Эффективные модели и техники общения педагога с субъектами образовательного процесса
Краснова С. Г., кандидат психологических наук, доцент кафедры профессионального развития педагогических работников
Информационная часть
Изменившаяся ситуация в образовании требует пересмотра традиционного представления о позициях педагога с субъектами образовательного процесса. Согласно современным представлениям, эффективной моделью общения является совместная деятельность, сотрудничество педагога с детьми. Умение педагога наладить конструктивное сотрудничество с детьми и родителями создает обстановку свободного самовыражения, оптимизирует воспитательно-образовательный процесс.
Для эффективного общения с детьми педагогу необходимо владеть следующими компетенциями:
- интеллектуальная (знания о психологических, индивидуальных и возрастных особенностях детей);
- коммуникативная (навыки общения);
- социально-психологическая (навыки установления адекватных отношений педагога с детьми);
- конфликтная (способность к разрешению конфликтных ситуаций);
- аутопсихологическая (знания о своих психологических особенностях, анализ своих мыслей, поступков).
Какие же условия необходимы для организации эффективного взаимодействия педагога с детьми?
психический контакт (имеется в виду взаимная заинтересованность);
социальный контакт (систематическое осуществление учителем действий с целью вызвать соответствующую реакцию; получение единого конечного результата);
межличностные отношения (возникновение в процессе деятельности адекватных межличностных отношений, обмен эмоциями, регуляция эмоций).
Практическая часть
Далее предлагаются модели общения педагога с учащимися.
Наш привычный язык связан с «Ты-сообщениями». Например,: «Почему ты опять не выполнил домашнее задание», «Ты безответственный ученик». «Ты-сообщение» вызывает раздражение, конфликты. Ответственность при этом остается за тем, кто высказывается, а ученик может занять оборонительную позицию.
Что же представляет из себя «Я-сообщение». Оно более тактично, но представляет сложность для того, кто говорит. Это сообщение о том, что вы хотите, а не о том, что нужно делать ученику. В этом случае ответственность плавно переходит к ученику. При «Я-сообщении» учитель предоставляет возможность принять решение ученику самому, тем самым предотвращая повторение нежелательной ситуации.
Далее учителям предлагается перефразировать «Ты-сообщения» в «Я-сообщения».
Модели общения педагога с учениками
Ты-сообщения | Я-сообщения |
С тобой бесполезно что-то обсуждать, никогда ничего не слушаешь | |
Мне все равно, что тебя не было в школе, надо было позвонить и узнать задание | |
Где ты был так долго? Тебя все время надо ждать | |
Во время урока ты всегда занят не тем, чем надо | |
По твоим глазам вижу, что ты опять говоришь неправду | |
Если ты такой умный, выходи и рассказывай за меня | |
Почему из-за одного тебя должен весь класс страдать | |
Далее рассмотрим технику общения «активное слушание». Воспитателям предлагается ознакомится с целями и правилами «активного слушания» и отработать в специальных учреждениях. Предлагаются приемы «активного слушания»:
- слушать внимательно, обращая внимание не только на слова, но и на невербальные проявления другого (мимика, позы, жестикуляция);
- проверять, правильно ли ты поняты слова собеседника, используя, если нужно, приемы активного слушания;
- не давать советов;
- не давать оценок.
Далее предлагается сформулировать, ответы на вопрос: «Что для меня значит хорошо слушать и слышать?». На листочках каждый пишет ответ на вопрос.
Слушать – направлять слух на что-либо.
Слышать – различать, воспринимать слухом.
Суть активного слушания заключается в:
- развитии способности к рефлексии;
- облегчение решения проблем ребенка;
- повышении коммуникативных способностей.
Для отработки техники целесообразна работа в парах. Один из участников «говорящий», второй «слушающий». «Говорящий» в течение трех минут рассказывает о проблемах в общении на основе записей в таблице. Слушающий соблюдает правила хорошего слушания (с использованием данных приемов). Беседа в парах останавливается: «А сейчас скажите, что в поведении слушающего помогало и что затрудняло рассказ». Затем участники меняются местами.
В последнее время широкое распространение в понимании структуры общения получил так называемый трансактный анализ общения. Автор этого подхода Э. Берн утверждал, что человек может находиться в одном из трех состояний «Я», в состоянии «Ребенка», «Взрослого», «Родителя». «Ребенок» в общении руководствуется только желаниями и эмоциями. «Взрослый» – зрелая размышляющая часть личности. В этом состоянии учитель действует «как следует», с учетом обстоятельств и ситуаций. «Родитель» подчиняет свои действия традиционно сложившимся представлениям и действует «как надо».
Далее учителям предлагается тест для определения состояния «Я».
СОЧЕТАНИЕ СОСТОЯНИЙ «Я» В ПОВЕДЕНИИ
Мне порой не хватает выдержки в воспитании детей.
Если желания мешают мне, то я умеют их подавлять.
Родители, как более взрослые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
Меня провести нелегко.
Мне нравится быть учителем.
Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
Думаю, что хорошо разбираюсь в вопросах воспитания детей.
Каждый должен выполнять свой долг.
Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
Принимая решения, я стараюсь продумать его последствия.
Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
Я, как и многие люди, бываю обидчив.
Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
Я – увлекающийся человек.
Мой основной критерий оценки человека – объективность.
Мои взгляды непоколебимы.
Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.
Люди должны соблюдать все правила, независимо от обстоятельств.
Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам:
Состояние «Взрослый»: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.
Состояние «Ребенок»: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.
Состояние «Родитель»: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.
Характеристики:
Состояние «Взрослый». Вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны, не склонны к назиданиям и поучениям.
Состояние «Ребенок». Вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.
Состояние «Родитель». Для вас характерна категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности. При взаимодействии с другими людьми чаще говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.
Модели и техники эффективного общения с детьми содержатся в предыдущем материале «Социально-психологический тренинг как способ повышения коммуникативной компетентности педагога.
Литература:
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб,
1992.
Бредберри Т., Гривз Д. Эмоциональный интеллект. – М: ЛСТ, 2008.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – Просвещение, 2011.
5