"Эффективность использования образовательных и воспитательных методик и технологий в образовательном процессе"
Цель: создание условий для повышения качества общего образования на основе внедрения современных педагогических (образовательных) технологий.
«Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь!»
(педагогическая истина)
Обновление школы возможно только через обоснованное совершенствование педагогических технологий, которое стало одной из важнейших проблем педагогической науки и практики.
В законах об образовании Российской Федерации указывается на необходимость совершенствования образования, повышения качества воспитательной работы, целенаправленного развития творческих способностей учащихся. Еще К.Д.Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение – есть труд, полный активности и мысли. Но именно активная (деятельностная и мыслительная) творческая сторона учения недостаточно актуализирована при традиционной организации обучения. Повышение эффективности урока – одна из насущных задач совершенствования качества учебно-воспитательного процесса. Аспект практической реализации современных педагогических технологий на уроке остается актуальным.
«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные задачи ( Педагогический энциклопедический словарь).
Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определённой последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.
Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
отбор и структура содержания (что);
оптимальная организация учебного процесса (как);
методы, приёмы и средства обучения (с помощью чего);
учёт необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. В результате был выработан основной подход к выбору педагогических технологий для использования в педагогической деятельности каждого учителя: выбираемая технология должна иметь качественную характеристику – это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Образовательные технологии, используемые коллективом и их результативность:
1. Технология- Развивающее обучение.
Кто применяет- Учителя начальной школы.
Результат- Всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, подготовка образовательной базы для обучения учащихся во второй ступени обучения.
Развивающее обучение это новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно- иллюстративному.Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидума.
2. Технология - Проблемное обучение.
Кто применяет- Учителя, преподающие во второй и третьей ступени обучения.
Результат- Всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, подготовка к профильному обучению.
Это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
3. Технология -Разноуровневое обучение.
Кто применяет- Учителя математики, физики, химии.
Результат -Разработка разноуровневых заданий. Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося;это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
4. Технология -Информационно – коммуникационные технологии
Кто применяет- Всеми учителями школы
Результат- Использование обучающих программ, электронных учебных изданий, развитие у учащихся творческой активности, успешному усвоению учебных программ.
Информационно-коммуникационные технологии способны: вовлекать учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательный интерес к предмету, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.
Кто применяет- Учителями – предметниками на всех предметах базового компонента, полностью учителями истории, географии, литературы.
Результат -Развитее исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и в серии уроков с последующей презентацией результатов работы в виде: реферата, доклада.
Занимаясь исследованием, учащиеся развивают наблюдательность, внимательность, аналитические навыки. В исследовании существенным является построение правдоподобных и доказывающих рассуждений о поведении объектов, которое может быть раскрыто лишь в деятельности по их мысленному преобразованию или воспроизведении.
6.Технология- Проектные методы обучения.
Кто применяет- Учителями истории, обществознания, химии, биологии, технологии.
Результат- Достижение прагматических результатов, выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально значимых результатов.
Организация проектно- исследовательской деятельности учащихся. Проектная деятельность - одна из наиболее популярных форм организации работы с учащимися. Метод проектов - организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических задач- проектов.
7.Технология-Здоровьесберегающие технологии.
Кто применяет - Всеми учителями школы.
Результат- Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения.
Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и умения, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
8. Технология- Система инновационной оценки «портфолио».
Кто применяет - 80% учителей -предметников.
Результат - Получили инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.
Результат - Развитие языковых коммуникативных навыков.
Лишь в коммуникативном методе обучения иностранным языкам мы находим основные признаки деятельностного типа обучения, особенность которого заключается в том, что он по своему назначению и по своей сущности связан, прежде всего, с отдельным видом речевой деятельности, поэтому мы встречаем его широкое использование, когда речь идет об обучении чтению, аудированию, переводу и т.д.
Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Главное – ориентация на личность школьника, т. к. педагогическая технология – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности.
Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, устанавливает логические связи между уроками по всем компонентам процесса обучения (целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному, оценочно-результативному), что обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъект – субъектную основу, что обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.
Методическая система
Задача учителя – из существующих технологий, с учетом своих возможностей, способностей учащихся, выбрать то, что помогает ему «приобрести специфическую способность к созданию своей собственной методической системы преподавания. Такой системой, разумеется, владеет каждый хороший, опытный учитель, и у каждого она своя».