Автором является: Пепеляев Евгений Владимирович
Методическая разработка
«Эффективные технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
с комплектом материалов
Вступление
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста становится логичным способом реализации нового стандарта на практике. Одним из целевых ориентиров дошкольного образования, исходя из стандарта, является умение «договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, разрешать конфликты». Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет все это: способен ясно выражать свои чувства, принимая во внимание реакции и чувства других людей, контролировать и уважать себя, оставаться в согласии с собой, воспринимать положительно, но не отрицая минусов. Также этот документ говорит о ценности этапа детства самого по себе, то есть практически ориентирует находиться в состоянии «здесь и сейчас».
Для достижения этого состояния, которое можно обозначить также как значимую цель, человеку любого возраста необходимо понимать, что он чувствует, как он это чувствует и что с этим делать. Понимание процессов, которые происходят с человеком и в человеке - есть ключ к его психическому и физическому благополучию, о котором и говорит стандарт. Обучить ребенка навыкам понимания собственных чувств и эмоций – значит дать ему внутренний ресурс на всю жизнь.
Существует довольно много технологий развития эмоционального интеллекта, которые можно гармонично интегрировать с программами дошкольного образования в рамках ФГОС, так как у них общие цели: положительная социализация ребенка, возможная при актуализации таких умений как умение сопереживать, договариваться, адекватно проявлять чувства и переживания. Этот комплекс содействует укреплению психического и физического здоровья воспитанников, способствует созданию условий для выражения чувств детей.
В профессиональной деятельности педагога возможно использование следующих технологий, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта воспитанников: технология М. Монтессори, образовательная кинесиология, сказкотерапия, проектная технология. Каждую из них можно назвать отдельной гранью бриллианта под названием эффективные технологии развития эмоционального интеллекта. У каждой из них существуют области применения, свои границы и преимущества.
Особенно сфокусируемся на таких технологиях как сказкотерапия и образовательная кинесиология, так как они наиболее природосообразны для детей дошкольного возраста. Сказкотерапия – это совершенно естественный и мощный инструмент при работе с ними. Сказка – это живой язык, на котором и общаются дети. Говоря с ним на одном языке, мы достигнем взаимопонимания гораздо быстрее и с меньшими затратами. У сказкотерапии необычайно много вариантов использования - сочинение, интерпретация сказок, художественное творчество с использованием сказок, проживание новых моделей поведения через сказки, воспитание лидерских качеств. Имея в своем арсенале большое множество инструментов, сказкотерапия очень близка и понятна детям.
Движение – это основа жизни ребенка дошкольного возраста, они познают мир через движения. Образовательная кинесиология как раз и позволяет посредствам специальных движений (которые можно организовать как игру) запустить механизмы обучения, которые есть у каждого. Наибольшая часть упражнений комплексов образовательной кинесиологии решает задачу включения как можно большего процента участков головного мозга через синхронизацию работы полушарий. Таким образом, у детей повышается работоспособность, происходит отдых через смену деятельности, они становятся спокойнее, совершают более обдуманные поступки, улучшаются навыки саморегуляции и коммуникативные навыки. Несмотря на простоту упражнений, они производят эффект, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Глоссарий и технологические карты по сказкотерапии и образовательной кинесиологии – это первичные ориентиры для педагогов, которые хотят познакомиться ближе с этими технологиями, их средствами и способами взаимодействия и результатами. Они также представлены в данной работе.
Глоссарий
Эмоциональный интеллект (ЭИ) по Гоулману - способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Выделяются четыре главных составляющих EQ:
самосознание
самоконтроль
эмпатия
навыки отношений.
Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (то есть своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).
Эмпатия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию, способность воспринимать внутренний мир другого точно с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков.
Самоконтроль - способность управлять своими действиями, проявлениями эмоций и внутренними побуждениями
Эмоция – непосредственное переживание в конкретный промежуток времени. Чаще всего они связаны с врожденными реакциями человека, его мотивами и потребностями.
Интеллект – это общая способность рационально мыслить и адаптироваться к изменениям окружающей среды. У интеллекта следующие функции: универсальная адаптация к окружающей среде, выбор новой среды, преобразование среды, научение, выработка и принятие решений,
познание и творчество, самоуправление.
Технология - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата.
Сказкотерапия - направление практической психологии, которое использует как основной инструмент метафорические ресурсы сказки.
Образовательная кинесиология - направление в современной гуманитарной психотерапии, в рамках которого развитие человека рассматривается через естественные физические движения. Основная цель образовательной кинесиологии — вооружить человека знаниями о своем восприятии, своих ощущениях, в том числе и ощущениях положения собственного тела в пространстве. С помощью специально организованных и очень простых упражнений мозг и тело человека приводятся в сбалансированное состояние, устанавливается гармоничная связь между мышлением (интеллект), эмоциями (чувства) и телом, что дает возможность человеку эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самыми сложными интеллектуальными действиями.
Монтессори-педагогика система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марией Монтессори. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.
Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента.
Игровая терапия - это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой-либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме.
Модели эмоционального интеллекта. Конструкт «эмоциональный интеллект» принимает самые многообразные формы и содержание в зависимости от взглядов исследователей. И все же можно выделить две общие альтернативные модели эмоционального интеллекта: модели способностей и смешанные модели.
