СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Эффективные технологии для развития эмоционального интеллекта у дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Эффективные технологии для развития эмоционального интеллекта у дошкольников"»

Автором является: Пепеляев Евгений Владимирович


Методическая разработка


«Эффективные технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

с комплектом материалов




Вступление

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста становится логичным способом реализации нового стандарта на практике. Одним из целевых ориентиров дошкольного образования, исходя из стандарта, является умение «договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, разрешать конфликты». Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет все это: способен ясно выражать свои чувства, принимая во внимание реакции и чувства других людей, контролировать и уважать себя, оставаться в согласии с собой, воспринимать положительно, но не отрицая минусов. Также этот документ говорит о ценности этапа детства самого по себе, то есть практически ориентирует находиться в состоянии «здесь и сейчас».

Для достижения этого состояния, которое можно обозначить также как значимую цель, человеку любого возраста необходимо понимать, что он чувствует, как он это чувствует и что с этим делать. Понимание процессов, которые происходят с человеком и в человеке - есть ключ к его психическому и физическому благополучию, о котором и говорит стандарт. Обучить ребенка навыкам понимания собственных чувств и эмоций – значит дать ему внутренний ресурс на всю жизнь.

Существует довольно много технологий развития эмоционального интеллекта, которые можно гармонично интегрировать с программами дошкольного образования в рамках ФГОС, так как у них общие цели: положительная социализация ребенка, возможная при актуализации таких умений как умение сопереживать, договариваться, адекватно проявлять чувства и переживания. Этот комплекс содействует укреплению психического и физического здоровья воспитанников, способствует созданию условий для выражения чувств детей.

В профессиональной деятельности педагога возможно использование следующих технологий, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта воспитанников: технология М. Монтессори, образовательная кинесиология, сказкотерапия, проектная технология. Каждую из них можно назвать отдельной гранью бриллианта под названием эффективные технологии развития эмоционального интеллекта. У каждой из них существуют области применения, свои границы и преимущества.

Особенно сфокусируемся на таких технологиях как сказкотерапия и образовательная кинесиология, так как они наиболее природосообразны для детей дошкольного возраста. Сказкотерапия – это совершенно естественный и мощный инструмент при работе с ними. Сказка – это живой язык, на котором и общаются дети. Говоря с ним на одном языке, мы достигнем взаимопонимания гораздо быстрее и с меньшими затратами. У сказкотерапии необычайно много вариантов использования - сочинение, интерпретация сказок, художественное творчество с использованием сказок, проживание новых моделей поведения через сказки, воспитание лидерских качеств. Имея в своем арсенале большое множество инструментов, сказкотерапия очень близка и понятна детям.

Движение – это основа жизни ребенка дошкольного возраста, они познают мир через движения. Образовательная кинесиология как раз и позволяет посредствам специальных движений (которые можно организовать как игру) запустить механизмы обучения, которые есть у каждого. Наибольшая часть упражнений комплексов образовательной кинесиологии решает задачу включения как можно большего процента участков головного мозга через синхронизацию работы полушарий. Таким образом, у детей повышается работоспособность, происходит отдых через смену деятельности, они становятся спокойнее, совершают более обдуманные поступки, улучшаются навыки саморегуляции и коммуникативные навыки. Несмотря на простоту упражнений, они производят эффект, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Глоссарий и технологические карты по сказкотерапии и образовательной кинесиологии – это первичные ориентиры для педагогов, которые хотят познакомиться ближе с этими технологиями, их средствами и способами взаимодействия и результатами. Они также представлены в данной работе.


Глоссарий


Эмоциональный интеллект (ЭИ) по Гоулману - способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Выделяются четыре главных составляющих EQ:

  • самосознание

  • самоконтроль

  • эмпатия

  • навыки отношений.


Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (то есть своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).


Эмпатия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию, способность воспринимать внутренний мир другого точно с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков.


Самоконтроль - способность управлять своими действиями, проявлениями эмоций и внутренними побуждениями


Эмоция – непосредственное переживание в конкретный промежуток времени. Чаще всего они связаны с врожденными реакциями человека, его мотивами и потребностями.


