Эффективные приемы формирования читательской компетентности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка
Автор опыта: Четвернина Н.И., учитель русского языка и литературы высшей категории |
Введение
В данной работе представлено описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы высшей категории МОУ «Центр образования» Четверниной Н.И., в котором раскрыты аспекты работы с текстом по повышению читательской компетентности обучающихся.
В статье описаны эффективные приемы работы с текстом на уроках русского языка при подготовке к ВПР для обучающихся среднего звена, определены пути развития коммуникативной компетентности обучающихся через технологию продуктивного чтения.
Анализ результатов ВПР по русскому языку в среднем звене выявил недостаточное умение школьников работать с текстом, правильно выражать свои мысли, интерпретировать текст. Эти же умения необходимы выпускникам на итоговой аттестации. Учителя, работающие в выпускных классах, знают, что больше всего ошибок дети делают из-за непонимания прочитанного текста, кроме того, не понимают формулировку задания.
Противоречие между снижением уровня речевой культуры школьников и развитием личности, отвечающей требованиям современного общества, помогает решить грамотно организованная работа с текстом на уроках русского языка. Такой опыт представлен в данной работе по теме «Эффективные приемы формирования читательской компетентности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка».
Педагогическая идея опыта заключается в определении путей использования работы с текстом на уроках русского языка как средства подготовки к ВПР.
Работа над опытом началась в 2016 году с обучающимися 5а класса. В настоящее время работа продолжается, но некоторые промежуточные результаты уже можно проследить.
Теоретическая база опыта
Введение ФГОС ООО стало фактором реализации нового подхода к процессу обучения. Этот процесс воспринимается как новый этап развития личности, где наряду с предметными результатами получают развитие универсальные учебные действия. Всероссийские проверочные работы позволяют проверить уровень сформированности УУД, их использование в учебной и внеучебной практике. Третья часть заданий ВПР в 5-7 классах связана с пониманием и интерпретацией текста: определение основной мысли, ответ на вопрос по содержанию текста, поиск ключевых слов и словосочетаний, составление плана, определение типа речи, подбор синонимов, создание речевого высказывания на заданную тему. Анализ данных по результатам ВПР показал, что наиболее трудными оказались задания, проверяющие познавательные умения находить в тексте необходимую информацию, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (коммуникативное умение).
Решать эти задачи помогает технология формирования типа правильной читательской деятельности, или технология продуктивного чтения. Данная технология разработана профессором Н.Н.Светловской и направлена на формирование всех УУД. В основе данной технологии лежат исследования по психологии читательской деятельности доктора педагогических наук Г.Г. Граник.
Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. [4,6]
Актуальность и перспективность опыта
Связующим звеном всех учебных предметов является текст. Умение работать с текстом как основным источником информации способствует развитию коммуникативных УУД. Но опыт работы и результаты ВПР показывают, что у современных школьников уровень владения всеми видами речевой деятельности заметно снизился. Следовательно, работа с текстом необходима обучающимся как средство развития коммуникативной компетенции. Эта работа позволит решить задачу успешного выполнения ВПР, а в дальнейшем, поможет справиться с итоговой аттестацией.
Новизна опыта
В настоящее время обучающиеся, с которыми началась работа по реализации педагогического опыта, учатся в 8 классе. С 5 класса они принимают участие в ВПР по русскому языку. В каждом классе к работе добавляются задания, проверяющие новые умения: 6 класс – коммуникативное умение осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в форме плана; 7 класс – нахождение в тексте ключевых слов и словосочетаний в подтверждение своего ответа на вопрос (познавательные УУД и предметные коммуникативные умения). Кроме того, появились задания, проверяющие коммуникативное умение: понимать уместность употребления стилистически окрашенных слов в собственной речи. Эти умения востребованы в жизненных ситуациях устного и письменного межличностного общения. Но на разных ступенях обучения данные умения формируются с различной степенью эффективности.
Новизна данного опыта состоит в создании ступенчатой системы использования эффективных приемов формирования читательской компетентности на уроках русского языка на основе технологии продуктивного чтения при подготовке к ВПР.
Адресность опыта
Данные материалы могут быть полезны учителям русского языка и литературы и учителям начальных классов, целенаправленно работающим над формированием читательской компетентности при подготовке к ВПР, а также всем педагогам, заинтересованным в развитии коммуникативных навыков обучающихся.
Описанные приемы работы с текстом будут эффективны и полезны для обучающихся 5-9 классов на уроках не только гуманитарного цикла, но и нам любых других, т.к. формируют все УУД.
Трудоёмкость опыта
Трудности при использовании педагогического опыта:
- работа по формированию читательской компетентности должна быть непрерывной, т.е. продолжаться во внеурочное время, что не всегда бывает возможно;
- много времени занимает этап подготовки наглядных пособий, презентаций, раздаточного материала;
- необходимость органично использовать интерактивные средства с вербальными.
Технология опыта
Научить ребенка не только грамотному чтению, но еще и чтению осмысленному – такова задача современного учителя. И здесь нам помогает технология продуктивного чтения. В отличие от традиционной системы обучения, данная технология предполагает организацию такой работы, при которой дети сами решают поставленные проблемы. Учитель выполняет роль наставника, наблюдателя.
Очень часто тексты научного или научно-популярного стиля вызывают нежелание с ними работать, т.к. такие тексты не всегда понятны детям. Именно тогда важно построить урок так, чтобы данная проблема превратилась в увлекательное и познавательное дело.
На различных этапах работы с текстом используются эффективные приемы продуктивного чтения.