К моделям способностей относится концепция эмоционального интеллекта, предложенная Дж. Майером, Д. Карусо и П. Сэловеем. Эмоциональный интеллект представляет собой комбинацию 4-х компонентов:
восприятие и выражение эмоций
повышение эффективности мышления с помощью эмоций
понимание своих и чужих эмоций
управление эмоциями
К смешанным моделям можно отнести представления Д. Гоулмена об эмоциональном интеллекте. По Гоулмену, эмоциональный интеллект, это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Выделяются четыре главных составляющих EQ:
самосознание
самоконтроль
эмпатия
навыки отношений
История развития представлений об эмоциональном интеллекте. На протяжении всей истории человечества ЭИ был ключевым для выживания. Эмоциональный интеллект проявлялся в способности уживаться, адаптироваться в окружающей среде и находить общий язык. В 1870 году Чарльз Дарвин в своем труде «Выражений эмоций у людей и животных» писал о роли внешних проявлений эмоций для выживания и адаптации. Зигмунд Фрейд считал, что первые законы и предписания этики, такие как, например, «Свод законов Хаммурапи» (XVIII век до н. э., Вавилон), состоявший из 272 статей, можно расценивать, как первые попытки обуздать и цивилизовать проявления эмоций.
Первые же публикации по проблеме ЭИ принадлежат Дж. Мейеру и П. Сэловею. Весьма популярная на Западе книга Д. Гоулмана вышла только в 1995 году.
Основные этапы становления ЭИ:
1937 — Роберт Торндайк написал о социальном интеллекте
1940 — Дэвид Векслер написал об интеллектуальных и неинтеллектуальных компонентах (аффективные, личностные и социальные факторы)
1983 — Горвард Гарднер написал о множественном интеллекте (внутриличностные и межличностные интеллекты)
1990 — Джон Мейер и Питер Сэловей ввели термин Эмоциональный интеллект, начали исследовательскую программу по измерению ЭИ.
1995 — Дэниел Гоулман опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект»
1996 - Реувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто (Канада) представил модель EQ-i (Emotional Quotient Inventory) — перечень вопросов для определения коэффициента эмоциональности, сегодня известную как «модель эмоционального интеллекта Бар-Она»
Технологическая карта 1 (сказкотерапия)
| Сказкотерапия |
Задачи | Обучающие Проживание новых моделей поведения Обучение способам снятия стресса, эмоционального и физического напряжения, конструктивного проявления негативных эмоций и переживаний Формирующие Коррекция непродуктивного поведения ребенка Интерес к народным сказкам, как к культурному наследию нашей страны Развивающие Развитие воображение Развитие моторики Развитие эмоционального интеллекта ( EQ) Развитие коммуникативных, лидерских, актерских качеств ребенка |
Средства реализации | Чтение и обсуждение сказок Сочинение сказки Дописывание, переписывание сказки (например, от лица разных персонажей сказки) Перевоплощение в сказочных персонажей Рисование, лепка, конструирование по сказке Дидактические сказки (т.е. учебный материал зашифровывается в сказочную форму) Медитативные сказки (форма сказки, которая используется для расслабления и «проживания» положительных моделей) Коррекционные сказки (сказки, в которых зашифровывается неконструктивное поведение, его последствия и варианты конструктивного поведения) Терапевтические сказки (сказки, в которых предлагается прожить опыт решения ценностных проблем) Разыгрывание сказок, в т. ч. с помощью кукол-марионеток, пальчиковых кукол и теневых кукол |
Результаты | Приобретение навыков: | Приобретение качеств |
в игре | конструктивного проявления негативных эмоций управления куклами-марионетками, теневыми куклами, пальчиковыми куклами сотрудничества, решения совместных задач | доверие к себе и уверенность в своих способностям способность к проявлению воли (умение самостоятельно сдерживать свои спонтанные потребности) самодисциплина |
в общении | уменьшения эмоционального и физического напряжения, снятия эмоционального стресса конструктивного проявления негативных эмоций | способность выбирать ту или иную модель поведения в зависимости от ситуации способность выражать чувства адекватно ситуации готовность отстаивать себя в трудной ситуации без помощи взрослых умение обсуждать конфликтную ситуацию и стремление позитивно ее решать умение просить о помощи и предлагать помощь другим способность договаривается о совместной работе и работает вместе с другим ребенком или детьми |
в познавательно-исследовательской деятельности | развитие мелкой моторики развитие фантазии, воображения творческой трансформации реальности | интерес к сказкам, как культурному наследию знание народных сказок стремление расширять уже имеющиеся познания понимание причинно-следственных связей происходящих событий |
Технологическая карта 2 (образовательная кинесиология)
Задачи | Научить: выполнять комплексы упражнений Сформировать: концентрацию внимания, память, Умения самостоятельно выполнять комплексы упражнений для снятия напряжения, основы здорового образа жизни, основные движения. Развивать: самоконтроль, мотивацию, адекватную самооценку, межполушарные связи, баланс, творческую активность, Воображение позитивное мышление. |
Средства реализации | Упражнения общей моторики Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Зеркальное рисование. Самомассаж кистей и пальцев. Релаксация. Упражнения с помощью движения глаз. |
Результаты | Приобретенные навыки и умения. | Приобретенные качества: |
Игра | игровой деятельности коммуникации готовность к совместной деятельности готовность к образовательной деятельности | |
Общение | | эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, распознавать свои эмоции и эмоции других |
Познавательно – исследовательская деятельность | Экспериментирование мотивация | любознательность позитивное мышление |
Использованная литература:
1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78—86.
2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013.
3. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная терапия. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с: ил
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.— СПб.: "Златоуст", 1998. — 352 с.
5. М. Монтессори «Дом Ребенка. Метод научной педагогики» 7. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия
. -- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
8. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57—65.
9. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. — Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011. — С. 388.
Использованные интернет-ресурсы:
1. Психоголос – энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс]: Эмоциональный интеллект// URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/emocionalnyy_intellekt (дата обращения 29.05.14) 2. Гулянская Н. И. Телесно-ориентированное направление психотерапии Образовательная Кинесиология // URL: http://www.b17.ru/article/1519/ (дата обращения 30.05.14).