Эффективные методы и приемы организации совместной работы учителя-логопеда с семьей обучающихся с ОВЗ.
В.Ю. Будилова
МОАУ «Лицей №7», город Оренбург
Цель: взаимодействие учителя-логопеда и родителей, и создание благоприятных условий, способствующих повышению эффективности коррекционной работы с детьми ОВЗ.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
Оказать родителям консультационную и практическую помощь.
Повысить родительскую компетенцию по вопросам расстройства речи у детей с ОВЗ.
3.Развить у детей и родителей необходимый навык сотрудничества.
4.Обеспечить комфортное ощущение ребенка в процессе коррекционной работы, окружить его душевным теплом, заботой и лаской.
Для успешной коррекционной работы с детьми учитель-логопед и семья ребенка должны действовать согласованно. Единство семьи и учителя-логопеда дает возможность плодотворно осуществлять коррекционные мероприятия. Другими словами, долг родителей – быть помощниками учителя-логопеда. Для установления правильных взаимоотношений между учителем-логопедом и родителями необходимо личное общение родителей с ним и взаимное осведомление друг друга об успехах и неудачах как на коррекционных занятиях, так и в семье. Опыт показывает, что дети с наилучшими результатами, как правило, те, которым активно помогают родители.
Родители должны получить консультацию по вопросам обучения детей с ОВЗ, искоренения неправильного отношения к дефекту и со стороны родителей, и со стороны самого ребенка, предупреждения возникновения вторичных дефектов, способствующих формированию негативных качеств личности и приводящих нередко к трудностям социальной адаптации.
У некоторых родителей нередко создается впечатление, что речевые недостатки ребенка со временем исчезнут сами собой без специального вмешательства. С первых встреч с родителями учитель-логопед должен подчеркивать, что коррекционная работа требует систематических, продолжающихся в течение длительного периода времени занятий и что успех коррекционной работы во многом зависит от родителей. Тесный контакт учителя-логопеда с семьей обеспечивает наибольший успех в своевременном устранении речевых дефектов и нарушений у детей с ОВЗ.
Коррекционно-педагогический процесс работы с семьей включает три блока:
– просветительский,
– консультативный,
– собственно коррекционная работа.
Просветительский блок заключается в предварительном ознакомлении родителей с целями, задачами и методами коррекционной работы.
Консультативный блок включает в себя тематические консультации и беседы с родителями, в ходе которых обсуждаются нарушения, выявленные у их ребёнка, способы устранения.
Результатом коррекционно-педагогической работы должно стать знание и понимание ребенка родителями, владение несложными методами коррекции.
Пример взаимодействия с семьей обучающихся с ОВЗ.
Проведя просветительскую работу, индивидуальные с каждой семьей консультации, можно подключить метод творческой направленности и подключить несколько семей детей с ОВЗ со схожими нарушениями. Также подключить воспитательную направленность в данный метод.
Приоритетным видом деятельности в системе является коллективная творческая деятельность. Совместно с этим, с каждой семьей вести на протяжении года индивидуальную коррекционную работу совместно с логопедом, родителями и ребенком.
Взаимодействие с семьей обучающихся с ОВЗ рассчитан на 1 год.
Сентябрь-октябрь. Цель: формирование дружной, сплоченной атмосферы внутри семей, включение коррекционной работы. Установление доброжелательных отношений.
Ноябрь-декабрь. Цель: формирование умения работать в небольших группах, высказывать своё мнение, слышать мнения других детей и принимать решение, выполнять коррекционные задания совместно с родителями.
Январь-февраль. Цель: формирование умения организовывать групповые творческие дела, планировать предстоящую работу, анализировать её итоги.
Март, апрель, май. Цель: развитие индивидуальных творческих способностей детей через организацию работы в группах, с семьей совместно с логопедом, включение проектной деятельности.
Механизм реализации.
Название отряда «Радуга» отображается в цветовой гамме. (К примеру 3 семьи детей с ОВЗ, их отряд называется «Радуга»)
Девиз: “ Мы как радуги цвета, неразлучны никогда!”
Символики и атрибутики: оформление плаката совместно с родителями.
Символы и атрибуты: флаг, эмблемы (эскизы разрабатываются учащимися)
Законы отряда:
Закон “ноль-ноль” (закон точности).
Закон рука об руку (все делать вместе, сообща).
Закон доброго отношения.
Закон земли (охрана природы)
Закон свободы слова.
Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.
Закон здорового образа жизни.