Интеллект – это общая способность рационально мыслить и адаптироваться к изменениям окружающей среды. У интеллекта следующие функции: универсальная адаптация к окружающей среде, выбор новой среды, преобразование среды, научение, выработка и принятие решений,

познание и творчество, самоуправление.


Технология - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата.


Сказкотерапия - направление практической психологии, которое использует как основной инструмент метафорические ресурсы сказки.


Образовательная кинесиология - направление в современной гуманитарной психотерапии, в рамках которого развитие человека рассматривается через естественные физические движения. Основная цель образовательной кинесиологии — вооружить человека знаниями о своем восприятии, своих ощущениях, в том числе и ощущениях положения собственного тела в пространстве. С помощью специально организованных и очень простых упражнений мозг и тело человека приводятся в сбалансированное состояние, устанавливается гармоничная связь между мышлением (интеллект), эмоциями (чувства) и телом, что дает возможность человеку эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самыми сложными интеллектуальными действиями.


Монтессори-педагогика система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марией Монтессори. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.


Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента.


Игровая терапия - это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой-либо жизненно важ­ной ситуации, поданной в игровой форме.


Модели эмоционального интеллекта. Конструкт «эмоциональный интеллект» принимает самые многообразные формы и содержание в зависимости от взглядов исследователей. И все же можно выделить две общие альтернативные модели эмоционального интеллекта: модели способностей и смешанные модели.

К моделям способностей относится концепция эмоционального интеллекта, предложенная Дж. Майером, Д. Карусо и П. Сэловеем. Эмоциональный интеллект представляет собой комбинацию 4-х компонентов:

  • восприятие и выражение эмоций

  • повышение эффективности мышления с помощью эмоций

  • понимание своих и чужих эмоций

  • управление эмоциями


К смешанным моделям можно отнести представления Д. Гоулмена об эмоциональном интеллекте. По Гоулмену, эмоциональный интеллект, это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Выделяются четыре главных составляющих EQ:

  • самосознание

  • самоконтроль

  • эмпатия

  • навыки отношений


История развития представлений об эмоциональном интеллекте. На протяжении всей истории человечества ЭИ был ключевым для выживания. Эмоциональный интеллект проявлялся в способности уживаться, адаптироваться в окружающей среде и находить общий язык. В 1870 году Чарльз Дарвин в своем труде «Выражений эмоций у людей и животных» писал о роли внешних проявлений эмоций для выживания и адаптации. Зигмунд Фрейд считал, что первые законы и предписания этики, такие как, например, «Свод законов Хаммурапи» (XVIII век до н. э., Вавилон), состоявший из 272 статей, можно расценивать, как первые попытки обуздать и цивилизовать проявления эмоций.

Первые же публикации по проблеме ЭИ принадлежат Дж. Мейеру и П. Сэловею. Весьма популярная на Западе книга Д. Гоулмана вышла только в 1995 году.

Основные этапы становления ЭИ:

  • 1937 — Роберт Торндайк написал о социальном интеллекте

  • 1940 — Дэвид Векслер написал об интеллектуальных и неинтеллектуальных компонентах (аффективные, личностные и социальные факторы)

  • 1983 — Горвард Гарднер написал о множественном интеллекте (внутриличностные и межличностные интеллекты)

  • 1990 — Джон Мейер и Питер Сэловей ввели термин Эмоциональный интеллект, начали исследовательскую программу по измерению ЭИ.

  • 1995 — Дэниел Гоулман опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект»

  • 1996 - Реувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто (Канада) представил модель EQ-i (Emotional Quotient Inventory) — перечень вопросов для определения коэффициента эмоциональности, сегодня известную как «модель эмоционального интеллекта Бар-Она»










Технологическая карта 1 (сказкотерапия)


Сказкотерапия

Задачи

Обучающие

  • Проживание новых моделей поведения

  • Обучение способам снятия стресса, эмоционального и физического напряжения, конструктивного проявления негативных эмоций и переживаний

Формирующие

  • Коррекция непродуктивного поведения ребенка

  • Интерес к народным сказкам, как к культурному наследию нашей страны

Развивающие

  • Развитие воображение

  • Развитие моторики

  • Развитие эмоционального интеллекта ( EQ)

