СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные методы и приемы по формированию естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление опыта работы по теме "Эффективные методы и приемы по формированию естественно-научной грамотности обучающихся на уроках биологии". В презентации представлен учебно-методический матреиал для работы в 5-11 классах на уроках биологии. Учебный материал соотвествует УМК Пасечник В.В., Суматохин С.В.

Просмотр содержимого документа
«Эффективные методы и приемы по формированию естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках биологии»

Региональная открытая научно- практическая конференция  «Эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся: от теории к практике» Эффективные методы и приемы по формированию естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках биологии Синяпкина Ольга Алексеевна, учитель биологии, МОУ «Средняя школа № 46 имени гвардии генерал-майора В.А. Глазкова Советского района Волгограда»

Региональная открытая научно- практическая конференция

«Эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся: от теории к практике»

Эффективные методы и приемы по формированию естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках биологии

Синяпкина Ольга Алексеевна, учитель биологии,

МОУ «Средняя школа № 46 имени гвардии

генерал-майора В.А. Глазкова

Советского района Волгограда»

Функциональная грамотность способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление.

Функциональная грамотность

  • способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
  • В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление.
Естественнонаучная грамотность   «… это способность учащихся использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений»

Естественнонаучная грамотность

«… это способность учащихся использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений»

  Уровни  естественнонаучной грамотности   Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения. Использование естественно-научных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования. Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.

Уровни естественнонаучной грамотности

  • Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения.
  • Использование естественно-научных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования.
  • Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.
ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЕ АНАЛИЗ ПОНИМАНИЕ ЗНАНИЕ СИНТЕЗ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И НАВЫКИ КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ САМОРАЗВИТИЕ

ОЦЕНКА

ПРИМЕНЕНИЕ

АНАЛИЗ

ПОНИМАНИЕ

ЗНАНИЕ

СИНТЕЗ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

И НАВЫКИ

КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ

САМОРАЗВИТИЕ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 формирование понятийного  аппарата   1. Определите, истинно или ложно данное соответствие: Тип питания – воздушное (фотосинтез); орган – лист; ткань – основная; клетки – столбчатые; структуры – хлоропласты; вещества – минеральные. 2. Найдите в тексте ключевые слова: «Любой вегетативный побег состоит из осевой части – стебля, имеющей обычно цилиндрическую форму, и листьев, плоских боковых органов, сидящих на оси. Ни стебель без листьев, ни листья без стебля образоваться не могут. Обязательной принадлежностью побега являются почки – зачатки новых побегов». Интерактивные методы работы: Работа в парах «Ты - мне, я - тебе». «Микрофон», «Цепочка». «Кластер знаний». «Мозговой штурм».

формирование понятийного аппарата

1. Определите, истинно или ложно данное соответствие:

Тип питания – воздушное (фотосинтез); орган – лист; ткань – основная; клетки – столбчатые; структуры – хлоропласты; вещества – минеральные.

2. Найдите в тексте ключевые слова:

«Любой вегетативный побег состоит из осевой части – стебля, имеющей обычно цилиндрическую форму, и листьев, плоских боковых органов, сидящих на оси. Ни стебель без листьев, ни листья без стебля образоваться не могут. Обязательной принадлежностью побега являются почки – зачатки новых побегов».

Интерактивные методы работы:

  • Работа в парах «Ты - мне, я - тебе».
  • «Микрофон», «Цепочка».
  • «Кластер знаний».
  • «Мозговой штурм».
формирование понимания изучаемого материала   Интерактивные игры для формирования естественнонаучной грамотности: ГОЛОВОЛОМКИ И РЕБУСЫ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА СОЗДАНИЕ И РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА КРИПТОГРАММА  ДЕЛОВАЯ ИГРА  ИГРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ https:// planeta.ru/campaigns/149937/updates

формирование понимания изучаемого материала

Интерактивные игры для формирования естественнонаучной грамотности:

ГОЛОВОЛОМКИ И РЕБУСЫ

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

СОЗДАНИЕ И РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА

КРИПТОГРАММА

ДЕЛОВАЯ ИГРА

ИГРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

https:// planeta.ru/campaigns/149937/updates

формирование умений и навыков   МЕТОД ПРОЕКТОВ В начале изучения раздела учащимся представляются темы проектов. Формируются творческие проектные группы. Формулируются критерии проектной деятельности. Представление творческого проекта.

