СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективное использование технологии исследовательской деятельности в процессе реализации компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа может использоваться при обучении мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин СПО

Просмотр содержимого документа
«Эффективное использование технологии исследовательской деятельности в процессе реализации компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности»

Эффективное использование технологии исследовательской деятельности в процессе реализации компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности

выполнила преподаватель Киселева Е.В. (2017 год)

ВВЕДЕНИЕ

Научно-исследовательская работа студентов – одна из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать приобретенные теоретические знания в исследованиях, так или иначе связанных с практикой, а в конце этого длительного процесса возможно участие в научных конференциях и симпозиумах разного уровня, вплоть до международных. Одновременно занятие учебной и научно-исследовательской работой дисциплинирует студента, помогая ему ответственнее подходить к изучению основных профессиональных дисциплин. А многообразие форм такой деятельности дает возможность каждому студенту найти занятие по душе, определиться с индивидуально-личностными возможностями продолжения научных исследований в рамках аспирантуры и докторантуры и научиться отвечать требованиям, предъявляемым сегодня к ученому. Плавный переход от простых форм научно-исследовательской работы к более сложным позволяет студенту развиваться плавно и гармонично, помогает ему набирать силы для того, чтобы подняться на следующую ступень науки, не испытывая при этом чрезмерных нагрузок.

Научно исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста. Студент обретает навыки теоретического осмысления своей профессиональной деятельности, самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы.

В связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов технологии обучения, при которых педагог является единственным источником знаний, не могут являются преобладающими. Уходит в прошлое приоритет информативности урока (рассказать, что, где, как и почему происходило) и оценочный подход (привить студенту «правильную» точку зрения по тому или иному вопросу). Стремительное нарастание информации, быстрое устаревание данных, многообразие равноправных по значению позиций, мнений, идей неизбежно диктует изменение форм общения педагога со студентами.

Задача педагога сегодня – прежде всего ориентирующая. Важнейшей целью преподавателя становится систематизация большого разнородного материала и обучение студента умению ориентироваться в этом материале. Необходимо уделять внимание развитию интеллектуальной культуры выпускников, формированию общих компетенций.

В условиях СПО одним из средств формирования востребованных качеств личности выпускников является создание ПОО системы исследовательской деятельности.  В образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, в развитии их способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Организация исследовательской деятельности имеет важное значение для формирования у студентов следующих общих компетенций:

  • Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность.

  • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач, профессионального и личностного развития.

  • Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

  • Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Исследовательская деятельность в процессе обучения в ГБПОУ НТОТ представлена в разных формах:

  1. Элемент исследования или мини-исследование в рамках программы дисциплины или модуля как форма организации проведения занятий (в том числе лабораторных работ, курсового проектирования).

  2. Исследование в ходе выполнения программы внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине (модулю).

  3. Научно-исследовательская деятельность как форма внеклассной работы со студентами.

  4. Исследование в ходе выполнения дипломного проекта.

В ГБПОУ НТОТ научно-исследовательской деятельности уделяется огромное внимание. Инженерно-педагогические работники техникума используют исследовательскую деятельность при организации учебной и воспитательной деятельности (написание эссе, подготовка докладов, рефератов, электронных презентаций к семинарам, работа с логическими схемами, использование  мозаики, синквейна, ПОПС - формулы, где обучение выступает как совместный поиск студента и преподавателя, видеоуроки).

Создавать проблемные ситуации на занятиях помогают различные методические приемы воздействия на эмоционально-волевую сферу студентов:

  1. Подвести ребят к противоречию и предложить самостоятельно найти способ его решения

  2. Побудить их сравнить, обобщить, сделать выводы из создавшейся противоречивой ситуации,

  3. Сформулировать конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения и др.

Для проведения исследования с целью решения проблемы обучающимся необходимо участвовать в следующих этапах исследования:

  1. Наблюдать и изучать факты,

  2. Сформулировать проблему, обсудить ее с руководителем работы,

  3. Определить направления исследования, конкретные цели и задачи, 

  4. Собрать информацию по проблеме

  5. Выдвинуть гипотезу

  6. Реализовать план

  7. Сформулировать решения, обобщить результаты, сделать практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.

 В процессе выполнения исследований обучающиеся учатся:

  • производить подбор необходимой специальной, научной, учебной литературы;

  • собирать фактический материал;

  • проводить обработку, анализ и использование информации;

  • применять свои знания при решении конкретных задач;

  • оформлять результаты своего исследования в форме доклада, реферата, научно-исследовательской работы, компьютерной  презентации с соблюдением определенной структуры и требований к оформлению.

В техникуме создан и успешно функционирует студенческий научный совет, способствуя внедрению научного и исследовательского компонентов в студенческую жизнь. В его состав входят члены студенческих научных объединений при МК. Деятельность СНС курируется методистом техникума. Уже на первом курсе студенты вовлекаются в этот интереснейший мир исследований. В начале учебного года студенты и научные руководители определяются с выбором темы исследования и работают над ней в течение учебного года или дольше. Научные руководители мотивируют, планируют, координируют  и контролируют деятельность студентов

Ежегодно студенты под руководством инженерно-педагогических работников являются участниками и призерами множества внутренних, областных, Всероссийских и международных конференций, чтений, конкурсов научно-исследовательских работ и проектов.

Профессионально-практическая деятельность больше всего способствует формированию исследовательских умений. Работа над дипломным проектированием невозможна без проведения каких-то исследований.

Для исследовательской деятельности и педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:

  • сам быть творческой личностью

  • постоянно заниматься самообразованием

  • занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности

  • уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности студента

  • уметь налаживать деловые формы общения со студентами,

  • уметь диагностировать творческие способности студентов в определенной области

Развитие этих педагогических компетенций является одной из важнейших задач методической службы техникума. В методическом кабинете представлены рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности, по оформлению НИР, сборники конференций различного уровня, проводится большая индивидуальная работа с научными руководителями студентов.

Мастерство педагога должно проявиться в том, чтобы студент, постигая методы и формы исследовательской деятельности, не испугался теории и сложностей, не потерял интерес и шел все дальше, и дальше в своем постижении нового. Педагог ВДОХНОВЛЯЕТ – ОРГАНИЗУЕТ – НАПРАВЛЯЕТ.

Общение в процессе исследовательской деятельности взаимно обогащает и совершенствует как студентов, так и их руководителей.

 «Без стремления к научной работе учитель элементарной школы

попадает во власть трех демонов: механистичности, рутинности,

банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается».

 Немецкий педагог А. Дистервег


Педагоги «Нижегородского техникума отраслевых технологий» ведут активную борьбу с «эмоциональным выгоранием», и не случайно ежегодно они являются призерами областных конкурсов профессионального мастерства.

Системная и грамотная работа по развитию исследовательской деятельности в образовательной организации является действенным средством качественной подготовки компетентного специалиста в современных условиях.

Самая большая награда для педагога - это образованный, всесторонне развитый выпускник, который всегда будет помнить уроки, полученные в юности.