Эффективные способы и методы контроля знаний учащихся в условиях внедрения ФГОС
.
Контроль - это соотношение достигнутых результатов обучения с запланированными целями обучения.
Цель контроля – определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.
Требования к системе оценки достижения планируемых результатов (ФГОС):
- Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата
-духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты);
-формирования УУД (метапредметные результаты);
-освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
Требования к системе оценки достижения планируемых результатов (ФГОС):
- Фиксировать цели оценочной деятельности:
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования;
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов;
Требования к системе оценки достижения планируемых результатов (ФГОС):
- Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления ее результатов.
- Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Новые формы и методы оценки
1. Индивидуальный контроль
2. Групповой контроль
3. Фронтальный контроль
6
Новые формы и методы оценки
4. Целенаправленное наблюдение
6
7
5. Самооценка ученика по принятым формам
6. Результаты учебных проектов
7. Результаты
Новые формы и методы оценки
8. Новый подход к оцениванию: принцип «прибавления» и «уровневого подхода»
7
8
9.
10. Таблицы образовательных результатов
Что оцениваем? Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные
Результаты ученика – это действия по использованию знаний в ходе решения задач. Отдельные действия достойны оценки , а решение полноценной задачи – оценки и отметки.
Результаты учителя – разница между результатами учеников в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (итоговая диагностика).
8
8
Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполенния задания и определяет отметку. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
После уроков оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
8
8
Сколько ставить отметок? По числу решенных задач
За каждую учебную задачу, показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется или отдельная оценка или отметка (сумма баллов).
8
8
Где накапливать оценки и отметки? В таблицах образовательных результатов и в «Портфеле достижений»
Таблицы
8
12
Таблицы
Таблицы личностных результатов
Портфель достижений ученика
Когда ставить отметки? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.
При изучении новой темы – по желанию ученика ;
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы отметка ставится всем ученикам . Ученик имеет право пересдать хотя бы один раз.
12
12
По каким критериям оценивать? По признакам трех уровней успешности
Необходимый уровень – решение типовой задачи
12
14
Повышенный уровень – решение нестандартной задачи
Максимальный уровень – решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи»
Как определять итоговые оценки?
Предметные четвертные оценки (отметки) определяются по таблицам предметных результатов.
Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
14
14
Виды контроля
( в соответствии с формами обучения)
1. Индивидуальный контроль
14
16
2. Групповой контроль
3. Фронтальный контроль
1. Индивидуальный контроль
Каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи.
Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
Такая форма контроля всегда планируется: учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.
16
16
2. Групповой контроль
Класс временно делится на несколько групп и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые или дифференцированные задания.
Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы.
16
16
3. Фронтальный контроль
Задания предлагаются всему классу.
В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.
16
16
Виды контроля
( кто осуществляет контроль)
1. Внешний контроль
2. Взаимный контроль
3. Самоконтроль
16
20
Оценка – это процесс, действие оценивания, которое осуществляется человеком .
Отметка выступает как результат этого процесса, как его условно формальное выражение.
20
20
Методы контроля – это способы деятельности педагога и учащихся, в ходе которых выявляются усвоения учебного материала и овладения учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками.
20
20
Методы контроля
Метод устного контроля
Метод письменного контроля
Метод практического (лабораторного) контроля
20
23
1. Метод устного контроля -
требует устного изложения учеником изученного материала , связного повествования о конкретном объекте окружающего мира.
Такой опрос может строиться как:
- беседа,
- рассказ ученика,
- объяснение,
- чтение текста,
- сообщение о наблюдении или опыте.
Устная фронтальная проверка не позволяет установить всю глубину усвоенных понятий, но зато в течение короткого времени учитель уточняет, насколько весь класс усвоил основные представления об изучаемом материале, умеют ли дети обобщать и систематизировать знания, устанавливать простейшие связи.
23
23
2. Метод письменного контроля -
дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы , определить направление для индивидуальной работы с каждым.
Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными:
- диктанты (технологические и др.),
- сочинения,
- ответы на вопросы,
- решения задач и примеров,
- составление тезисов,
- выполнение различных чертежей и схем,
- подготовка различных ответов,
- рефератов.
Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или по разноуровневым , отличающимся по степени сложности, вариантам.
23
23
3. Метод практического контроля
дает возможность получить данные об умении учащихся применять полученные знания при решении практических задач, пользоваться различными таблицами, формулами, чертежными и измерительными инструментами, приборами.
Учитель получает ответ ученика, в котором приводится только результат или схематически описаны план практической работы и ее результаты.
На практике в проверочном задании приводится алгоритм его выполнения, что позволяет осуществить такую проверку правильности действий ученика.
23
23
Средства проверки
Проверка домашнего задания
23
27
Математический диктант
Самостоятельные работы
Контрольные работы
Тесты