формирование умений и навыков

МЕТОД ПРОЕКТОВ

  • В начале изучения раздела учащимся представляются темы проектов.
  • Формируются творческие проектные группы.
  • Формулируются критерии проектной деятельности.
  • Представление творческого проекта.
Темы реализованных проектов Класс Тема проекта 5 класс Результат проекта Возможна ли жизнь без бактерий? 5 класс Что лежит в моём лукошке? Рисунки «Полезные и другие бактерии» 6 класс 7 класс Памятка грибнику Как устроена живая природа? Лесная аптека Кластеры по уровням организации живых систем 8 класс Видеоальбом лекарственных растений и их классификация Многообразие животных 9 класс Как пища становится источником жизни? Презентации систематических групп животных 9 класс 10 класс Модель процессов пищеварения в органах пищеварительного канала Как питаться, чтобы долго жить? Клетка – биологическая система? Памятка с правилами рационального питания Электронный ресурс по теме «Клетка»

Темы реализованных проектов

Класс

Тема проекта

5 класс

Результат проекта

Возможна ли жизнь без бактерий?

5 класс

Что лежит в моём лукошке?

Рисунки «Полезные и другие бактерии»

6 класс

7 класс

Памятка грибнику

Как устроена живая природа?

Лесная аптека

Кластеры по уровням организации живых систем

8 класс

Видеоальбом лекарственных растений и их классификация

Многообразие животных

9 класс

Как пища становится источником жизни?

Презентации систематических групп животных

9 класс

10 класс

Модель процессов пищеварения в органах пищеварительного канала

Как питаться, чтобы долго жить?

Клетка – биологическая система?

Памятка с правилами рационального питания

Электронный ресурс по теме «Клетка»

развитие мировоззрения 1. Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответ обоснуйте. 2. Подумайте, как человек может использовать в своей практической деятельности знания о влиянии света, воды и температуры на живые организмы. 3. Объясните с научной точки зрения, почему нельзя употреблять в пищу старые грибы. Формы интерактивных занятий: дискуссии, дебаты, круглый стол, конференция.

развитие мировоззрения

1. Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответ обоснуйте.

2. Подумайте, как человек может использовать в своей практической деятельности знания о влиянии света, воды и температуры на живые организмы.

3. Объясните с научной точки зрения, почему нельзя употреблять в пищу старые грибы.

Формы интерактивных занятий:

дискуссии, дебаты, круглый стол, конференция.

МЕТОДЫ  ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ   Методические рекомендации соответствие целям и задачам обучения и развития школьников Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками соответствие дидактическим целям урока соответствие содержанию темы урока соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом

МЕТОДЫ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Методические рекомендации

  • соответствие целям и задачам обучения и развития школьников

Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками

  • соответствие дидактическим целям урока
  • соответствие содержанию темы урока
  • соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ  ОБУЧЕНИЯ   Методические рекомендации При изложении материала используйте опорные точки содержания, структурные схемы. На разных этапах урока проводите разнообразную деятельность, делайте её интерактивной. Привлекайте занимательный материал из научно-популярных источников, примеры из жизни, наглядность. Необходимо знакомить обучающихся с современными, проблемами биологии, экологии, психологии, медицины. Принимайте во внимание индивидуальные способности и интересы. Задействуйте дифференцированный подход при выборе заданий для учащихся. Постройте ситуацию успеха.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Методические рекомендации

  • При изложении материала используйте опорные точки содержания, структурные схемы.
  • На разных этапах урока проводите разнообразную деятельность, делайте её интерактивной.
  • Привлекайте занимательный материал из научно-популярных источников, примеры из жизни, наглядность.
  • Необходимо знакомить обучающихся с современными, проблемами биологии, экологии, психологии, медицины.
  • Принимайте во внимание индивидуальные способности и интересы. Задействуйте дифференцированный подход при выборе заданий для учащихся.
  • Постройте ситуацию успеха.
Продуктивной вам работы!!!

Продуктивной вам работы!!!