СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные формы и методы работы по восполнению пробелов в знаниях учащихся на уроках русского языка.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эффективные формы и методы работы по восполнению пробелов в знаниях учащихся на уроках русского языка.»

Эффективные формы и методы работы по восполнению пробелов в знаниях учащихся.

Ведель О.А., учитель русского языка и литературы.


Профилактика пробелов в знаниях учеников - самая актуальная задача для учителей. Ведь в наших школах учащиеся неодинаковы по своему развитию и уровню подготовки, а прошлогодняя ситуация дистанционного обучения не давала возможность школьникам принимать работу в образовательном процессе в полном объеме. Причины разные. Ученики теряют интерес к предмету и становятся пассивными слушателями из-за скопившихся пробелов. В связи с этим необходимо добиться максимальной эффективности в работе по устранению пробелов в знаниях учащихся.

В этом учебном году я начала работу по следующему алгоритму:

Алгоритм работы по устранению пробелов в знаниях учеников:

  1. Проведение входного тестирования (выявление пробелов в начале первой четверти).

  2. Редактирование календарно-тематического планирования (резерв достаточного количества часов на уроки закрепления).

  3. Дифференцированное обучение (от простого к сложному).

  4. Работа с тетрадью «обратной связи» (контроль за деятельностью учеников, своевременная фиксация пробелов).

  5. Выбор наиболее эффективных методов и приемов обучения с учетом уровня каждого ученика.

  6. Подготовка дидактического и раздаточного материала, опорных и тренировочных таблиц, необходимых для организации работы по профилактике и устранению пробелов в знаниях.

  7. Работа с таблицами текущего учета пробелов по теме, разделу.

  8. Самоанализ деятельности, оценивание эффективности проделанной работы.

Большое количество дополнительных занятий в школе - непродуктивно, не выход из положения, так как дети, имеющие пробелы по одному предмету, могут иметь и по другим предметам. И каждый педагог стремится заниматься дополнительно по своему предмету. Это, в конечном итоге, ведет к переутомлению, перегруженности учащихся. Поэтому необходимо редактирование календарно-тематического планирования таким образом, чтобы у учащихся было достаточно времени для закрепления темы.

На уроках изучения нового материала после объяснения необходимы:

- проведение коллективного разбора и анализа 2-3 примеров обязательного уровня;

- самостоятельная работа с целью проверки первичного усвоения знаний и оценки эффективности используемых методов на уроке;

- проверка работы;

- фиксация результатов в индивидуальных картах пробелов в знаниях.

На основании полученных результатов определяется содержание уроков закрепления, отработки и корректировки знаний. Не отработав простого, нельзя переходить к сложному. Для облегчения восприятия, запоминания необходимо проведение анализа и сравнения.

На уроках закрепления целесообразна дифференцированная отработка темы, использование разных способов организации учебной деятельности.

В работу должен быть вовлечен каждый ученик в соответствии с его уровнем и индивидуальными пробелами в знаниях.

Тетради обратной связи (тетради для дополнительных работ по русскому языку) очень актуальны на уроках закрепления. Ученики выполняют задания в соответствии с имеющимися пробелами. Для создания ситуации успеха ученики должны быть предупреждены, что при выполнении заданий, составленных по их ошибкам, оценки не выставляются, что неправильное решение не повлияет на оценивание. Такой вид работы очень удобен тем, что дает возможность подобрать именно то задание, которое необходимо конкретному ученику, дает возможность проанализировать характер ошибки, сравнить прежние ошибки ученика при выполнении заданий по определенной теме с теми, которые он допускает в настоящее время, оценить эффективность проводимой работы.

В работе над устранением пробелов в знаниях рекомендовано использование тематических рабочих тетрадей для восстановления опорных знаний по разным темам. К большой радости, в этом году смогла приобрести их, хоть и в электронном варианте.

На своих уроках русского языка, по-моему мнению, немаловажную роль имеет применение карточек для коррекции знаний, перфокарт, опорных схем, тренажеров по определенным темам, заданий «найди ошибку», письмо другу, блиц-опросов, взаимопроверок и самопроверок работ.