Права радужат:
Право уважения личности.
Право на информацию
Право безопасности жизни.
Право свободного общения
Право творческого созидания.
Право на инициативу и свободы выбора деятельности.
Право на ошибку.
Самоуправление. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в чередовании между детьми и родителями показа выполнения коррекционных заданий. Например: показа артикуляционной гимнастики сначала логопед показывает детям и родителям артикуляционную гимнастику, потом дети родителями, после родители детям. Создаются группы между детьми и родителями, каждая из которой осуществляет свою работу в рамках одного из представленных направлений (общение является неотъемлемой частью каждого из представленных направлений). Группы мобильны и лидерство в группе меняется через 4 недели (1 месяц). Этот период времени позволяет детям адаптироваться в группе, научиться сотрудничать с другими детьми, каждому попробовать свои организаторские способности и по несколько раз в течение года, а также совместно реализовать намеченное дело. Группа родителей тоже ведет свою работу, и следят за обязанностями детей с ОВЗ.
Группа детей с ОВЗ имеет свои постоянные обязанности:
«Интеллект» - помощь в выполнении домашних заданий логопеда, обновление информации в рубриках «Это интересно», «Подумай» на тему: «Говорим правильно».
«Здоровье» - следит за соблюдением гигиены, проводит физкультминутки, зарядку, артикуляционные и дыхательные упражнения.
«Нравственность» - осуществляет контроль за соблюдением порядка в группе, разрешает создавшиеся конфликтные ситуации.
«Природа» - группа детей ухаживает за цветами, которые они вместе сажают, оформление рубрики «В мире природы», ведут «Календарь природы».
«Мастерство» - следит за сохранностью мебели, обновляет выставку поделок «Своими руками».
«Досуг» - организует подвижную игру в перерыве между логопедическим занятием совместно с родителями, оформление речевого уголка.
Кроме постоянных обязанностей каждая группа с помощью логопеда готовит и реализует мероприятия по плану. Раз в месяц происходит движение по ступенькам радуги, в результате чего каждый ребенок в течение года сможет реализовать свои способности в каждой из предложенных областей и поработать в группе с каждым из детей. Учитываю в своей работе итоги деятельности детей (это выражается в цветовой гамме). Дети могут подключать родителей и учителя-логопеда.
Символы:
1. Коллективный Красный цвет — групповые мероприятия
2. Особый Оранжевый цвет — такие мероприятия, которые не похожи на все другие.
3. Житейский Жёлтый цвет - такие мероприятия, в результате которых
приобретается новый багаж знаний и умений.
4. Задорный Зелёный цвет — смешные конкурсы, веселые мероприятия
5. Главный Голубой цвет - мероприятия патриотического направления
6. Спортивный Синий цвет - спортивные соревнования
7. Фантазийный Фиолетовый цвет — мероприятия, развивающие фантазию детей.
Своё настроение после логопедического занятия дети отмечают в уголке радужат.
Красный цвет – классное занятие!
Оранжевый – очень хорошее занятие!
Зелёный – обычное занятие.
Синий – скучное занятие.
Мне хорошо известно, что гораздо проще вести логопедическую работу с детьми с ОВЗ если вносить творческие задания, делать тематику занятия, подключать развитие со всех сторон ребенка, не только логопедическое направление. Если будут поставлены не только цель, задачи, принципы и основные направления, формы и способы построения жизнедеятельности в группе, но и правильно будут определены этапы этого процесса, то эффективность занятия будет выше.
Итогом каждого полугодия является тематическая выставка с представлением результата совместной деятельности, ведь наиболее важным в образовательном процессе является: для детей – оценка родителями результатов их деятельности, а для родителей – возможность видеть новые достижения своих детей. В коррекционной работе проводятся к примеру такие выставки: «Буквы сказочного леса», «В море, в океане», «Путешествие в Африку», «К нам приехал цирк», «Птичья гостиница», «Детский сад для лисят», «Собрание воронов», «Магазин одежды», «В порту», «Аэродром», «В честь праздника 23 февраля» и так далее. Дети и родители будут с удовольствием посещать выставки, обсуждать весь процесс по работе .
В начале учебного года и в первый год после посещения детьми занятий родителей приходится убеждать в том, что их помощь в коррекционной работе необходима. Но со временем, после проведенной работы учителем-логопедом по взаимодействию с родителями и их вовлечению в процесс, родители сами начинают идти к логопеду с сомнениями и вопросами, проявляют активность и заинтересованность.