  • Развитие коммуникативных, лидерских, актерских качеств ребенка


Средства реализации

  • Чтение и обсуждение сказок

  • Сочинение сказки

  • Дописывание, переписывание сказки (например, от лица разных персонажей сказки)

  • Перевоплощение в сказочных персонажей

  • Рисование, лепка, конструирование по сказке

  • Дидактические сказки (т.е. учебный материал зашифровывается в сказочную форму)

  • Медитативные сказки (форма сказки, которая используется для расслабления и «проживания» положительных моделей)

  • Коррекционные сказки (сказки, в которых зашифровывается неконструктивное поведение, его последствия и варианты конструктивного поведения)

  • Терапевтические сказки (сказки, в которых предлагается прожить опыт решения ценностных проблем)

  • Разыгрывание сказок, в т. ч. с помощью кукол-марионеток, пальчиковых кукол и теневых кукол

Результаты

Приобретение навыков:

Приобретение качеств

в игре

  • конструктивного проявления негативных эмоций

  • управления куклами-марионетками, теневыми куклами, пальчиковыми куклами

  • сотрудничества, решения совместных задач

  • доверие к себе и уверенность в своих способностям

  • способность к проявлению воли (умение самостоятельно  сдерживать свои спонтанные потребности)

  • самодисциплина

в общении

  • уменьшения эмоционального и физического напряжения, снятия эмоционального стресса

  • конструктивного проявления негативных эмоций

  • способность выбирать ту или иную модель поведения в зависимости от ситуации

  • способность выражать чувства адекватно ситуации

  • готовность отстаивать себя в трудной ситуации без помощи взрослых

  • умение обсуждать конфликтную  ситуацию и стремление позитивно ее решать

  • умение просить о помощи и предлагать помощь другим

  • способность договаривается о совместной работе и работает вместе с другим ребенком или детьми


в познавательно-исследовательской деятельности

  • развитие мелкой моторики

  • развитие фантазии, воображения

  • творческой трансформации реальности


  • интерес к сказкам, как культурному наследию

  • знание народных сказок

  • стремление расширять уже имеющиеся познания

  • понимание причинно-следственных связей происходящих событий













Технологическая карта 2 (образовательная кинесиология)

Задачи

  1. Научить:

выполнять комплексы упражнений

  1. Сформировать:

  • концентрацию внимания,

  • память,

  • Умения самостоятельно выполнять комплексы упражнений для снятия напряжения,

  • основы здорового образа жизни,

  • основные движения.

  1. Развивать:

  • самоконтроль,

  • мотивацию,

  • адекватную самооценку,

  • межполушарные связи,

  • баланс,

  • творческую активность,

  • Воображение

  • позитивное мышление.

Средства реализации

  • Упражнения общей моторики

  • Пальчиковая гимнастика.

  • Дыхательная гимнастика.

  • Зеркальное рисование.

  • Самомассаж кистей и пальцев.

  • Релаксация.

  • Упражнения с помощью движения глаз.

Результаты

Приобретенные навыки и умения.

Приобретенные качества:

Игра

  • игровой деятельности

  • коммуникации

  • готовность к совместной деятельности

  • готовность к образовательной деятельности

  • Самостоятельная творческая деятельность

  • самосознание

  • самоконтроль

  • адекватная самооценка

Общение

  • готовность к совместной деятельности

  • эмоциональную отзывчивость,

  • умение сопереживать,

  • распознавать свои эмоции и эмоции других

Познавательно – исследовательская деятельность

  • Экспериментирование

  • мотивация

  • любознательность

  • позитивное мышление









Использованная литература:

1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78—86.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. 

3. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная терапия. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с: ил

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.— СПб.: "Златоуст", 1998. — 352 с.

5. М. Монтессори «Дом Ребенка. Метод научной педагогики» 7. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия

. -- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.

8. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57—65.

9. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. — Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011. — С. 388.

Использованные интернет-ресурсы:

1. Психоголос – энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс]: Эмоциональный интеллект// URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/emocionalnyy_intellekt (дата обращения 29.05.14) 2. Гулянская Н. И. Телесно-ориентированное направление психотерапии Образовательная Кинесиология // URL: http://www.b17.ru/article/1519/ (дата обращения 30.05.14).