Данная технология включает три этапа работы с текстом:
1 этап – этап предтекстовой деятельности;
2 этап – этап текстовой деятельности;
3 этап – этап посттекстовой (послетекстовой) деятельности.
На 1 этапе, когда мы только готовимся к чтению, очень эффективно использовать приемы, привлекающие внимание к тексту, вызывающие интерес. Эти приемы развивают коммуникативные умения, которые необходимы для успешного выполнения заданий ВПР в любом классе: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической формой речи.
Приемы:
«Говорящий заголовок» (О чем рассказывает название сказки М.М.Пришвина «Золотой луг»? )
«Ассоциативный куст» (При обсуждении темы «Доброта»: какие ассоциации вызывает у вас это слово?)
«Образ текста» (Из текста, с которым планируется работать, взяты слова. Нужно придумать свой рассказ по этим словам. В дальнейшем можно сопоставить рассказы.)
«Смотр вопросов» (Придумайте вопросы к тексту, прочитав только заголовок.)
«Верные и неверные утверждения» (Например, при изучении темы «Деепричастие» в 7 классе предлагаются утверждения, на которые необходимо ответить «да» или «нет» (Приложение 1) https://goo-gl.ru/5MAy
На 2 этапе работаем непосредственно с текстом с целью его понимания и интерпретации. Умения находить в тексте требуемую информацию (ключевые слова), а также осуществлять информационную переработку текста формируются на данном этапе, способствуют развитию читательской компетентности. Такие умения необходимы при выполнении заданий 10 (6 класс), 11 (7 класс), 12,13 (6 и 7 класс).
Приемы:
«Чтение по кругу» (Текст читается по абзацам. После каждого абзаца читающему перекрестно задают вопросы по содержанию прочитанного.)
«Читаем парой» (Текст предлагается прочитать самостоятельно, а затем обсудить в парах: один ученик в виде ключевой фразы передает содержание текста, другой ученик задает вопросы. Потом они меняются ролями.)
«Чтение с пометами» (Ученики читают текст и делают пометы на полях: «+» - это я знаю, «-» - это новая для меня информация, «?» - непонятно, надо спросить.)
«Двойной дневник» (Учащиеся делят тетрадь на две части. В процессе чтения должны в левой части записать фразы, эпизоды, которые чем-то запомнились; в правой – краткий комментарий: почему это запомнилось.)
«Вопросный план» (Ученик делит текст на абзацы-микротемы, озаглавливает их в виде вопроса.)
На 3 этапе работ с текстом необходимо углубить понимание, увидеть замысел автора, перейти к выполнению творческих заданий. Развиваются таких умений, как понимание целостного смысла текста, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых строится речевое высказывание, моделирование и преобразование информации. Данные типы заданий представлены в ВПР 6 и 7 классов (задание 14).
Приемы:
«Дырявое письмо» (Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала, т.е. может использоваться и на 2 этапе. Например, при изучении темы «Деепричастие» (7 класс) нужно заполнить пропуски в карточке (Приложение 2) https://goo-gl.ru/5MAB
«Тонкие и толстые вопросы» («Тонкие» вопросы – это прямые вопросы на знание текста (Кто является главным героем? Как зовут главного героя? Когда происходит действие рассказа? и пр.), а «толстые» – это проблемные вопросы (Дайте три объяснения поступку Герды. Что будет, если Герда не найдет Кая? Почему все герои помогают Герде? И пр.)
«Кубик Блума» (На кубике мы видим вопросы: «Почему?», «Предложи», «Назови», «Объясни», «Придумай», «Поделись». Какая грань выпадет, такой вопрос нужно придумать по данному тексту. (Приложение 3).
«Конкурс шпаргалок» (Предлагаем учащимся конкурс на лучшую шпаргалку по изучаемой теме, с помощью которой можно ответить учебный материал. Но есть ряд условий: творческое оформление, минимальное количество слов, изображение в виде схем, рисунков, символов.)
Рассмотренные в работе приемы с каждым классом помогают глубже и осмысленнее воспринимать текст, с которым работают школьники. Это способствует развитию читательской компетентности и является несомненным условием повышения общей речевой культуры обучающихся.
Результативность опыта
Благодаря эффективной работе с текстом с использованием элементов технологии продуктивного чтения удалось достигнуть следующих положительных результатов:
Данные институционального мониторинга банка данных ВПР с сайтов https://vpr.statgrad.org/ и https://lk-fisoko.obrnadzor.gov.ru/ показывают повышение качества выполнения всероссийской проверочной работы по русскому языку с 36% в 5 классе до 50% в 6 классе и 54% - в 7 классе, а также увеличение количества детей, успешно справившихся с заданиями, проверяющими коммуникативные умения (задания 9-14).
Наблюдается увеличение количества победителей и призеров в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Ученица Можайская Полина принимала участие в VI Международном детском литературном конкурсе «Сказка в новогоднюю ночь» и опубликовала своё стихотворение на сайте СМИ «Вектор успеха.рф – портал для детей и подростков» в 2017 году.
По данным психологического тестирования увеличилась доля обучающихся, мотивированных к изучению русского языка и литературы, легко справляющихся с творческими заданиями (изложениями и сочинениями), активно занимающихся проектной деятельностью на уроках и во внеурочное время.
Библиографический список
Образовательные технологии: сб. мат. М.: Баласс, 2012. – 160 с.
Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение / Н. Н. Светловская. – М.: Academia, 2011.
Светловская, Н. Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-Оол. – М.: Аркти, 2010.
Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2014. – 43 с.