Эффективный урок как основное условие качества знаний.
Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.
«Гримасы школьных будней»
Этап 1. Организационный
В начале урока опаздывают дети, опаздывает учитель (?!!!)... 10 минут решаем, кто должен привести доску в порядок, кто отсутствует и по какой причине, собираем тетради
с домашним заданием, раздаем тетради
с оценками, на проявление интереса
к получаемой оценке прибавим еще
3—4 минуты...
«Гримасы школьных будней»
Этап 2. Проверка домашнего задания
Быстренько за 15 минут напишем самостоятельную работу по материалу домашнего задания...
Встречные вопросы детей:
А оценки за предыдущую самостоятельную?
Когда проверю, тогда и скажу...
Итого 15 минут
«Гримасы школьных будней»
Этап 2. Проверка домашнего задания
У доски работает три ученика, два ученика пишут на первой парте тест, с одним учеником учитель беседует по материалам домашнего задания, остальные... имеют «счастливую передышку» в 15 минут
«Гримасы школьных будней»
Этап 3. Информация о домашнем задании
Параграф такой-то и такой-то. Ничего, что мы одну тему разобрали, а другую не успели... Это вам как самостоятельное опережающее изучение... Упражнения такие-то, такие-то... Письменно! Я проверю!
Итого — 1 минута
Требования к современному уроку
(по М.М. Поташнику)
1. Обязательный учет обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей учащихся.
2. Постановка цели урока перед учащимися.
3. Усвоение и отработка учебного материала с использованием оптимального сочетания и соотношения методов обучения. Научность содержания урока.
4. Дифференцированная помощь учащихся на основе диагностики учебных возможностей. Развитие познавательного интереса, формирование надпредметных умений, умение самостоятельно добывать знания.
5. Систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися.
6. Подведение итогов урока по достижению цели.
Эффективность урока зависит от:
Формирова-
ние умений
и навыков
Разнообразие методов
Результативность
ТСО
Мастерство
Урок
Доступность
Эмоциональная
атмосфера
Конкретность
цели
Умение
общаться
Активная
работа
учащихся
Психологические факторы, влияющие на эффективность урока:
- общий поведенческий характер класса;
- индивидуальные психологические особенности учащихся;
- эмоциональный климат в классном коллективе;
- степень сложности материала;
- индивидуальный стиль деятельности учителя.
Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру
- организационный этап
- проверки домашнего задания
- актуализации субъектного опыта учащихся
- изучения новых знаний и способов деятельности
- первичной проверки понимания изученного
- закрепления изученного
- применения изученного
- обобщения и систематизации
- контроля и самоконтроля
- коррекции
- информации о домашнем задании
- подведения итогов занятия
- рефлексии
Критерии эффективности урока:
- конкретность поставленной цели и задач урока;
- достижение цели;
- заинтересованность учителя и учеников;
- результативность;
- качество материала;
- формирование умений и навыков;
- разнообразие методов;
- эмоциональная подача материала;
- индивидуальная работа;
- выбор типа урока;
- прогнозирование результата урока;
- учебные возможности ученика;
- мастерство учителя; . умение общаться;
- доступность;
Критерии эффективности урока:
- активная работа учащихся;
- самостоятельность учащихся;
- творчество;
- ТСО;
- сотрудничество;
- -эмоциональная атмосфера;
- моторная плотность урока;
- обратная связь;
- наибольший результат, наименьшие затраты;
- педагогическая находка учителя;
- умение дать — умение взять;
- личность учителя;
- стиль общения;
- умение мыслить;
- толчок к поиску;
- насыщенность урока
Проблемы эффективности урока
- Однообразие используемых методов на уроке.
- Нерациональное использование времени на уроке.
- Редкое применение элементов проблемного обучения.
4. Недостаточное обеспечение уроков наглядными пособиями.
Степень эффективности применяемых методов и приемов в обучении:
- лекция 5 %;
- чтение 10 %;
- технические средства 20 %;
- наглядные средства 30 %;
- коллективные средства 59 %;
- практические занятия 70 %;
- обучение других 90 %.
Формы организации эффективного урока
- Урок- викторина
- Урок- поиск
- Проектный урок
- Урок-экскурсия
- Урок – экспедиция
- Урок без учителя
- Стихотворно-музыкальный урок
- Урок пресс- конференция
- Урок взаимообучения
- Урок- игра (деловые, ролевые
ситуационные игры)
- Интегрированные уроки
- Урок – фантазия
- Урок – сказка
- Урок- спектакль
- Урок- лекция
- И другие
Формы и виды организации деятельности учащихся на уроке
- Конспектирование
- Групповая работа
- Творческие задания
- Самостоятельная работа
- Составление конспекта, рецензии, отзыва, реферата
6. Эксперимент
7. Работа с контурными картами,
иллюстрациями
8. Исследование
9. Взаимопроверка,
самопроверка
10. Аукцион идей
11.Тестирование
Приемы эффективности урока
- Соуправление классом
- Способы повышения интереса
- Приемы обучения с помощью органов чувств
- Приемы конструирования вопросов
- Приемы сочинительства
- Прием «Найди ошибки»
- Подготовка учеников к докладам
- Иллюстрирование тетрадей
- Технология «Пластилин»
- Технология «Коллаж»
- Технология «Диспут»
- Технология «Дебаты»
- Игры-тренинги
- Способы повторения
- Устный опрос
- Письменный контроль
- Взаимоопрос по цепочке
- Виды домашних заданий
10 эффективных способов мотивации
1 . Поощряйте учеников
2. Ожидайте от учеников лучшего
3. Распространяйте энтузиазм, как вирус
4. Варьируйте педагогическую деятельность на уроке
5. Назначайте работу по классу
6. Распределяйте полномочия и ответственность
7. Урок в вольной форме
8. Соотносите ваш урок с действительностью
9. Озвучивайте цели класса заранее
10. Вознаграждайте положительное поведение вне класса
Подготовка современного урока
- Четко определить и сформулировать его тему.
- Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока.
3. Спланировать учебный материал.
4. Продумать "изюминку" урока.
5. Сгруппировать отобранный учебный материал.
6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке.
7. Подготовить оборудование для урока.
8. Продумать задания на дом
9. Конспект урока.
Критерии оценки качества урока
- Содержание урока
- Мотивация учащихся
- Структура урока
- Применение приемов развивающего обучения
- Самостоятельная деятельность учащихся
- Организация этапа диагностики
- ТСО
- Стиль общения
- Результативность урока – по ученику
- Результативность урока – по учителю
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Б.Шоу
Уважаемые коллеги,
желаем успехов!!!