СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные средства формирования метапредметных умений обучающихся

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эффективные средства формирования метапредметных умений обучающихся»

(Слайд 1) Эффективные средства формирования метапредметных умений обучающихся

Современное образование очень чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее постоянно меняющимся потребностям и само активно влияет на ее состояние.

(Слайд 2). Сейчас в связи с модернизацией школьного образования разработаны федеральные государственные стандарты, которые ориентированы на формирование и развитие универсальных учебных действий, на реализацию идей компетентностного подхода, на усиление воспитательной направленности.

Современный этап развития нашего общества ставит перед школьным образованием совсем иные цели:

  • Динамичность,

  • Усиление требований к креативности мышления,

  • Рост разнообразной информации.

Все это формирует в качестве важнейшей цели обеспечение всех возможностей для того, чтобы выпускник школы успешно решал любые задачи, проблемы, которые будет ставить перед ним жизнь.

На сегодняшний день специалисты отмечают снижение познавательного интереса детей к урокам географии. У многих учащихся неглубокие знания по предмету, низкий познавательный интерес и, соответственно, низкая мотивация.

Поэтому актуальность современной темы заключается в том, что сегодня требуются не просто грамотные специалисты, а творческие, мыслящие, компетентные личности.

(Слайд 3). Современному обществу требуются люди, умеющие логически мыслить, сравнивать, отстаивать собственные мнения, адекватно выражать собственные мысли.

Поэтому главная задача современного учителя научить ребенка учиться. Психолог Василий Васильевич Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения».

География – это предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность.

(Слайд 4). В основной школе изучение географии направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний об основных географических понятиях, особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий

  • Овладение умениями ориентироваться на местности, использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, геоинформационные технологии для поиска и демонстрации различных географических данных, применять свои знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний

  • Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней.


Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме.

А это приводит к принципиальным изменениям деятельности педагога. Меняются также и технологии обучения.

Новый стандарт устанавливает и новые требования к результатам освоения учащимися основной школы основной образовательной программы.

Эти требования отличаются от тех, которые были представлены раньше. Теперь это не только предметные, но и общеучебные умения и действия.

Также помимо предметных результатов учитель должен обеспечить личностные и метапредметные результаты.

Современный урок должен быть построен таким образом, чтобы предоставить учащимся возможность размышлять, сопоставлять разные позиции, формулировать свою точку зрения.

Сейчас учитель на уроке – это и психолог, и артист, и навигатор в получении знаний.

Как провести урок успешно? Как заинтересовать каждого ученика? Как развить познавательные способности и как привить поисковую деятельность?

(Слайд 5). В методике по географии существуют некоторые средства формирования метапредметных умений


  • Работа с картой. Это основной источник информации по географии. Поиск объектов на карте помогает формировать и развивать логическое мышление учащихся. 

  • Практические работы. Формируют умение применять таблицы, схемы, графики, модели для получения и преобразования информации, находить черты сходства и различия между объектами и явлениями. 

  • Подготовка презентаций учащимися. Формирует у учеников умение презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. 

  • Логические задания. Способствуют развитию основных видов логических операций: анализ, синтез, сравнение. Формируют умение у учащихся классифицировать, обобщать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, формировать понятия, цели урока. 

  • Игровые уроки. Способствуют формированию познавательного интереса к предмету, умения оказывать помощь своим одноклассникам. 

  • Исследовательские уроки. Способствуют развитию познавательных интересов учащихся, формированию основ логического мышления. 

  • Бинарные уроки. Позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. 

(Слайд 6) В своей работе я хочу рассказать о формировании метапредметных умений используя географическую карту развивая логическое мышление.

  • 1. Умение давать определение понятиям.

Примеры заданий:

  • А) На физической карте полушарий найдите:

- о. Мадагаскар

- о. Новая Гвинея

- о. Великобритания

  • Назовите общие признаки найденных объектов. На основе найденных признаков составьте свой вариант определения понятия «остров».


В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

Регулятивные: Работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым

Коммуникативные: Выступление перед аудиторией, ведение диалога

Познавательные: Выделение существенных признаков понятия, описание объектов, поиск ответа на вопрос


(Слайд 7) Умение давать определение понятиям.

Примеры заданий:

  • Б) Рассмотрите физическую карту полушарий. Найдите на ней линию экватора. Попробуйте найти отличие этой линии от других параллелей на карте.

  • Дайте определение понятию «экватор».

(Слайд 8) 2. Умение классифицировать.

Пример задания.

  • Найдите географические объекты на физической карте России. Проведите классификацию: Яна, Байкал, Кавказ, Памир, Кама, Селигер, Енисей, Онежское, Яблоновый, Сихотэ-Алинь, Уральские.

(ученики должны выделить из списка реки, озёра, горы, хребты).


В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

Регулятивные: Работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым

Коммуникативные: Выступление перед аудиторией, ведение диалога

Познавательные: поиск ответа на вопрос,

отбор информации, классификация информации,

сопоставление разных источников информации

(Слайд 9) 3. Умение сравнивать.

Примеры заданий на карте.

  • А) Посмотрите на физическую карту полушарий. Найдите на ней материки – Северную и Южную Америку. Выделите черты сходства и черты различия их географического положения.

  • Б) Рассмотрите в атласе физическую карту полушарий и физическую карту России. Определите черты сходства и различия этих карт.

В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

Регулятивные: Работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым

Коммуникативные: Выступление перед аудиторией, ведение диалога

Познавательные: Поиск ответа на вопрос,

описание объекта, определение критериев для

сравнения объектов, отбор информации,

сравнивать объекты


(Слайд 10) 4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Примеры заданий.

