ГБОУ ЛНР «РОСКОШНЯНСКИЙ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ –
ДЕТСКИЙ САД ЛУТУГИНСКОГО РАЙОНА»
Эффективность внедрения элементов ИКТ в образовательный процесс для организации познавательной деятельности учащихся в рамках СДП и социализации образования
Подготовила: учитель информатики
Литовка Виктория Викторовна
2019 г
Литовка В.В.
Главная цель современного образования-
достижение учащимися уровня, достаточного для обеспечения его самореализации и гарантирующего прогресс в развитии современного общества.
Одна из задач современной школы -
научить детей правильно ориентироваться в огромном количестве разнообразной информации, грамотно осуществлять отбор и классификацию информации, работать с различными информационными источниками, а также владеть информационно-коммуникационными технологиями, помогающими образованию и самообразованию.
Использование ИКТ
- изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе;
- ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования;
- широкое применение ИКТ создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь (Life Long Learning – LLL-парадигма), обеспечивающему постоянную адаптацию к условиям развития информационного общества и экономики, основанной на знании.
Что такое ИКТ ?
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.
Что такое средства ИКТ?
Под средствами информационных и коммуникационных технологий ( ИКТ ) будем понимать аппаратные и программные средства , предназначенные для реализации информационных процессов на основе использования вычислительной техники и сетевых технологий.
- Аппаратные средства: ПК, мультипроектор, колонки, принтер, сканер, планшет и др.
- Программные средства: офисный пакет приложений MS Office, электронные учебники, обучающие программы, ЦОР, ЭОР и др.
Значимость технологии
- Развитие ИКТ открывает большие горизонты для школьников. Они могут размышлять, включаться в образовательный процесс, позитивно отражаться на формировании познавательного интереса к предмету. Включение подобных технологий в образование позволяет повышать эффективность проведения учебного занятия, освобождать педагога от рутинной деятельности.
- ИКТ увеличивают привлекательность подачи сложного материала. Учитель осуществляет дифференциацию заданий, пользуется разнообразными формами обратной связи.
«Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется большего…..»
Актуальность
- В настоящее время ИКТ - это требование времени. Сложно представить себе качественный современный урок без компьютерных презентаций. Преподаватель получает шанс вносить позитивные изменения в запланированную схему занятия.
- ИКТ - это способ повышения мотивации образовательного процесса, возможность развития творческой личности и школьников, и педагога. Эта педагогическая технология способствует реализации главных человеческих потребностей: образования, общения, самореализации .
- В наши дни ИКТ – это необходимость, которая диктуется современным уровнем развития общества.
Функции
Благодаря ИКТ на уроках можно:
- повышать содержательность учебной деятельности школьников;
- увеличивать привлекательность образовательного процесса для современных учеников;
- использовать зрительные образы для придания урокам максимальной эффективности;
- стимулировать желание учиться;
- внести в учебное занятие динамичность, наглядность.
Направления
В настоящее время выделяют несколько направлений применения ИКТ в рамках учебного занятия:
- в виде наглядного иллюстративного материала (визуальная информация);
- для контроля ЗУН учащихся;
- в качестве тренажера.
Распределение по этапам
ИКТ можно использовать на всех этапах современного урока:
- в процессе объяснения нового материала;
- при закреплении полученных ЗУН;
- для проведения физминуток;
- во время контроля и повторения.
Использование информационных ресурсов дает учителям возможность демонстрировать школьникам уникальные материалы при организации уроков окружающего мира, географии, биологии. Вместе со своими воспитанниками педагоги получают шанс на проведение увлекательных путешествий по музеям и художественным галереям. Не покидая пределы своего классного кабинета, школьники знакомятся с творчеством и биографией отечественных и зарубежных писателей.
