Колесникова Е.В.
МКОУ СОШ с.Мичуринское
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом .
Галилео Галилей
- быть востребованным в
высококонкурентном и
высокотехнологичном
мире;
- должны уметь влиться в быстро развивающееся общество.
“ Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность”. Бернард Шоу
Слово «эффективность»
в переводе с латинского - «эффектос» - означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.
Основные составляющие урока
Цели и задачи урока
Содержание
Деятельность учителя
и ученика
Педагогические технологии
Профессионализм педагога
Современный урок
Критерии и показатели
Современная школа
1.Интерес и мотивация
Традиционная школа
Целенаправленно создается учителем
2.Целеполагание урока
Не создается
Цель урока согласуется в обсуждении с учениками
3.Характер учебных заданий
4.Время говорения учащихся на уроке в сравнении со временем активного объяснения учителем
Цель урока задается учителем
Проблемный поисковый. Творческий
Репродуктивный.
по готовому алгоритму
Сопоставимо
Учитель говорит значительно больше, у учащихся преобладает слушание
Критерии и показатели
Современная школа
5.Активность ученика на уроке
Традиционная школа
Высказывание своей точки зрения, участие в диалоге, дискуссии; формулирование гипотез; предложение своего способа решения
6.Преобладание стиля общения«учитель-ученик»
Ответы на вопросы учителя репродуктивного, воспроизводящего характера
Диалогический
7. Тип урока
Монологический
(со стороны учителя)
Урок-исследование, защита проекта, игровой урок, урок-конференция и т.д.
8.Психологич. климат урока
9.Рефлексия урока
Традиционный урок
Положительное эмоциональное воздействие, комфортность
Напряженность, страх, смятение
Присутствует
10.Приёмы, методики, технологии преподавания
Отсутствует
Наличие авторских приемов, методик, технологий преподавания
Типовые учебные планы и методики
Изменение представления учителя о современном уроке
Ученик - субъект учебной деятельности
Разнообразие источников знаний:
слово учителя; самостоятельное наблюдение;
учебные пособия; игрушки;
приборы и приспособления
Структура урока динамична, присутствуют
целый набор разнообразных действий и операций,
Объединенных в целесообразную деятельность
Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает
приоритет его деятельности по отношению к собственной
Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или
коллективной деятельности обучающихся
Критерии, по которым учитель оценивает ученика
определены заранее и разделяются обучающимися
8
Традиционная
дидактика
Новая
дидактика
Дети! Сядьте правильно! Слушайте меня внимательно!
Ребята, давайте все вместе искать истину !
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
СО вместная деятельность учителя
и ученика
8
9
- Конкретность поставленной цели и задачи
- Создание ситуации успеха
- Обучение через открытие
- Демократичность и открытость
- Результативность
- Качество учебного материала
- Формирование ключевых компетенций
- Способность ученика проектировать свою деятельность
- Разнообразие методов, приёмов
- Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
- Творчество
- Педагог управляет проблемно – поисковой, творческой или исследовательской деятельностью учащегося.
Э
Ф
Ф
Е
К
Т
И
В
Н
О
С
Т
Ь
У
Р
О
К
А
К
Р
И
Т
Е
Р
И
и
- Какой урок по вашему мнению можно считать эффективным?
- От чего зависит эффективность урока?
10
Формы организации эффективного урока
- Урок- викторина
- Урок- поиск
- Проектный урок
- Урок-экскурсия
- Урок без учителя
- Урок пресс - конференция
- Урок взаимообучения
- Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры)
- Интегрированные уроки
- Урок – фантазия
- Урок – сказка
- Урок- спектакль
- Урок- лекция
- И другие
10
Приемы эффективности урока
- Соуправление классом
- Способы повышения интереса
- Приемы обучения с помощью органов чувств
- Приемы конструирования вопросов
- Приемы сочинительства
- Прием «Найди ошибки»
- Подготовка учеников к докладам
- Иллюстрирование тетрадей
- Технология «Диспут»
- Технология «Дебаты»
- Игры-тренинги
- Способы повторения
- Устный опрос
- Письменный контроль
- Взаимоопрос
- Виды домашних заданий
10
Приемы эффективного урока
- «Корзина идей»
- Составление кластера
- «Пометки на полях»
- Составление маркировочной таблицы
- Написание синквейна
- Написание эссе
10
Прием “Корзина” идей, понятий, имен…
- Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
10
Прием составления маркировочной таблицы
- Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы.
- В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее.
- В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию
З наю
У знал новое
Х очу узнать
З наю
У знал новое
Одночлены . Подобные слагаемые.
Х очу узнать подробнее
Как найти сумму нескольких одночленов , приводя подобные слагаемые .
Какие еще действия можно выполнять с одночленами.
Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами , не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Игра «Ассоциация»
Подберите ассоциации со словосочетанием «Эффективный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове КОМФОРТНОСТЬ
К – компетентность,
О - ответственность
М - метод и т.д.
Прием “Написание синквейна ”
- В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк , которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию , что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Правила написания синквейна
1 строка - одно слово – существительное .
Это и есть тема синквейна. 2 строка - два прилагательных , раскрывающих тему синквейна. 3 строка - три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. 4 строка - фраза , предложение , состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме . 5 строка – слово (словосочетание) резюме , которое дает интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение .
Математика
1 . Прямые.
2. Пересекающиеся, параллельные.
3. Строим, проектируем, совмещаем.
4. Все прямые не имеют ни начала, ни конца.
5. Бесконечность!
Физика
Температура.
Измеряемая, зависимая.
Повышается, понижается – изменяется.
Степень нагретости тела.
Величина.
Прием “Написание эссе”
- Смысл э того приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Прием “Пометки на полях”
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные абзацы, предложения (столбики задач и примеров и т.д.).
Эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления .
Общепризнанные знаки:
«v» - если информация известна ;
«+» - информация, которая услышана впервые;
«-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;
«!» - сведения, которые вызвали интерес
«?» - то, что осталось непонятным.
Прием “Составление кластера ”
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока .
ПУТИ
ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
УРОКА
с одарёнными
со
слабоуспев.
Постановка
конкретных
целей и задач
Работа по
ИП
Грамотное
планирование
урока
Личностно-
ориентированный
подход
Пути
повышения
эффективности
урока
Мониторинг
достижения
планируемых
результатов
Применение
современных
технологий
Совершенствование
профессионализма
педагога
Современное
оснащение
учебного процесса
формы
приёмы
методы
психолог.
перестройка
повышение
мотивации
вытработка
новых
компетент.
27
Современный урок – современный учитель...
Учитель – какой он? Синквейн
Учитель
Добрый, знающий.
Учит, воспитывает, помогает..
Настоящий друг!
Мастер.
Вместо послесловия...
«Школа- не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа –это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – учителя, ребёнка, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обыкновенная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовать мечты детей».
А А. Захаренко - народный учитель
Спасибо за внимание!