  • А) Рассмотрите физическую карту России. Определите, в каком направлении текут сибирские реки, в какой океан они впадают? Объясните выявленную закономерность.

  • Задания данного типа позволяют учащимся применить полученные знания в новой обстановке и развивают важное умение – отбирать и анализировать имеющуюся информацию.

  • Главная задача учителя не отбить желание устанавливать причинно-следственные связи, даже если ответ не совпадает с эталоном. Ученик должен понять, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.


(Слайд 11) 5 . Умение делать выводы и умозаключения .

  • Задание:

  • Материк с уникальной природой. Его называют ледяным, безмолвным, пустынным, белым, загадочным. Толщина ледникового покрова достигает 4700 м. Снег и лед отражают большую часть солнечного тепла. Здесь отмечена самая низкая на Земле температура воздуха -89,2 ͦ С, сильные ветры. Большую часть года длится суровая зима. Средняя летняя температура воздуха на большей части материка -28, -30 ͦ С, лишь на побережье она иногда бывает 0 ͦ С и даже + 2 ͦ С. Это самый высокий континент планеты. Здесь нет постоянного населения. О каком материке идет речь?

  • Приведите факты, полученные из карт атласа, подтверждающие Ваш выбор.





В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:

Регулятивные: Работа в соответствии с поставленной учителем задачей; сравнение полученного результата с ожидаемым

Коммуникативные: Выступление перед аудиторией, ведение диалога

Познавательные: (поиск ответа на вопрос, высказывание суждений, подкрепленных фактами, выделение существенных признаков понятия, выявление причинно-следственных связей, составление логической цепочки

(Слайд 12)


  • 6. Создание географического образа территории.

Примеры заданий:

А) Используя карты атласа, составьте географический «портрет» России.

Б) Используя физическую карту России, составьте описание речной системы реки Лены. Обозначьте на контурной карте основные географические объекты, относящиеся к этой речной системе.

  • Приемы работы с географической картой могут широко применяться для формирования разнообразных метапредметных умений в процессе обучения географии.



(Слайд 13) Приёмы работы с рисунками, фотографиями, схемами включают составление описания объектов, явлений, на них изображённых, а также их анализ, сравнение.

  • Город Токио (Япония)

  1. Что говорит о том, что перед вами большой современный город?

  2. Что можно сказать о застройке в этом городе?

  3. По каким признакам можно догадаться, что в городе огромное население и живет оно в тесноте?

  4. Что можно сказать об освещении улиц?


(Слайд 14) 2. Жительница Вьетнама

  1. Как вы определите род занятий женщины?

  2. Что указывает на жаркий климат страны, в которой она живет?

  3. Чем занята женщина в данный момент времени?

  4. Как вы думаете, достаточно ли у нее денег на жизнь?

  5. Как вы думаете, она добрый человек или нет? Почему?

(Слайды 15-22) Другое задание можно предложить связь с живописью и креативным мышлением – это по контуру границы, определить страну


(Слайд 23 - 24)


Не менее интересной и важной в школьном курсе географии является работа со статистическими материалами ― схемы, графики, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности. Рассмотрим пример организации работы с графиками.


Порядок работы.

1. Прочитать название графика. Определить какая зависимость отражена, в каких единицах.

2. Определить цифровые показатели графических изображений путем их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции. Сопоставление цифр завершается выводом о направлении развития явления

3. Объяснить причины изменения процесса. Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е. видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.




(Слайд 25) Учитель предлагает выполнить следующее задание.


  • Задание: У подножья горы Килиманджаро температура воздуха +25 градусов, а высота горы 5985 м. Определите температуру воздуха на вершине горы.

Округлим высоту до 6000м. Если на каждый километр подъёма температура понижается на 6°, то при подъёме на вершину она должна понизится на 36°;

6000: 1000= 6 раз; 6X6 =36; +25° - 36°С= -11°


(Слайд 26-31) Выполнение практической работы в 6 классе «Анализ графиков суточного и годового хода температуры воздуха»



1) В тетради (на чистой странице) проведём две линии, перпендикулярные друг другу: вертикальную – у левого края тетради, горизонтальную – по середине листа. Точку пересечения линий обозначим за 0. По вертикальной оси будем откладывать температуру воздуха (1 см – 1°С). Положительные температуры расположены выше 0, отрицательные ниже. По горизонтальной оси будем откладывать время суток, в которое были сделаны измерения (1 см – 2 часа).

2) отметим на горизонтальной оси время, в которое были произведены измерения температуры воздуха (1ч, 7ч, 13ч, 19ч)

3) от этих точек в нужном направлении (вверх, если температура положительная, или вниз, если температура отрицательная) восстановим перпендикуляры до линий пересечения с нужными значениями температур.

4) полученные точки соединяем плавной линий - получили график хода температуры в течение суток.

1) По графику можно легко определить, в какое время суток температура понижается, а в какое повышается.

2) По графику легко определить суточную амплитуду температуры. Суточная амплитуда температуры – это разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток.

3) По данным таблицы поэтапно определяем среднюю суточную температуру воздуха.

(Слайд 32). Формирование универсальных учебных действий — важное и не­обходимое условие подготовки учеников к успешной сдаче ВПР, ГИА и ЕГЭ, международных исследований. Это гораздо продуктивнее распространенного «натаскивания» на запо­минание и заучивание правильных ответов, хотя всё равно мы это делаем.

Основные виды универсальных учебных действий, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Метапредметный подход - вот основная идея и главный принцип современной школы.