"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". Древняя мудрость
Мультимедиа-ресурсы как основа ИКТ
Электронные
оnline,
учебники
Интернет-
ресурсы
Презентации
Интерактивные
программы и
тренажёры
Программы
Аудио, видео-
вычисления и
анимация
моделирования
Виртуальные стенды
MS-Office и
др. приложения
Интернет-ресурсы
Конструкторы,
редакторы
Электронные таблицы и плакаты
Использование готовых электронных пособий
- Физика. Механика. (Опорные конспекты. Алгоритмы решения задач.)
- Физика-10 и Физика-11(интерактивное приложение к учебнику) и т.д.
- Живая физика
- Открытая физика (образовательная коллекция)
- Физика 7-11класс
- Физика 9-11 класс (экспресс-подготовка к экзамену)
Электронные учебники и приложения
Подготовка к лабораторной работе
Виртуальные лабораторные работы
Проведение виртуальной работы
Использование ЦОР
Проведение урока ПРОДОЛЬНЫЕ И ПОПЕРЕЧНЫЕ ВОЛНЫ
Поперечная волна
Продольная волна
Наложение продольной и поперечной волн
движение молекул в волне на поверхности жидкости
Демонстрация дисперсии света
Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете.
Использование ИКТ на уроках физики позволяют повышать интерес к изучению предмета, расширяет возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышает интерес к обучению.
Флеш - анимации
Видеоролики
Презентации к урокам
Мультимедиа-презентации - сценарии уроков
- Мультимедиа - сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point , входящей в состав пакета программ Microsoft Office .
- Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации.
- При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.
Достоинства компьютерных презентаций
- Все важные этапы урока зафиксированы на слайдах заранее, поэтому учителю не приходится отнимать от урока время для записей на доске.
- Постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока.
- Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе.
- В течение урока учащиеся переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает учащимся впоследствии показать хорошие результаты при контроле знаний.
Интерактивные плакаты
Контроль и диагностика
Тест по теме: Давление жидкости
- 1) Изменится ли давление жидкости на дно сосуда, если в сосуд погрузили деревянный брусок.
А) увеличится, Б) не изменится, В) уменьшится.
- 2) В каком сосуде давление воды на дно больше?
А) в первом, Б) во втором, В) одинаково.
- 3) Пластинки расположены в сосуде с водой. На какую пластинку давление жидкости больше.
А) на 1, Б) на 2, В) на 3.
- 4) В сосудах изображённых на рис. находятся жидкости. В 1 сосуде вода, во 2 керосин. Одинаково ли давление на дно?
А) В 1 больше, Б) во 2 больше, В) одинаково.
- 5) Запишите формулу давления жидкости.
1) Изменится ли давление жидкости на дно сосуда, если в сосуд погрузили деревянный брусок.
А) увеличится , Б) не изменится, В) уменьшится
.
- 2) В каком сосуде давление воды на дно больше?
А) в первом, Б) во втором, В) одинаково .
- 3) Пластинки расположены в сосуде с водой. На какую пластинку давление жидкости больше.
А) на 1, Б) на 2, В) на 3.
- 4) В сосудах изображённых на рис. находятся жидкости. В 1 сосуде вода, во 2 керосин. Одинаково ли давление на дно?
А) В 1 больше , Б) во 2 больше, В) одинаково.
ЭОР нового поколения при объяснении новой темы
Проверка выполнения закона
Негативные последствия воздействия средств ИКТ
- Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса и предлагает им суррогат общения в виде «диалога с компьютером».
- Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.
Способы преодоления негативных последствий:
- Применение групповых форм работы на уроке.
- Использовать виртуальные опыты, анимации и лабораторные работы как образцы для выполнения реальных.
Вывод:
Приход ИКТ на смену традиционной методике, безусловно, способствует усилению эффективности учебного процесса. Технология привносит качественные изменения в педагогический процесс, способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективно организовать процесс обучения, повышает интерес учащихся к предмету, активизирует познавательную деятельность учащихся.
ИКТ, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
«Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать» Коко Шанель
«Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду…. Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы»
В.А . Сухомлинский
Спасибо за внимание !