Большая роль в работе над пробелами должна отводиться урокам-консультациям. В начале урока предлагаю учащимся выполнить самостоятельную работу в течение 5 минут. По мере выполнения, задания проверяются учителем, и учащимся дается консультация по затруднениям.

При такой организации учебной работы на уроке повышается качество знаний учащихся, растет интерес к предмету, снижается уровень тревожности.

При планировании уроков по восполнению «пробелов» в знании учащихся я подразделяю работу на этапы:

- выявление ошибок;

- фиксирование ошибок;

- анализ допущенных ошибок;

- планирование работы по устранению пробелов;

- устранение пробелов в знаниях;

- меры профилактики.

I этап. Выявление ошибок

Осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, само- и взаимоконтроля.

Письменные работы провожу регулярно. Строго слежу за самостоятельностью выполнения.

Устная проверка на уроках направлена на выявление типичных ошибок конкретной темы и общеучебных умений и навыков. Она эффективна, если направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяю вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной проверки зависит от подбора вопросов и последовательности их постановки.

II этап. Фиксирование ошибок

Фиксирование ошибок происходит параллельно их выявлению, но далеко не каждый ученик способен усвоить материал и выработать прочные умения и навыки даже после классической цепочки: учитель показал — ученик сам сделал — учитель указал на ошибки — ученик выполнил работу над ошибками. Приступая к изучению новой темы, школьник часто забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного, продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных» тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов в обучении.

III этап. Анализ допущенных ошибок

Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником — в зависимости от рода деятельности. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

Установить характер ошибки – это ещё только начало работы, конечная же цель – такие ошибки изжить, избавиться от них.

              Форм работы по ликвидации «запущенности» в грамотности учащихся много, но в основе моей – это следующие:

  • комментированное письмо:

ученик должен не просто писать, а писать, постоянно рассуждая, причём рассуждая строго определённым образом. Например: чита..т – глагол с безударным личным окончанием, значит, ставлю глагол в неопределённую форму: читать, оканчивается на –ать, в исключениях нет – 1 спряжение – пишу Е.

решение орфографических задач по алгоритму (особенно эффективный способ работы для слабых учеников).

         Рассмотрим на примере правописания безударных падежных окончаний существительных.

                 На ветк..  сирен.. сидел воробей.

На ветк…                                                      сирен…

1) ветка (ж.р., 1 скл.)                                   1) сирень (ж.р, 3 скл.) – только И

2) на земле (П.п.)                                          

      Алгоритм «Правописание безударных падежных окончаний существительных: Е или И ?»:

1) Ставлю слово в начальную форму (Кто? Что?) Определяю склонение:

              1 скл.                                  2 скл.               3 скл.                       –ия, -ие, -ий

          И или   Е                                только Е                только И                  только И

2) проверяю словом с ударным окончанием  «земля» (по принципу единообразного написания

морфем).

      Навыки работы по алгоритму доводятся  до автоматизма.

          Главное достоинство занятий комментирования, в т.ч. и по алгоритму,  в том, что они позволяют формировать весь комплекс умений, развивают орфографическую зоркость, учат выбирать нужное правило и применять его.

IV этап. Устранение пробелов в знаниях.

В первую очередь, это анализ выполненных заданий в классе, работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки). Провожу такие формы заданий как: «Найти и объясни ошибку» (свою, допущенную одноклассником, запланированную учителем), «Проверь ответ и пойми ошибку», «Оцени свой ответ».

V этап. Меры профилактики.

Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки — тоже своего рода недуг. Как же свести их к минимуму? Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно сформулированными, хорошо читаемыми.

Активная устная отработка основных знаний, регулярный разбор типичных ошибок.

При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе, также выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.

Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.

Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.

Не всегда поставленные цели дают результат, но, по крайней мере, такая работа дисциплинирует учащегося.

Спасибо за внимание!