Эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка
Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная личность – способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, а и за пределами школы. Как же следует организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся.
Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование компетенций, которые обучающиеся могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности. Уверенно можно сказать, что функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Как говорил советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук А.А. Леонтьев: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Формирование функциональной грамотности – одна из приоритетных задач не только ФГОС, но и стремительно развивающегося мира в целом.
Цель функциональной грамотности на уроках английского языка – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике, т.е. уметь свободно общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке.
Важно научить детей извлекать информацию из различных источников: СМИ, интернет, книги, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств и т.д. Это тот уровень грамотности, который даст человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Я уверена, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому могу смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
математическая грамотность;
финансовая грамотность;
естественнонаучная грамотность;
глобальные компетенции;
креативное мышление;
читательская грамотность.
Исходя из этого, можно обозначить следующую проблему: как организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения можно различными способами. Однако одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся. Применить функциональную грамотность в процессе обучения английского языка можно различными методами: игры, песни, лингвострановедческие фильмы и мультфильмы, упражнения на аудирование, говорение (развитие монологической и диалогической речи), письмо, чтение.
Проанализировав задания из учебника «Starlight», непосредственно с которым я работаю, можно найти много примеров упражнений, направленных на формирование всех видов функциональной грамотности на уроках английского языка. При формировании естественно-научной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации:
- Личностная - связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями.
- Местная/национальная - связанная с проблемами данной местности или страны.
- Глобальная - когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира.
Так в учебнике «Starlight» для 5 класса, обучающиеся вспоминают годы жизни и творчество великих русских писателей и поэтов.
Креативное мышление – это новый компонент функциональной грамотности. Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Таким образом, нам важно сделать акцент на «малой» ежедневной, бытовой креативности, а не на ярко выраженном таланте. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Креативное мышление свойственно каждому ребенку. Важно его не заглушить, а поддерживать и развивать.
Сформировать функциональную грамотность в процессе обучения английского языка можно различными способами. С моей точки зрения изучение иностранного языка, в первую очередь связано с изучения грамматики. Основные грамматические структуры вводятся в начальной школе. На этой ступени обучения я не углубляюсь в сущность грамматического явления, так как у детей данного возраста слабо развиты способности анализировать и обобщать. Важным для меня представляется, чтобы они поняли то или иное грамматическое явление и правильно употребляли его в речи. Считаю необходимым при объяснении грамматического материала использование наглядности. Начиная со 2-го класса, в начало урока я обязательно включаю фонетическую зарядку. Очень часто использую для фонетической зарядки стихотворение, песенку или рифмовку, содержащие изучаемую грамматическую структуру. Такая фонетическая зарядка способствует быстрому запоминанию стихотворения, а значит – и грамматических структур.
Решая проблему развития функционально грамотной личности на уроках английского языка, я ставлю перед собой следующие задачи:
- создание для учащихся условий для развития функциональной грамотной личности;
- решение ситуационных задач, что составляет важнейший ресурс для решения в последующем жизненных задач;
- определение этапов работы;
- разработка системы упражнений, направленных на овладение обучающимися грамматическим навыком.
Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, должна быть возможность оценивания результатов во времени. В итоге, ребенок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию.