ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Развитие информационно-коммуникативных технологий, их доступность и простота ставят вопрос об их применении в учебном процессе. Со всей остротой встает вопрос о формировании у обучающихся умений навигации в современном информационном пространстве, способности решать нестандартные задачи, работать в команде, самостоятельно планировать, анализировать и оценивать свою деятельность.
Все это становится возможным, благодаря тому, что в руках у обучающихся оказывается мощный инструмент моделирования, наблюдения и взаимодействия – компьютер (ноутбук, планшет, смартфон, ПК), подключенный к беспроводной сети. Это позволяет создать принципиально новую учебную ситуацию, ориентирами в которой будут становиться умения и качества, востребованные в XXI веке.
В современных условиях одной из главных задач образования является не просто получение обучающимися определённой суммы знаний, а формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, их накопления и систематизации. При активном использовании компьютера в образовательных целях у обучающихся формируются и совершенствуются навыки самостоятельной работы, умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Несомненно, в этом случае изменяется и роль учителя в плане раскрытия возможностей компьютерных технологий в рамках преподаваемого предмета, при этом ИКТ-технологии должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами и методами обучения, деятельностью учителя и учащихся.
Вопросы использования ИКТ в преподавании математики, повышение качества предметной подготовки, создание комфортной среды на уроке меня волновали давно. И результатом стало изучение этого вопроса, поэтому тема моего педагогического исследования «Эффективный урок с использованием ИКТ как способ повышения качества обучения по математике».
Применение информационных технологий на уроках математики повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается большее количество материала, чем в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера лучше усваивается.
Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу обучающихся и учителей.
Вместе с тем, учителю необходима основательная подготовка в сфере современных информационных и коммуникационных технологий. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Информационные технологии повышают информативность урока, делают эффективным обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Информационно-коммуникационная технология способствует активизации познавательной деятельности обучающихся; развитию вариативности мышления, математической логики; направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
Именно поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются мною в практической деятельности.
Внедрение компьютерных технологий в преподавание математики я начинала с подготовки печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.), использования учениками Интернета для поиска информации исторического, практического характера.
Обучающие готовые программы не всегда устраивали меня. Ведь, как учитель, я по-своему вижу тему урока, методику её изложения, подбор учебных и методических материалов. Поэтому следующим шагом в применении ИКТ стал переход от использования готовых компьютерных программ по математике к созданию собственных учебно-методических пособий в среде подготовки электронных презентаций Microsoft Power Point. Презентации в работе использую очень часто, и затронуть в них можно практически любые темы.
При изучении новой темы я провожу урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, видео фрагментами, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объяснение темы урока сопровождаю демонстрацией слайдов. И здесь я привлекаю обучающихся. Дети создают свои презентации с историческим и практическим материалом.
. На уроках – практикумах, для отработки и закрепления ЗУН учащихся использую программы-тренажёры. Работая с тренажером, ученик видит результат своей деятельности, а главное– тренажер позволяет осуществлять обратную связь. Именно такой фактор, как «знание результатов» позволяет влиять на интерес, а значит, и повышать обучение математике.