Региональная открытая научно- практическая конференция
«Эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся: от теории к практике»
Эффективные методы и приемы по формированию естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках биологии
Синяпкина Ольга Алексеевна, учитель биологии,
МОУ «Средняя школа № 46 имени гвардии
генерал-майора В.А. Глазкова
Советского района Волгограда»
Функциональная грамотность
- способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
- В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление.
Естественнонаучная грамотность
«… это способность учащихся использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений»
Уровни естественнонаучной грамотности
- Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения.
- Использование естественно-научных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования.
- Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.
ОЦЕНКА
ПРИМЕНЕНИЕ
АНАЛИЗ
ПОНИМАНИЕ
ЗНАНИЕ
СИНТЕЗ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
И НАВЫКИ
КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ
САМОРАЗВИТИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
формирование понятийного аппарата
1. Определите, истинно или ложно данное соответствие:
Тип питания – воздушное (фотосинтез); орган – лист; ткань – основная; клетки – столбчатые; структуры – хлоропласты; вещества – минеральные.
2. Найдите в тексте ключевые слова:
«Любой вегетативный побег состоит из осевой части – стебля, имеющей обычно цилиндрическую форму, и листьев, плоских боковых органов, сидящих на оси. Ни стебель без листьев, ни листья без стебля образоваться не могут. Обязательной принадлежностью побега являются почки – зачатки новых побегов».
Интерактивные методы работы:
- Работа в парах «Ты - мне, я - тебе».
- «Микрофон», «Цепочка».
- «Кластер знаний».
- «Мозговой штурм».
формирование понимания изучаемого материала
Интерактивные игры для формирования естественнонаучной грамотности:
ГОЛОВОЛОМКИ И РЕБУСЫ
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
СОЗДАНИЕ И РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА
КРИПТОГРАММА
ДЕЛОВАЯ ИГРА
ИГРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
https:// planeta.ru/campaigns/149937/updates
формирование умений и навыков
МЕТОД ПРОЕКТОВ
- В начале изучения раздела учащимся представляются темы проектов.
- Формируются творческие проектные группы.
- Формулируются критерии проектной деятельности.
- Представление творческого проекта.
Темы реализованных проектов
Класс
Тема проекта
5 класс
Результат проекта
Возможна ли жизнь без бактерий?
5 класс
Что лежит в моём лукошке?
Рисунки «Полезные и другие бактерии»
6 класс
7 класс
Памятка грибнику
Как устроена живая природа?
Лесная аптека
Кластеры по уровням организации живых систем
8 класс
Видеоальбом лекарственных растений и их классификация
Многообразие животных
9 класс
Как пища становится источником жизни?
Презентации систематических групп животных
9 класс
10 класс
Модель процессов пищеварения в органах пищеварительного канала
Как питаться, чтобы долго жить?
Клетка – биологическая система?
Памятка с правилами рационального питания
Электронный ресурс по теме «Клетка»
развитие мировоззрения
1. Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответ обоснуйте.
2. Подумайте, как человек может использовать в своей практической деятельности знания о влиянии света, воды и температуры на живые организмы.
3. Объясните с научной точки зрения, почему нельзя употреблять в пищу старые грибы.
Формы интерактивных занятий:
дискуссии, дебаты, круглый стол, конференция.
МЕТОДЫ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Методические рекомендации
- соответствие целям и задачам обучения и развития школьников
Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками
- соответствие дидактическим целям урока
- соответствие содержанию темы урока
- соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Методические рекомендации
- При изложении материала используйте опорные точки содержания, структурные схемы.
- На разных этапах урока проводите разнообразную деятельность, делайте её интерактивной.
- Привлекайте занимательный материал из научно-популярных источников, примеры из жизни, наглядность.
- Необходимо знакомить обучающихся с современными, проблемами биологии, экологии, психологии, медицины.
- Принимайте во внимание индивидуальные способности и интересы. Задействуйте дифференцированный подход при выборе заданий для учащихся.
- Постройте ситуацию успеха.
Продуктивной вам работы!!!