий, дать теоретическое обоснование необходимости формирования познавательных УУД на уроках обучения грамоте и литературного чтения.
3. Изучить методы и формы проведения уроков обучения грамоте и литературного чтения, способствующие формированию познавательных УУД.
4. Выявить влияние разработанной системы упражнений на формирование познавательных учебных действий первоклассников при обучении чтению.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение за учебным процессом, эксперимент); статистический метод обработки данных.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Логика работы построена таким образом: первая глава посвящена освещению теоретико-методологических основ формирования познавательных учебных действий на уроках обучения грамоте и литературного чтения. Это функции, состав и характеристика универсальных учебных действий, их сущностные характеристики, возможности уроков обучения грамоте и литературного чтения в начальной школе по развитию познавательных УУД.
Таким образом, проанализировав специальную педагогическую и методическую литературу, мы можем сделать следующие выводы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет такие виды универсальных учебных действий как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
2. Универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающий его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
3. В настоящее время одно из первостепенных значений приобретает проблема формирования и развития познавательных УУД, т.е. умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.
4. Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные и логические действия постановки и решения проблемы
5. Уроки обучения грамоте и литературного чтения обладают большими возможностями для эффективной организации работы по формированию и развитию как познавательных универсальных учебных действий находятся в прямой зависимости от организации учителем познавательной деятельности детей на уроке.
Для проверки гипотезы, выдвинутой в ВКР, было проведено опытно-экспериментальное исследование, целью которого было подтверждение гипотезы, изложенной в 1 главе.
Исследование строилось на основе изучения различных источников: опыта работы учителей, обобщения методических материалов, анализа анкетирования.
Проведенная работа позволяла устанавливать эффективность такой методики обучения, в которой основным звеном была работа по формированию познавательных УУД у первоклассников.
Исследование проводилось на базе 1 класса МБОУ Масловская ООШ Зарайского района Московской области, учитель: Салаева Любовь Сергеевна.
Исследование проводилось в три этапа: констатирующем, формирующем и контрольном.
На констатирующем этапе показатели сформированности познавательных универсальных учебных действий определялись с помощью использования специальных методик.
1. «Тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения» Л.А. Ясюковой». Цель: изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.
Методика 2. Задание «Отсутствующая буква» Цель: выявление умения выделять и сравнивать стратегии решения логической задачи.
Результаты мы представили в таблицах и диаграммах.
Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся на среднем и низком уровне.
Целью формирующего этапа стало формирование познавательных УУД у учащихся 1 класса на уроках литературного чтения, поэтому на каждом уроке организовывалось стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы.
Каждый урок начинали с повторения. Ученики отвечали, анализируя объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных) и синтезируя, т.е. самостоятельно достраивания с восполнением недостающих компонентов; классифицируя объекты; подведение под понятие, выведение следствий и.т.д.
В процессе знакомства с новым материалом мы подводили детей под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Тем самым формируя у них логические УУД.
В конце урока проходило оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей. Процесс оценивания учащимся очень нравился, они старались объективно оценить себя и своих товарищей. Во время подведения итогов урока дети оценивали свою работу, используя смайлики двух цветов: интересно было на уроке или нет. А так же кружочки трех цветов Несколько учащихся не соглашались с оценкой их работы на уроке, высказывали свое мнение.При этом происходило формирование логических УУД.
Формирование познавательных УУД не у всех детей происходило одинаково. Некоторые учащиеся не стремились получить знания, на уроке работали без особого интереса. Поэтому часто на уроках нами применялась дидактическая игра, являющаяся сильнейшим фактором для активизации познавательной деятельности.
1. Речевые разминки – «Спросите друг у друга», «Минутка Почемучки!», формулировка вопросов к рисунку и др.
2. Логические задачи - отгадывание загадок решение проблемных вопросов, вопросов-тестов и др.
3. Творческие задания - рассказ-этюд, рассказ - сочинение, рассказ-диалог и др.
4. Игры - соревнования (конкурсы сказок, загадок «Кто верней и быстрей?», «Не зевать!» и др.); игры-предположения («Что произойдет если…»); сюжетно-ролевые игры
5. Создание проблемных ситуаций.
В ходе обучения литературному чтению учащимся требуется овладеть различными видами и типами чтения. На разных уроках литературного чтения использовались виды чтения, способствующие формированию познавательных УУД: ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение, поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта и др.
Таким образом, в ходе каждого урока применялся комплекс методов и приёмов обучения, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий. В результате этой работы у учащихся повысился интерес к познавательной деятельности; постепенно увеличился объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усилилось стремление к творчеству, дети ждали новых интересных заданий, даже сами проявляли инициативу в их поиске.
Для выявления динамики сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся на контрольном этапе нами использовались те же методики, что и на констатирующем этапе.
Таким образом, уровни умения различать предметную и речевую действительность и развития умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи у ряда учащихся класса стали выше..
Полученные результаты мы представили в диаграммах.
Вывод: полученные данные свидетельствуют о положительной динамике формирования познавательных УУД у учащихся данного класса.
Итоги исследования свидетельствуют :
1. Работа по формированию познавательных универсальных учебных действий проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
2. Результатом формирования познавательных учебных действий младших школьников выступает их готовность к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, сознательному и активному присвоению нового социального опыта; способность учеников к полноценной самореализации и эффективному осуществлению различного рода деятельности; стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
3. Полученные результаты подтвердили наше предположение, что внедрение в практику современной начальной школы комплекса педагогических условий и систематическая работа по данной проблеме будут способствовать повышению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся начальных классов.
Спасибо за внимание!
5